Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:49, реферат
Сегодня положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.
Введение……………..3 ст
1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность»……………………6 ст
2. Содержание национальных интересов Российской Федерации………………….15
3. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России………………………….……22
Заключение……………..26
Литература…………27
Реферат
по курсу «Политология»
Тема:
«Основы
национальной безопасности
Российской Федерации»
Содержение:
Введение……………..3 ст
1.
Сущность и содержание
понятий «безопасность»,
«национальная безопасность»………
2. Содержание национальных интересов Российской Федерации………………….15
3. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России………………………….……22
Заключение……………..26
Литература…………27
Введение
Сегодня положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.
После
окончания эры биполярной конфронтации
в системе международных
Формирование
международных отношений
Россия
является одной из крупнейших стран
мира с многовековой историей и богатыми
культурными традициями. Несмотря на
сложную международную
В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
Во
многих странах, в том числе в
Российской Федерации, резко обострилась
проблема терроризма, имеющего транснациональный
характер и угрожающего стабильности
в мире, что обусловливает
В этих
условиях военно-политическому
1. Сущность и содержание
понятий «безопасность»,
«национальная безопасность»
Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов. В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь».
Однако
такое состояние, когда отсутствуют
какие-либо угрозы, является идеальным.
В реальности же всегда существует
определенная опасность или возможность
ее возникновения. Поэтому в понятие
безопасности включают способность
системы противостоять
Согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.
Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность системы сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.
Стабильность,
как и безопасность, – непременные
условия развития суверенного государства.
Обеспечение стабильной благоприятной
внешней и внутренней среды для
жизни государства неотделимо от
повышения безопасности. Вместе с
тем государство при
Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
В свою очередь, жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».
По
определению И.А. Ильина, государство
имеет дело «исключительно с общим,
всенародным интересом; ибо частный
и личный интерес граждан может
постольку приниматься в
Обычно под жизненно важными интересами понимают потребности государства и общества, от удовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование и развитие. К ним, как правило, относятся: сохранение государственного суверенитета; обеспечение территориальной целостности страны; сохранение социально-политической стабильности и незыблемости конституционного строя государства; поддержание стратегической стабильности и безопасности в прилегающих к границам государства регионах и в мире в целом; обеспечение беспрепятственного доступа к важным для страны международным экономическим и стратегическим зонам и коммуникациям при строгом соблюдении норм международного права; защита граждан государства в зонах военных и других конфликтов и в иных случаях угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием, и т.д.
Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась к этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над захватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Под
субъектами обеспечения безопасности
понимаются участники этого процесса,
способные действовать
Органы законодательной власти формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
Информация о работе Основы национальной безопасности Российской Федерации