Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:47, доклад
ВВЕДЕНИЕ
Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все. Перикл, V в. до н.э.
Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону. Аристотель, IV в. до н.э.
1. Проблемы государства в странах Древнего Востока (Китай, Индия).
2. Политические доктрины в Стародавней Греции («Государство» Платона и «Политика» Аристотеля)
3. Развитие политической науки в Стародавнем Риме (Политические трактаты Цицерона «О государстве» и «О законах»)
ВВЕДЕНИЕ
Лишь
немногие могут творить
политику, но судить
о ней могут
все. Перикл, V
в. до н.э.
Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Политическая
мысль каждой древней цивилизации
своеобразна. На Востоке особо крупный
вклад в развитие представлений
о государстве и праве внесли
Индия и Китай. При всем своеобразии
их политических идей (индийская мысль,
за исключением трактатов об искусстве
управления - артхашастр, носящих в
основном светский характер, сугубо религиозна
и мифологична, а китайская мысль
рационалистична) обе системы отразили
общественный и политический строй,
покоящийся на так называемом азиатском
способе производства. Для него характерны
верховная собственность
В развитие политической
мысли Запада исключительный вклад
внесла Древняя Греция. Там сложился
«античный способ производства»
со значительным распространением рабовладения.
Политический строй представлял
полную противоположность восточным
деспотиям. Греция сохраняла раздробленность.
Формой политической организации служил
полис (город-государство). Царская
власть уступила место аристократии
и рабовладельческой
Политическая
мысль Греции быстро прошла путь от
мифа к теории. Греки систематизировали
и анализировали многообразие политических
форм, изучали условия, благоприятствующие
становлению различных
Одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.
1. Проблемы государства в странах Древнего Востока (Китай, Индия).
Политическая
мысль Древнего Востока обращает
нас к далекой поре разложения
родового строя и возникновения
первых государств. Образование государств
было медленным, мучительным и конфликтным.
Вот почему у большинства древних
народов сложилось
Политических трактатов в древнейший период не было. Средством объяснения тайн Вселенной и места в ней человека служил миф. На мифологической основе веками складывались всеобъемлющие своды мудрости и житейских правил. Их частью, не выделенной из единого целого, были и представления, относящиеся к организации общества и власти, т. е. зачатки политической мысли.
1.1. Индия
Одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения дала Индия. В первой половине II тысячелетия до н.э. в Индию приходят арийские племена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведийской по имени древнейших письменных памятников (веды). Веды - означает знание, ведение. Корень слова тот же, что -и в древнерусском глаголе «ведать», что свидетельствует об общих арийских истоках.
В ведийском обществе постепенно нарастало неравенство и со временем многочисленные замкнутые касты (джати) со строгой эндогамностью и четко определенным родом занятий распались на 4 сословия (варны): брахманов (священнослужителей), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (земледельцев, торговцев) и шудр (лиц физического труда, слуг). Господствующее положение занимали варны брахманов и кшатриев, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Религиозно-философская система, воплощенная в ведах и более поздних священных книгах, была детищем варны священнослужителей и получила название брахманизма по имени верховного бога Брахмы.
В области управления делами общества процесс разложения родоплеменного строя сказывался в возвышении вождя над племенем, в превращении его в царя и расширении царской власти в ущерб традиционному самоуправлению. Царская власть становилась наследственной.
Первыми источниками зарождающейся политической мысли в Индии, как и в большинстве других стран, явились священные тексты - веды. Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения. Таких сборников четыре.
Как источники политической мысли наибольший интерес представляют «Ригведа» (собрание гимнов) - первый дошедший до нас памятник древнеиндийской литературы и первое выражение мировоззрения ведийской эпохи и «Атхарваведа» - сборник заговоров и заклинаний. Веды послужили основой для многочисленных более поздних комментариев. Среди них наибольший интерес представляют упанишады - религиозно-философские трактаты, свидетельствующие о том, что центр тяжести в брахманизме смещался от обрядовой стороны к нравственным и интеллектуальным поискам. Исходный пункт ведийского мировоззрения - мысль о божественном создании мира и общественного строя.
С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического или божественного закона - риты. Наряду с ритой в водах употребляется понятие «дхарма». Постепенна оно вытеснило риту в качестве общего определения нормы поведения. Дхарма - понятие, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека. В этот круг входит и то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Право, закон, распоряжение - это дхарма. Но вместе с тем мораль, ритуал, знание вед, правила гигиены, очищения и приема пищи, образа жизни в зависимости от возраста и варны - тоже дхарма. Это свидетельствует об отсутствии специальных категорий права и закона. В представлении древних индийцев они еще не выделились из общей массы правил, регулирующих жизнь человека. Дхарма - это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В нем есть правила обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом и т. п. Дхарма - прежде всего обязанность. Интересен «закон кармы», который заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяются не слепой судьбой, а его собственным поведением. Закон кармы представляет собой мировоззрение, при котором человек должен смириться с действительностью в ожидании награды в ином мире.
Особенностью индийской мысли является то, что оба варианта происхождения власти - и создание правителя богами, и его избрание, т. е. соглашение между правителем и подданными (вариант договорной теории) - за редкими исключениями сочетаются. Боги всегда одобряют, Санкционируют результат народного выбора, выражают свою волю и как бы берут власть под свою опеку.
Ведийская эпоха
с ее идеологией брахманизма заканчивается
в середине первого тысячелетия
до новой эры. О наступлении нового
этапа позволяет судить возникновение
крупных территориальных
Формирование
крупных государств сопровождалось
формированием новой идеологии.
В религиозно-философском
Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни (563 - 483 гг. до н.э.). Будда означает познавший истину, достигший просветления. Сиддхартха был принцем царствующего дома, т. е. принадлежал к кшатриям. Рос он в роскоши и довольстве, но отличался большой впечатлительностью, ранимостью. Родители всячески оберегали его от зрелища страданий и нищеты. Но однажды он все же увидел страдание и это лишило его покоя. Ни роскошь, ни красавица-жена не отвлекли его от мрачных мыслей, ночью он оставил дворец, семью и отправился странствовать по свету в поисках смысла жизни. Спустя много лет на него снизошло просветление и он начал проповедовать свое учение. За это его и назвали Буддой.
Будда отверг ритуальность
брахманизма. В противоположность
брахманизму учение Будды сконцентрировано
на личности. Главная цель буддизма
- избавить человека от страданий, которые
сопровождают его в этой жизни. Будда
предлагает путь, открытый для каждого
человека, - освобождение от желаний
и страстей, спокойное, философски-созерцательное
отношение к бренному миру, самоуглубление,
позволяющее сделать внутреннюю
духовную жизнь неподвластной
Древнейший из
сохранившихся священных
Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в Суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Будда отверг священный характер вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти.
Буддизм проповедовал
равенство между людьми, но не в
социальной, а в духовной, религиозной
сфере. Люди считались равными, ибо
все они живут в мире страданий
и за всеми признавалась способность
к духовному росту Вне этих пределов
проблема равенства не ставилась. Буддизм
призывал не к изменению общественного
строя, а к отрешенности от земных страстей
и интересов. Проводилась четкая грань
между монашеской и мирской жизнью. Оппозиционным
к власти буддизм не был. Буддисты считали,
что прочная власть предохраняет моральные
устои от расшатывания, выступления против
племенных распрей, столь характерных
для ведийского периода. Буддизм отражал
потребность в формировании крупных государств
и содействовал укреплению империи Маурьев.
Не случайной Ашока, завершивший объединение
Индии, покровительствовал этой религии.
Брахманизм клонился к упадку, но оказался в состоянии приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Он впитывал в себя элементы доарийских культов местных племен. Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма, ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Он не боролся с соперничающими течениями, и это привело к формированию на рубеже старой и новой эры религии индуизма, представляющей собой обновленный брахманизм и сохранившей все священные тексты брахманизма в качестве своей основы. Буддизм то-же не удержался на высоте своих философско-этических рациональных принципов. Фигура Будды обожествлялась, окружалась суевериями и ритуалами. Различия между двумя системами постепенно стирались. Буддизм был поглощен индуизмом. В XIII в. н.э, буддийские общины перестали существовать на территории Индии, но задолго до этого они широко распространились в странах Южной и Восточной Азии. Буддизм стал первой по времени возникновения мировой религией.
К эпохе империи Маурьев относят обычно один из наиболее значительных памятников политической мысли Древней Индии;