Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа
Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «Об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых.
Политический плюрализм
и становление многопартийности
в России
Политический плюрализм
как основа демократии предполагает
многообразие политических взглядов и
организаций, свободное участие
граждан в политической жизни, конкуренцию
между различными политическими
силами в борьбе за доступ к власти.
Отечественный опыт
показал, что длительная монополизация
властных функций одной партией
крайне отрицательно сказывается на
обществе: сковывается демократия,
народ отчуждается от власти, а
власть — от народа, устраняется
возможность соревновательности в
политической жизни и т.д. Монополия на
власть создает простор для произвола,
часто развращает носителей властных
полномочий и в конечном итоге разрушает
гражданское общество. Однако не следует
идеализировать многопартийную систему.
В ней тоже есть свои слабости и недостатки,
и это отмечают зарубежные политологи,
изучавшие ее в течение многих лет изнутри.
И все-таки надежды и перспективы демократизации
общества сегодня во многом связываются
именно с многопартийностью.
Процесс формирования
многопартийности в обществе, которое
не знакомо с опытом демократического
развития и не имеет развитых демократических
традиций, не может быть простым
и безболезненным. Несостоятельными
оказались надежды на то, что многопартийность
можно внедрить сразу, скажем, после
публикации Закона СССР «Об общественных
объединениях». Этот закон лишь создал
необходимую правовую основу для
выхода на политическую арену уже
существовавших организаций партийного
типа и создания новых.
Генезис многопартийности
в России проходит несколько этапов.
Первый этап нередко условно называют
«неформальной волной» (1986 - весна 1988
г.). Окончание этого этапа
Первоначально будущая
многопартийность зарождалась в
недрах массовых политических движений
и лишь со второй половины 1990 года многопартийный
режим политической системы обретает
самостоятельный облик. Сложившаяся
в это время политическая культура
неформального общественно-
Скачок в развитии
оформившегося самодеятельного
политического движения населения,
так называемых «общественных инициатив»,
явился следствием изменения внутри
- и внешнеполитического климата
страны, связанного с попыткой части
руководства КПСС осуществить новый
поворот в реформах, ориентированный на
большую либерализацию политической системы.
Именно в это время происходит практически
полная легализация «неформалов» в рамках
объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики
«широкого общественного диалога». Неформальные
организации получили реальный шанс расширить
свое участие в политической жизни и деятельности.
Индикатором новых веяний в советской
политике того периода стали критические
публикации в журналах и развертывание
газетной кампании за перестройку, новые
элементы в диалоге руководства страны
с Западом, а также призывы М.С. Горбачева
к созданию широкого общественного движения
в поддержку реформ.
Волна «народофронтовского»
движения в России сложилась в ходе массовых
акций социального протеста весны-лета
1988 года и достигла своего апогея в 1989
году. В это время впервые удачно и широкомасштабно
"неформалами" была использована
официальная кампания - подготовка наказов
XIX Всесоюзной партконференции. В Москве,
в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске
прокатились многотысячные митинги по
вопросам социальной справедливости,
звучала мощная критика в адрес местных
руководителей как «оплота антиперестроечных
сил», предлагались альтернативные варианты
по дальнейшей демократизации страны.
Показателем успешного
использования в
К этому периоду
относится появление первых «партий».
Они являлись по сути теми же «неформальными»
группами малой численности, которые
возникли на основе провозглашения «клубами»
и «группами» того, что они превращаются
в партии.
1988-1990-е годы явились
своеобразным бумом партийного
строительства. Тогда же и
В конце 1990 - первой половине
1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая
партия РФ (СДПР), Республиканская партия
РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ),
Либерально-демократическая
Принятие в октябре
1990 года Закона СССР «Об общественных
объединениях» стимулировало
Важно отметить, что
до конца 1993 года выборы и формирование
органов власти происходили не на
многопартийной основе. Их анализ даже
в первом приближении выявляет множество
элементарных промахов как со стороны
организаторов избирательного процесса
(в т. ч. разработчиков соответствующей
процедуры), так и его непосредственных
участников, соревновавшихся за депутатские
мандаты.
После выборов в
Государственную думу и принятия
Конституции Российской Федерации,
статья 13 которой признает политическое
многообразие, многопартийность, партии
получили реальную возможность влиять
на государственную жизнь через
своих представителей.
Согласно Конституции,
«в Российской Федерации признаются
политическое многообразие, многопартийность».
Это означает, что в России на
определенных законом основаниях могут
создаваться, регистрироваться и осуществлять
свою деятельность различные общественные
политические объединения.
В Конституции Российской
Федерации указано, что «общественные
объединения равны перед
Закрепленный в
Конституции России принцип многопартийности
предполагает, что каждая партия как
разновидность общественного
Каждая партия обладает
правом принимать программные
Партийные полномочия
должны осуществляться в соответствии
с российским законодательством
и уставом партии, который подлежит
обязательной регистрации в Министерстве
юстиции Российской Федерации.
Конституция Российской
Федерации предусматривает
Принцип политического
плюрализма обладает рядом бесспорных
преимуществ (хотя бы потому, что он
противостоит политическому единообразию),
но эти преимущества могут быть реализованы
исключительно в рамках конституционности.
Кроме того, конкретная реализация
принципа политического плюрализма
предполагает наличие особого типа
правовой культуры, толерантной и
компромиссной.
В России существует
множество политических партий, общественно-политических
организаций и движений. Люди, социальные
общности имеют возможность свободно
выбирать политические организации, соответствующие
их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие
их интересам.
Политический плюрализм
неразрывно связан с идеологическим.
Политический плюрализм в идеологической
«упаковке» отражает многообразие идей
и мнений в политике, что дает возможность
в споре, диалоге сопоставлять различные
точки зрения и находить оптимальные пути
решения политических проблем.
При этом в Конституции
Российской Федерации подчеркивается,
что «никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной
или обязательной». В условиях идеологического
многообразия отрицание государственной
идеологии, возведенное в ранг правового
нормативного правила, может привести
на практике к серьезным деформациям
российской государственности, «освобожденной»
от интегрирующего общего интереса и
цели.
2. Создание, ликвидация
и внутреннее устройство
Согласно Федеральному
закону от 11 июля 2001 г. (в ред. 2005 г.) «О
политических партиях» политическая партия
– это общественное объединение,
созданное в целях участия
граждан Российской Федерации в
политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и
политических акциях, в выборах и
референдумах, а также в целях
представления интересов
Политическая партия
должна отвечать следующим требованиям:
- обязательно иметь
региональные отделения более
чем в половине субъектов РФ,
при этом в субъекте может
быть создано только одно
- в политической
партии должно состоять не
менее 50 тыс. членов партии, при
этом более чем в половине
субъектов РФ партия должна
иметь региональные отделения
численностью не менее 500 членов
партии; в остальных субъектах
если создаются региональные
отделения, то при условии,
что численность каждого из
них не может составлять менее
250 членов партии;
- руководящие и
иные органы политической
Одно из ключевых
положений Закона: в России не могут
создаваться межрегиональные, региональные
и местные политические партии. Партии
могут быть только федеральными организациями,
осуществляющими свою деятельность
на всей территории Российской Федерации.
Под региональным отделением
политической партии Закон понимает
ее структурное подразделение, созданное
по решению уполномоченного
Закон говорит о
том, что цели и задачи политической
партии излагаются в ее уставе и
программе (одновременно можно сказать,
что эти документы обязательны
для каждой партии). Однако тем не менее
основные цели партии названы в самом
Законе: формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание
граждан; выражение мнений граждан по
любым вопросам общественной жизни, доведение
этих мнений до сведения широкой общественности
и органов государственной власти; выдвижение
кандидатов на всех видах выборов органов
государственной власти, выборных должностных
лиц местного самоуправления, представительных
органов муниципальных образований, участие
в выборах, а также в работе соответствующих
органов и должностных лиц.
Информация о работе Политический плюрализм и становление многопартийности в России