Основы национальной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Сегодня положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.

Содержание работы

Введение……………..3 ст
1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность»……………………6 ст
2. Содержание национальных интересов Российской Федерации………………….15
3. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России………………………….……22
Заключение……………..26
Литература…………27

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

     Государство, кроме того, обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

     Безопасность  достигается проведением единой государственной политики в области  обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

     Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается  система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления  деятельности органов государственной  власти и управления в данной области, формируются или преобразуются  органы обеспечения безопасности и  механизм контроля и надзора за их деятельностью.

     Таким образом, можно сказать, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

     Основными функциями системы безопасности являются:

     выявление и прогнозирование внутренних и  внешних угроз жизненно важным интересам  объектов безопасности, осуществление  комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

     создание  и поддержание в готовности сил  и средств обеспечения безопасности;

     управление  силами и средствами обеспечения  безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

     осуществление системы мер по восстановлению нормального  функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

     участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации  в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

     В советском  обществе безопасность отождествлялась  с государственной безопасностью, под которой понималась совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Однако это нередко приводило к недооценке опасностей и угроз в других сферах жизни.

     В связи  с этим после распада Советского Союза и изменением взглядов военно-политического  руководства Российского государства  на систему обеспечения его безопасности в официальные документы был  введен термин «национальная безопасность».

     Понятие «национальная безопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервые термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.

     В 1947 году Конгресс США принял закон  «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и  поныне совет национальной безопасности (СНБ). В совете разрабатывается система  целей, интересов, угроз и приоритетов  национальной политики. В целях повышения  качества аналитического обеспечения  с 1971 года в США действует подкомитет СНБ на уровне заместителей министров, который устанавливает приоритеты США.

     В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она  как бы включалась в привычную  для советского времени категорию  «обороноспособность».

     В Российской Федерации определение  национальной безопасности впервые  появилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1996 году. В этом документе  было подчеркнуто: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

     Национальная  безопасность представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит  триединство отношений базовых  социальных субъектов - личности, общества и государства. Причем формирование и функционирование этой системы обусловлено воздействием множества факторов: исторических, географических, этнических, демографических, социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д.

     Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы  к её исследованию. Результаты этих исследований легли в основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации  от 17 декабря 1997 года № 1300, а также  в её изменения и дополнения, внесенные  Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.

     Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это не что иное, как система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а также определение национальной безопасности Российской Федерации, под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

     Чем же была вызвана необходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?

     Во-первых, наличием кризисных явлений в  экономической сфере, в системе  общественных отношений и в военной  области. Возникла настоятельная необходимость  в уточнении системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характера угроз интересам  государства, целей и стратегии  государства по обеспечению этих интересов.

     Во-вторых, отсутствием духовной основы, способной  объединить общество, которое нуждается  в определенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.

     В-третьих, необходимостью приведения всей системы  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с реалиями международной  обстановки, экономическими возможностями  государства, уровнем духовной готовности общества к переменам. Эта система  должна отражать сегодняшние и перспективные  приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства.

     В-четвертых, Концепция национальной безопасности как политический документ должна была стать основой для разработки конкретных программ и организационных  документов, для планирования и реализации всего процесса государственного строительства  в области обеспечения безопасности.

     Следует понимать, что процесс совершенствования  системы обеспечения национальной безопасности не закончился принятием  данной редакции Концепции. Со временем появляются новые угрозы безопасности страны, развивается наука и практика ее обеспечения, все это, несомненно, вызовет к жизни новую редакцию Концепции. 

     2. Содержание национальных  интересов Российской  Федерации 

     Разработка  и принятие Концепции национальной безопасности Российской Федерации  позволили конкретно определить национальные интересы, национальные цели и национальные ценности России, юридически закрепить их в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность нации.

     Г. Пальмерстон премьер-министр Великобритании в 1855-1858 и 1859-1865 гг., лидер партии вигов, на основе которой сформировалась либеральная  партия, говорил: «У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас  есть постоянные, вечные интересы, и  мы им должны следовать».

     Национальные  интересы выступают производными от потребностей граждан, их ценностных ориентаций и обеспечиваются возможностями  экономической, политической, социальной, военной и другой организации  государства, духовно-нравственным и  интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того, составляющими национальных интересов выступают декларированные государством установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.

     Для понимания сущности национальных интересов  можно выделить ряд их характерных  признаков: национальные интересы призваны обеспечить выживание, безопасность страны, данного социума, обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие; национальные интересы направлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; национальные интересы выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальных групп по достижению поставленных ими целей; реализация национальных интересов осуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю; экономическую, техническую, военную, социальную, культурную и др.); национальные интересы представляют собой осознанные, сформулированные и официально заявленные приоритеты в той или иной области.

     Национальные  интересы можно квалифицировать  по социальной значимости и выделить три группы: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы.

     К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и государства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации. Именно защита жизненно важных интересов является прерогативой системы национальной безопасности.

     Вторая  группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.

     К третьей группе относятся все остальные интересы. Они, как правило, связаны с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и др.

     Границы между группами интересов условны, подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут  приобретать статус жизненно важных и наоборот. Например, после резких выступлений, в т.ч. и практического  характера, международных террористов  в разряд первостепенных вышли национальные интересы по обеспечению защиты России и ее граждан от международного терроризма.

     Национальные  интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

     Интересы  личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

     Интересы  общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

     Интересы  государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

     Значительное  влияние на осознание и формирование национальных интересов оказывают  национальные ценности. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей – это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей – тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Другими словами, национальные ценности - это фундаментальные нормы, выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ для существования и развития нации.

Информация о работе Основы национальной безопасности Российской Федерации