Политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть такую тему, как политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран. Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть различные виды политических режимов зарубежных государств, проанализировать сущность основных режимов, а так же произвести их сравнительную характеристику.
Целью моей работы является рассмотрение основных положений, которые присущи тем или иным политическим режимам, анализ и оценка политических режимов, а также изучение связи политического режима с обществом и государством.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие политического режима 5
2 Демократический политический режим 10
3 Авторитарный политический режим 16
4 Тоталитарный политический режим 22
Заключение 28
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран.docx

— 59.56 Кб (Скачать файл)

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Государственное право зарубежных стран»

 

на тему:

 «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ВИДЫ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

 

 

Выполнил: студент

3 курса, 1 потока

з/с, гр. ГУП-1       Пантелеев Илья Викторович

 

 

Научный руководитель    

 

 

 

 

 

Минск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Понятие политического режима 5

2 Демократический политический режим 10

3 Авторитарный политический режим 16

4 Тоталитарный политический режим 22

Заключение 28

Список использованных источников 31

 

 

Введение

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть такую тему, как политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран. Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть различные виды политических режимов зарубежных государств, проанализировать сущность основных режимов, а так же произвести их сравнительную характеристику.

Целью моей работы является рассмотрение основных положений, которые присущи тем или иным политическим режимам, анализ и оценка политических режимов, а также изучение связи политического режима с обществом и государством.

Актуальность моей работы велика, так как понятие «политический режим» появилось в научном обороте лишь во второй половине ХХ века, характеризовалось как явление политической жизни и политической системы общества в целом и имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Можно утверждать, что политический режим охватывает все общество, т.к. властные отношения пронизывают все его сферы. А политический режим задает тон всем властным отношениям, определяя долю государственного участия в них. Политический режим обозначает политический элемент в экономике, социальной сфере, культуре, межнациональных отношениях, индивидуальной и групповой психологии граждан, их сознании.

Эта тема на протяжении последних  десятилетий поднималась и рассматривалась  многими ведущими российскими теоретиками  – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев  В.В., Алексеев С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по-своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

Огромную помощь при изучении данной темы и написании курсовой работы мне оказали следующие источники: «Сущность, содержание и формы государства» Петрова В.С., «Сущность и форма государства» Денисов А.И., а так же учебные пособия и материалы по истории государства и права зарубежных стран, по государственному праву зарубежных стран различных авторов.

 

 

1 Понятие политического режима

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни  и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его  достоянием лишь государственной жизни  и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и  методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, так как это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные общественно-политические организации.

В науке существуют два подхода  в трактовке политического режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социо-культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Наиболее адекватным способом отображения  политического режима является второй подход. Он позволяет в качестве агентов власти рассматривать не только правительство или официальные  структуры, но и все социальные силы, реально влияющие на принятие и осуществление  решений.

Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления, поскольку он способствует организации  макросоциальных процессов. Поэтому по содержанию он близок к политической системе, отражая ее динамический аспект.

Режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и ее определенную стабильность, поскольку все элементы системы приводит в упорядоченное  взаимодействие.

Режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность  правящему классу выполнять возложенные  на него полномочия. Любой режим  в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно  отличается от других.

Режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.

Не случайно американские политологи указывают на то, что тот или  иной политический режим представляет собой специфический период действия политической власти в рамках определенной политической системы.

Категория «политический режим», воплощает  в себе реальную политическую власть в обществе и методы ее осуществления. Она характеризует также то, как  соотносятся и взаимодействуют  в данном социальном организме гражданское  общество и государство, каков объем  прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности  их осуществления.

На ту или иную разновидность  политического режима оказывает  влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных  органов и юридические формы  их деятельности, соотношение общественно  политических сил, уровень и стандарты  жизни. Существенное влияние на вид  политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая нередко складывается вопреки интересам господствующего класса.

Согласно наиболее распространенному  толкованию, режим определяется как  совокупность средств и методов  осуществления экономической и  политической власти определенных групп  и классов.1

Политический режим – это  конкретное проявление государственной  организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе2.

Денисов пишет следующее: «От формы  правления государственного устройства отличается политический режим. Термин политический режим в теории государства  и права, применяется для обозначения  любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или  иного метода осуществления классового господства»3.

Политический режим – это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом4.

Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества5.

В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

В современном мире насчитывается около 140-160 режимов, которые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно  провести классификацию:

  • по тому, в чьих руках власть
  • по тому, как эта власть используется

Характер политического режима зависит от следующих моментов:

  • от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);
  • степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;
  • процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;
  • состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

 

 

2 Демократический политический режим

Термин «демократия» происходит от древнегреческого «demos» ― народ, и «crutos» ― власть. Народовластие ― это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по воле большинства. Идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Утверждение демократии и демократических  социальных порядков в настоящее  время является по сути дела универсальным  лозунгом политических партий и движений любого типа. Но при этом понимание  демократии каждой партией или движением  может существенно различаться. Это происходит в силу того, что  термин «демократия» очень многозначен. Он используется для обозначения не только формы государственного устройства или политического режима, но и идеала политической организации общества.

Демократия как определенная система  власти представляет собой форму  организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор  населением той или иной альтернативы общественного развития. Она открыта  для любого варианта социального  выбора, отвечающего представлением большинства населения.

Демократия обладает рядом универсальных  способов и механизмов организации  политического порядка. Такая политическая система предполагает:

  • обеспечение равного права всех граждан на участие в управление делами общества и государства;
  • систематическую выборность основных органов власти;
  • наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
  • абсолютный прирост правовых механизмов отправления и смены власти (конституционализм);
  • профессиональный характер правления элит;
  • контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
  • идейный плюрализм и конкуренция мнений.

В современных условиях, как правило, демократический политический режим  строится на использовании возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение граждан  в процесс принятия решений через  их представителей, избираемых в законодательные  или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т.п.). Эти механизмы  в основном и составляют структуру  демократического правления.

Универсальные свойства современной  демократии связаны и с идейными основаниями власти. Опыт политического  развития последних десятилетий  убедительно показывает, что единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму  диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида.

Информация о работе Политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран