Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа
Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «Об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых.
Для политических партий
существуют те же ограничения на создание
и деятельность, что и для общественных
объединений в целом. К этому
добавляются и некоторые
Структурные подразделения
политических партий создаются и
действуют только по территориальному
признаку. Не допускаются создание
структурных подразделений
Запрещается вмешательство
политических партий в учебный процесс
образовательных учреждений.
Не допускаются
создание и деятельность на территории
Российской Федерации политических
партий иностранных государств и
их структурных подразделений.
Закон о партиях
повторяет положения о
Политическая партия
создается без разрешения органов
государственной власти и должностных
лиц. Она может быть создана на
учредительном съезде либо путем
преобразования в политическую партию
общероссийской общественной организации
или общероссийского
Партия считается
созданной со дня принятия учредительным
съездом решений: о создании политической
партии; об образовании ее региональных
отделений более чем в половине
субъектов Федерации; о принятии
устава; о принятии программы; о формировании
руководящих и контрольно-
Со дня создания
партия осуществляет организационную
и информационно-
Политическая партия
и ее региональные отделения подлежат
государственной регистрации и
осуществляют свою деятельность в полном
объеме, в том числе как юридические
лица, с момента регистрации. Государственная
регистрация осуществляется Федеральной
регистрационной службой, региональные
отделения партий регистрируются органами
указанной службы в соответствующих
субъектах РФ.
Документы на регистрацию
партии представляются не позднее через
шесть месяцев со дня проведения
учредительного съезда партии. А регистрация
региональных отделений не менее
чем в половине субъектов РФ должна
быть осуществлена не позднее чем
через шесть месяцев со дня
регистрации партии.
В соответствии с
Федеральным законом 2001 г. о государственной
регистрации юридических лиц (ст.
8) она «осуществляется в срок
не более чем пять рабочих дней
со дня представления документов
в регистрирующий орган».
Свое решение о
регистрации партии или ее отделения
регистрирующий орган вместе с соответствующими
документами направляет в орган,
ведущий единый государственный
реестр юридических лиц – Министерство
РФ по налогам и сборам и его
органы на местах. Эти органы не позднее
пяти рабочих дней вносят в реестр
запись о партии или ее региональном
отделении и не позднее дня, следующего
за этим сроком, сообщают о внесении
записи в регистрирующий орган. Этот
орган не позднее трех дней со дня
получения информации выдает уполномоченному
лицу партии или ее регионального
отделения документ, подтверждающий
факт внесения записи о партии или
ее региональном отделении в государственный
реестр юридических лиц. Причем Федеральный
закон о политических партиях
специально определяет, что в случае,
если не принято решение об отказе
в государственной регистрации
политической партии или ее регионального
отделения, указанный документ должен
быть выдан не позднее чем через
месяц со дня подачи соответствующего
заявления о государственной
регистрации (п. 5 ст. 15). Отказ в регистрации
партии или ее регионального отделения
может быть обжалован в суд.
Закон оговаривает,
что информация о членах политической
партии, представляемая для сведения
в регистрирующие органы, относится
к информации с ограниченным доступом.
Ее разглашение без согласия соответствующих
членов партии влечет за собой ответственность,
установленную
Закон довольно подробно
регулирует ряд вопросов, касающихся
внутренней организации и деятельности
партий. Он не только обязывает любую
партию иметь устав, но и указывает
основные позиции, которые надо в
нем отразить. Закон также говорит,
что партия должна иметь программу,
определяющую принципы ее деятельности,
ее цели и задачи, а также методы
реализации целей и решения задач.
Кроме того, членство
в партии является не только добровольным,
но и индивидуальным. Членами партии
могут быть граждане Российской Федерации,
достигшие возраста 18 лет. Не вправе
быть членами политической партии иностранные
граждане и лица без гражданства,
а также граждане РФ, признанные
судом недееспособными.
Закон определяет, что
у членов партии есть равные возможности
участвовать в ее организации
и деятельности. Вместе с тем он
предусматривает, что гражданин
РФ может быть членом лишь одной
политической партии, состоять только
в одном региональном отделении
данной партии – по месту постоянного
или преимущественного
Запрещается требовать
от граждан РФ, чтобы они при
представлении официальных
Закон 2001 г. регулирует
вопросы контроля в отношении
партий, приостановления деятельности
и ликвидации политических партий.
Контроль осуществляют
Федеральная регистрационная
В рамках контроля эти
органы вправе: не чаще одного раза в
год знакомиться с документами
политических партий в их региональных
отделений, подтверждающими наличие
региональных отделений и число
членов партии; направлять своих представителей
для участия в проводимых партией, ее региональными
отделениями и иными структурными подразделениями
открытых мероприятиях по принятию устава
и программы партии, внесению в них изменений
и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных
органов, выдвижению кандидатов в депутаты
и на иные выборные должности в органах
государственной власти и органах местного
самоуправления, реорганизации и ликвидации
политической партии и ее региональных
отделений.
Выполняя контрольные
функции, регистрирующие органы имеют
право выносить соответственно политической
партии, ее региональному отделению
или иному зарегистрированному
структурному подразделению письменное
предупреждение (с указанием конкретных
оснований вынесения
Особая ситуация
возникает в случае нарушения
партией Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, Закона о
партиях и иных федеральных законов.
В этом случае на основании ст. 39
Закона федеральный регистрирующий
орган выносит партии письменное
предупреждение с указанием допущенных
нарушений и устанавливает срок
их устранения, составляющий не менее
двух месяцев. Если в установленный срок
эти нарушения не были устранены в предупреждение
не было обжаловано в суд, деятельность
политической партии может быть приостановлена
на срок до шести месяцев решением Верховного
Суда РФ на основании заявления Федеральной
регистрационной службы.
Региональному отделению
или иному структурному подразделению
политической партий предупреждение выносит
территориальный орган службы в
соответствующем субъекте РФ, устанавливая
срок для устранения выявленных нарушений,
составляющий не менее одного месяца.
Возможно приостановление деятельности
этих структур на срок до шести месяцев
решением суда общей юрисдикции субъекта
РФ на основании территориального органа.
Закон не допускает
приостановления деятельности политической
партий со дня официального опубликования
решения о назначении (проведении)
выборов депутатов
Если партия добилась
успеха на выборах в Государственную
Думу, и ее федеральный список был
допущен к распределению
Федеральный закон
предусматривает и такую меру
конституционно-правовой ответственности,
как ликвидация политической партии.
В случае, если партия, ее региональное
отделение или иное структурное подразделение
не устраняют нарушения, послужившие основанием
для приостановления их деятельности,
Федеральная регистрационная служба или
ее территориальный орган, внесший в суд
заявление о приостановлении деятельности
соответственно партии, ее регионального
отделения или иного структурного подразделения,
вносит в соответствующий суд заявление
о ликвидации данной политической партии,
ее регионального отделения или иного
структурного подразделения.
Политическая партия
может быть ликвидирована по решению
ее высшего руководящего органа —
съезда либо по решению Верховного
Суда РФ. Партия может быть ликвидирована
по решению Верховного Суда РФ в
случаях (п. 3 ст. 41):
а) невыполнения требований
соответственно ч.5 ст. 13 Конституции
РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона о
политических партиях (осуществление
экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того
же Закона (нарушение правил о создании
структурных подразделений
Информация о работе Политический плюрализм и становление многопартийности в России