Парламентская республика как форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Парламентская республика является одним из видов форм правления. Тема моего реферата была актуальной со времен Древней Греции, ведь именно с тех пор существует республиканская форма правления, хотя по-настоящему распространенной она стала после буржуазных революций XVI-XVIII веков в Европе. С той поры прошло много времени республика, как форма правления, эволюционировала.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Понятие и виды форм правлени 4
1.1. Республика. 7
1.2. Признаки парламентской формы правления. 8
Глава II. Парламентская республика. 9
2.1. Сущность парламентской республики. 9
2.2. Понятие «Рационализированный парламентаризм» в парламентской республике. 11
Заключение. 17
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

парламентская республика как форма гос.правления.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное 

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве  Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Социология  и Политология»

Реферат

по дисциплине «Политология»

 

на тему:

«Парламентская республика как форма

 государственного  правления»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы У1-6

Лиджиев Александр

                                             

Научный руководитель:

                                                                                      к.ф.н., доц. Оборский А.Ю.

 

Москва 2012 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение. 3

Глава I. Понятие и  виды форм правлени 4

1.1. Республика. 7

1.2.  Признаки парламентской формы правления. 8

Глава II. Парламентская республика. 9

2.1. Сущность парламентской республики. 9

2.2. Понятие  «Рационализированный парламентаризм» в парламентской республике. 11

Заключение. 17

Список использованной литературы 19

 

 

Введение.

Парламентская республика является одним из видов форм правления. Тема моего реферата была актуальной со времен Древней Греции, ведь именно с тех пор существует республиканская форма правления, хотя по-настоящему распространенной она стала после буржуазных революций XVI-XVIII веков в Европе. С той поры прошло много времени республика, как форма правления, эволюционировала. Появились новые виды республик: парламентская, президентская, смешанная. Данная проблема довольно актуальна в современном мире, так как существует большое количество стран с подобной формой правления. Например, наибольшее количество таких государств находится в Европе: Эстония, Турция, Индия, Финляндия, Венгрия, Италия, Турция, Чехия, ФРГ, и некоторые другие государства. Данная проблема неоднозначна, так как она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, тем не менее, в современных условиях парламентская республика является одной из самых демократических форм правления. Итак, приступим к непосредственному изучению данной проблемы.

 

Глава I. Понятие и  виды форм правления.

Форма государства — это  его устройство, выражающееся в характере  политических взаимоотношений между  людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в  процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной  власти и в административно-территориальном  делении государства.1

Форма государственного правления помогает понять:

- как возникают высшие органы государства, их структура;

- какой принцип лежит  в основе взаимоотношений между высшими и иными государственными органами;

- как складываются взаимоотношения между верховной государственной властью и    населением страны;

- в какой степени организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По данным признакам формы государственного правления делятся на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Различают  две основные формы правления – монархическую  и республиканскую.

Монaрхия  (в переводе с греческого - единовластие)  - это форма прaвления, при которой верховнaя влaсть осуществляется одним лицом, получaющим эту влaсть, чаще всего, по нaследству.

Вся полнота власти в государстве  с такой формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Это значит, что от монарха зависит окончательное решение любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может реорганизовать или устранить любые органы, назначить любого человека на любую должность и т.д.  Никаких юридических преград для полномочий монарха нет, и это самый последовательный для данной формы правления вариант.  Но полномочия монарха могут сузиться очень существенно, если монархия будет ограниченной (конституционной).

Монарх пользуется титулом  (король, царь, император, фараон,  князь, герцог  и т.д.),  имеет право  на получение из государственной  казны денежных средств на содержание самого себя и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т.д. ).

Монарх получает власть, по обыкновению, по наследству. Чаще всего наследником становится старший сын монарха. Пребывание у власти каким-либо определённым сроком заранее не ограничено. 

В зависимости от объёма властных полномочий, находящихся у  монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Особая черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует. Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных государств с различными разновидностями авторитарного политического режима. Данную форму правления имели так называемые восточные деспотии, государства на территории Западной Европы в периоды раннего и позднего феодализма.2

В ограниченных монархиях (название этой формы правления говорит  само за себя) власть монарха юридически ограничена. Здесь может быть реализован принцип разделения властей.  В зависимости от того, в какой степени ограничена власть монарха, различают дуалистическую  и парламентарную монархию.

Для начала рассмотрим парламентарную (или конституционную)  монархию. Власть монарха ограничена законом практически во всех сферах жизнедеятельности. Этот институт сохраняется благодаря монархической идеи в сознании народа. В парламентарных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним.

За монархом могут традиционно  сохраняться определенные полномочия. Например, в отдельных государствах он назначает главу правительства, министров, по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарху может принадлежать право вето в отношении законов, принятых парламентом, но на практике оно не имеет силы. Монарх издаёт указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром: эта процедура получила название «контрассигнация».  Без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы.

Это выражено, в частности, принципом «король не может быть неправ», а также принципом «безответственности  монарха». Монарх должен отправить  в отставку правительство, если оно  потеряло доверие парламента. В свою очередь правительство может  предложить монарху в определённых случаях распустить парламент и  назначить новые выборы для решения  конфликта между законодательной  и исполнительной властями непосредственно  народом. Изложенные процедуры являются частями механизма сдержек и  противовесов.

Дуалистическая монархия – некий средний вариант между абсолютной и парламентарной монархиями, первоначальная форма ограниченной формы монархии.  Это такая форма правления, при которой уже в той или иной степени проведён принцип разделения властей: у монарха остаётся исполнительная власть, а законодательная власть в принципе принадлежит парламенту.

Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое  им правительство. Весьма значительны  полномочия монарха в отношении  органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного  вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом, прежде всего, как с органом, утверждающим бюджет.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение  компромисса между монархом (и  вообще аристократией) и  народом. В  этом случае перевес пока остаётся за монархом. Для данной  формы  правления характерен авторитарный политический режим. Дуалистическая монархия – форма правления в традиционных государствах. 3 

1.1. Республика.

Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают правом избирать. Существует много разновидностей республик. Выведем основные общие характеристики республики в принципе. Единственным источником власти является народ. В этом и выражается суть народного суверенитета – одного из основополагающих принципов современной демократической государственности. Народ выбирает высший законодательный орган -  парламент (членами которого являются депутаты) и в некоторых случаях – президент. Остальные высшие органы государства (правительство) формируются, по обыкновению, этими представительными органами. В республике органы власти избираются на определенный законодательно закрепленный срок (Например, Согласно им, ч.1 ст.81 Конституции РФ будет звучать следующим образом: "Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Исключения делаются только для судей, они в некоторых странах избираются или назначаются пожизненно. Во многих странах устанавливается ограничение касательно того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность (например, в РФ президентом один тот же человек не может быть более двух раз подряд). Иначе говоря, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она подразумевает, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.

Республиканская форма правления  наиболее эффективно обеспечивает свободу  личности, обеспечивает ее соотношение  с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

Полномочия высших выборных органов государства ограничены определённым сроком – для предотвращения возможной узурпации власти. При  республиканской форме правления  проведён принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений  между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (полупрезидентскую)  республики.

Наиболее типичными примерами  президентской республики могут  служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчёркивая тем самым тот факт, что исполнительная власть принадлежит президенту, а законодательная – парламенту.4

1.2.  Признаки парламентской формы правления.

Всё, что было сказано  о парламентской монархии, относится  и к парламентской республике.  Тут огромную роль играет законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей.  Такая форма правления характеризуется верховенством парламента, который осуществляет законодательную власть. Правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним.  Таким образом, можно сказать, мы одновременно выбираем  и парламент, и правительство.

В парламентской республике также предусмотрена должность президента, но президент не обладает широкими полномочиями (прежде всего – в отношении парламента и правительства), какие имеет президент в президентской республике, и в своей деятельности зависит от правительства. Президент является главой государства, но не главой правительства; он не несет ответственности за действия правительства. Обычно президент в парламентской республике не выбирается всенародным голосованием (одно из немногих исключений – Болгария), это сделано для того, чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту. Президент избирается либо парламентом, либо специально создаваемой коллегией. Применяются разные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.

  Даже в сфере внешней политики президент вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент, по обыкновению, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, не может по своему желанию устранить главу правительства,  не может налагать вето на законы, принимаемые парламентом. Формально президент может являться верховным главнокомандующим, но фактически руководством вооруженными силами занимается министр обороны, который подчинен главе правительства.5

Информация о работе Парламентская республика как форма государственного правления