Основы национальной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Сегодня положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.

Содержание работы

Введение……………..3 ст
1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность»……………………6 ст
2. Содержание национальных интересов Российской Федерации………………….15
3. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России………………………….……22
Заключение……………..26
Литература…………27

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)
 
 

Реферат

по курсу  «Политология»

Тема:

«Основы национальной безопасности Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержение: 

     Введение……………..3 ст

     1. Сущность и содержание  понятий «безопасность», «национальная безопасность»……………………6 ст

     2. Содержание национальных  интересов Российской  Федерации………………….15

     3. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России………………………….……22

     Заключение……………..26

     Литература…………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Сегодня положение в мире характеризуется  динамичной трансформацией системы  международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно  возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и  взаимозависимым в силу объективных  процессов интеграции, изменился  его политический климат.

     После окончания эры биполярной конфронтации в системе международных отношений  возобладали две взаимоисключающие  тенденции. Первая тенденция проявляется  в укреплении экономических и  политических позиций значительного  числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании  механизмов многостороннего управления международными процессами (так один из примеров можно привести Европейский  Союз). При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия в перспективе будет  способствовать формированию идеологии  становления многополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется  через попытки создания структуры  международных отношений, основанной на доминировании в международном  сообществе развитых западных стран  при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой  политики в обход основополагающих норм международного права.

     Формирование  международных отношений сегодня  сопровождается конкуренцией, а также  стремлением ряда государств усилить  свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Мировой  опыт показывает, что значение военно-силовых  аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, примером тому отношения Азербайджана и Армении, Индии и Пакистана, Израиля и Палестины; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.

     Россия  является одной из крупнейших стран  мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального геополитического и  стратегического положения на Евразийском  континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

     В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов  России и интересов других государств по многим проблемам международной  безопасности, включая противодействие  распространению оружия массового  уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с  международным терроризмом и  наркобизнесом, решение острых экологических  проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения  ядерной и радиационной безопасности.

     Вместе  с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки  игнорировать интересы России при решении  крупных проблем международных  отношений, включая конфликтные  ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

     Во  многих странах, в том числе в  Российской Федерации, резко обострилась  проблема терроризма, имеющего транснациональный  характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость  объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности  имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

     В этих условиях военно-политическому руководству  Российской Федерации приходится уделять  все большее внимание формированию высокоэффективной системы обеспечения  безопасности государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике», – писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.

 

      1. Сущность и содержание  понятий «безопасность», «национальная безопасность» 

     Безопасность  в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих  словарях известные авторы-составители  В.И. Даль и С.И. Ожегов. В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие  опасности, сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь».

     Однако  такое состояние, когда отсутствуют  какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность или возможность  ее возникновения. Поэтому в понятие  безопасности включают способность  системы противостоять возможным  угрозам.

     Согласно  официально принятым в Российской Федерации  взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.

     Личная  безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

     Безопасность  общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.

     Безопасность  государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.

     Безопасность  следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные  жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих  методов: уклонение, защита либо уничтожение  источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность системы сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

     Стабильность, как и безопасность, – непременные  условия развития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной  внешней и внутренней среды для  жизни государства неотделимо от повышения безопасности. Вместе с  тем государство при определенных условиях может ощущать себя в  безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированной может быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительно стабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политический режим.

     Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).

     В свою очередь, жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

     По  определению И.А. Ильина, государство  имеет дело «исключительно с общим, всенародным интересом; ибо частный  и личный интерес граждан может  постольку приниматься в расчет, поскольку он... может быть воспринят  и истолкован как общий интерес  и всенародный».

     Обычно  под жизненно важными интересами понимают потребности государства и общества, от удовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование и развитие. К ним, как правило, относятся: сохранение государственного суверенитета; обеспечение территориальной целостности страны; сохранение социально-политической стабильности и незыблемости конституционного строя государства; поддержание стратегической стабильности и безопасности в прилегающих к границам государства регионах и в мире в целом; обеспечение беспрепятственного доступа к важным для страны международным экономическим и стратегическим зонам и коммуникациям при строгом соблюдении норм международного права; защита граждан государства в зонах военных и других конфликтов и в иных случаях угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием, и т.д.

     Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась к этому  вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над захватчиками в Ледовом побоище, Куликовской  битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.

     Под субъектами обеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способные действовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечения  безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Органы  законодательной власти формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области безопасности.

     Органы  исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

     Судебные  органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

     Государство в соответствии с действующим  законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

     Граждане, общественные и иные организации  и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Информация о работе Основы национальной безопасности Российской Федерации