Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:13, реферат
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-тоодин стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. В данной работе описываются общепринятые теории лидерства, которые составляют теоретическую основу для практического применения в различных организациях, где одним из важных вопросов является эффективное лидерское управление.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА..............................................4
Теории «героев» и «теории черт».
Теории среды.
Теории взаимодействия-ожидания.
Теория «усиления ожиданий»
Теории «целевого поведения»
«Гуманистические» теории лидерства.
Теории обмена.
Мотивационные теории лидерства.
«Теория амбиций»
ВИДЫ ЛИДЕРСТВА..........................................................................13
РОЛИ ЛИДЕРА...................................................................................14
СТИЛИ ЛИДЕРСТВА.......................................................................16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................17
Р. Ликерт считал, что лидерство — процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.
В рамках данной теории Р. Блайк и Дж. Моутон сумели изобразить лидерство графически: по оси абсцисс — забота об индивидах, по оси ординат — забота о результате. Чем выше значения этих координат, тем больше развиты отношения доверия и уважения в организации.
В целом же, отметив условную «гуманистичность» данных теорий, сделаем вывод: это был все-таки шаг вперед по сравнению с предшественниками. Гуманистический подход опирается на углубленный анализ личностно-психологических корней феномена лидерства.
Теории обмена. Представители данной теории (Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон, X. Келли и др.) исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности к достижению цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы «кредитования» и сложные «выплаты».
Данная группа теорий, будучи суперрационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние на современную политическую психологию значительно. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два суперподхода: рационалистический и гуманистический.
Мотивационные теории лидерства. Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие. Например, слишком сильно мотивированный кандидат, объективно имеющий мало шансов на успех, может слепо верить в свою победу на выборах. Однако, чаще всего, индивид выставляет свою кандидатуру, когда он осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику».
«Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуации. Дж. Штерн предложил следующую формулу мотивации:
мотивация = f (мотив х ожидание х стимул).
Это означает, что амбиции
кандидата представляют собой функцию
от трех переменных. Во-первых, от его
личных мотивов (власть, успех, уважение).
Во-вторых, от его ожиданий относительно
занятия должности. В-третьих, от «ценности
приза». Ожидания индивида определяются
его отношением к политической системе,
будущими возможностями как политика,
оценкой собственных
Мотивация, по Дж. Аткинсону, подразделяется на два типа: мотивация успеха (МУ) — и мотивация избежания неудачи (МН). На языке формул можно записать:
МУ = f (МУхОУхСУ),
МН = f (МНхОНхСН).
То есть уровень удовлетворения
в случае успеха и степень унижения
в случае поражения зависят от
субъективных ожиданий индивида относительно
возможных последствий как
Итак, для лидерства важен
мотив плюс возможность его реализации,
так как мотив без такой
возможности равен движению без
направления. Известный сторонник
гуманистической психологии А. Маслоу
в своей теории иерархических
потребностей утверждал, что корни
лидерства возникают в процессе
трансформации человеческих желаний
(мотивы, исходящие из чувств) в потребности,
социальные стремления, коллективные
ожидания и политические требования,
т. е. в мотивы, зависящие от среды.
В иерархии потребностей на низшем
уровне находятся физиологические
потребности, на среднем — обеспечение
безопасности, на высшем уровне — аффективные
потребности. Фрустрация низших потребностей
увеличивает мотивацию для их
удовлетворения. Задача лидера — предотвращение
фрустрации, апатии, неврозов и других
форм «общественных расстройств» через
трансформацию потребностей граждан
в социально-продуктивном направлении.
Лидеры как бы конвертируют надежды
и стремления в санкционированные
ожидания. Цепочка контролируемого
лидером состояния ведомых
желания и потребности=>надежды
и ожидания=>требования=>
Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:
1) потребность в силе,
достижениях, автономности и
2) потребность в доминировании,
репутации, престиже, успехе, статусе
и т. д. Большинство
Так выглядят семь основных подходов к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Только по мере формирования этой опоры возможным оказался следующий шаг: попытка создания типологий лидерства и выделения типов лидеров.
II. ВИДЫ ЛИДЕРСТВА
Виды лидерства:
III. РОЛИ ЛИДЕРА
Роли лидера:
IV. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
В социальной психологии выделяют три наиболее распространенных стиля лидерства.
1) Демократический стиль.
Лидер согласует свою деятельность с членами группы, обсуждает с ними принимаемые решения, равномерно распределяет права, обязанности и ответственность между членами группы. Члены группы в равной мере защищаются и поддерживаются лидером.
2)Авторитарный стиль.
Решения принимаются лидером
единолично, директивно. Члены группы
имеют те права, которые считает
возможным предоставить лидер группы.
Причем в такой группе права и
обязанности могут постоянно
меняться, не имеют стабильного характера.
Лидер не делегирует своих полномочий,
сосредотачивая все рычаги управления
в своих руках. Члены группы пользуются
гарантированной защитой и
3) Либеральный стиль.
Это попустительский стиль,
при котором участники группы
пользуются необоснованно большой
свободой действий. При таком стиле
лидерства действия одних членов
группы часто вступают в противоречие
с действиями других и деятельностью
группы в целом. Лидер не принимает
на себя ответственности за результаты,
пытаясь переложить ее на других членов
группы. Нежелание лидера принимать
на себя ответственность и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ