Политическое лидерство и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 00:13, реферат

Описание работы

Современное общество сильно отличается от того общества, которое было еще 10-20 лет назад. К тому же эти отличия продолжают развиваться. Чтобы понять место, роль и особенности современного политического лидерства необходимо, прежде всего, вникнуть в суть тех перемен, которыми охвачен мир.
Постепенно к середине 1990-х годов современный капиталистический мир вступил в свою высшую и завершающую стадию - глобализацию, эпоху всестороннего объединения человечества

Файлы: 1 файл

Лидер - политология.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Все эти, сложные и беспрецедентные в мировой истории процессы которыми охвачена сегодня наша страна, накладывают свой отпечаток на портрет политического лидера. Так же характерной особенностью политической жизни современной России является пассивно-индивидуалистический склад характера большинства современных отечественных индивидов, что продиктовано, с одной стороны пережитками прошлого, с другой консервативными особенностями современной социально-экономической среды, способствующей консервации души современного российского человека. Это накладывает существенный отпечаток на характер политической борьбы в России, создаются условия для появления фиктивных политических партий и фиктивных политических лидеров, а так же широкое применение имеет апелляция к бессознательным стремлениям избирателей. Это делается для обмана пассивных граждан, не вникающих в характер политических противоречий современного общества и не осознающих свои интересы. Если в 2000-2002 число членов политических партий снижалось, то теперь оно очень быстро возрастает, но сейчас это в основном фиктивные члены. Министерство юстиции зарегистрировало огромное число политических партий. Эти партии, располагая значительными финансовыми средствами и имея фиктивную, придуманную идеологию набирают штат фиктивных лидеров. Интересно, что такие политические лидеры внутренне аполитичны, и с явным безразличием относятся к политике. Вся эта виртуальная политическая жизнь должна по планам сценаристов отвлечь людей от реальной политической борьбы и переключить их внимание в сторону искусственно созданного политического цирка.

Политическая борьба в России непрерывно ужесточается, начиная с 2000 года, но при этом она принимает иные формы и изменяется ее содержание, хотя и происходит заметный спад социальной активности граждан, но это не ведет к политическому застою. Государство стремится исключить трудовые коллективы, профсоюзные организации и общественные организации из политической сферы жизни страны. Впрочем, существует и точка зрения, что спад социальной активности скоро сменится подъемом и в связи с этим ведется активная работа по ускорению этого процесса. В среде левых политических лидеров и ученых так же уже давно идет спор о том возможно ли существование и устойчивое развития социалистического общества на базе рынка и товарно-денежных отношений. В тоже время правые как консервативно, так и либерально ориентированные не представляют себе существование общества без рыночной экономики.

Ситуация с раскладом общественных, экономических и политических сил в России вполне соответствует мировым стандартам, хотя является во многом специфической. Однако куда более сложно выглядит культурная среда современного общества в нашей стране.

В плане культуры в нашем обществе присутствуют четыре ее вида. Это традиционная советская культура ее носителем является часть старшего поколения, ей близка революционная культура части современной молодежи России, но они имеют большие отличия. Современная левая молодежная культура опирается в значительной мере на Западный пример и образ поведения и мысли и не является консервативно-традиционной советской культурой. Самой массовой культурой является поп-арт, буржуазная массовая культура, культура глобализации, есть еще контр культура. Все виды культур в России очень специфичны, но при этом идеологичны, то есть явно или скрыто, политически привержены. В Формирование политического лидера они играют большую, различную и социально специфичную роль. Наиболее интересны лидеры воспитанные контркультурой и революционной культурой, чаще всего обе культуры в своем влиянии совмещаются в одном политическом лидере. Так же любопытных лидеров можно наблюдать у неолиберальных сил, они в отличии от неоконсерваторов привержены и находятся под явным влиянием наиболее передовых направлений поп арта, что еще раз подчеркивает их оригинальный характер.

Большое значение в формировании современных политических лидеров в России играют такие институты как семья, средние и высшие учебные заведения. Огромное по своей роли значение имеют средства массовой информации. Они, принадлежа в основном крупным компаниям, хотя и работают в интересах этой политической группы, но оказывают сложно противоречивое влияние на политическое созревание личности современного российского лидера. К сожалению, в этой части работы мы не сможем охватить все элементы, оказывающие влияние на формирование современного лидера в нашей стране, но некоторые из них мы постараемся рассмотреть поподробней.

 

1.2. Особенности формирования политического лидерства в наше время в России.

  

Рассмотрение особенностей формирования современных российских лидеров стоит начать с роли, характера той общественной частицы, в которой закладываются не только первые кирпичики их личности, но и их политических воззрений - семьи.

  

Политический лидер и семья как фактор его формирования.

 

Большое, а порой и определяющее, значение в формировании политического лидера играет его семья. Воспитание в семье, основанное на сознательных и неосознанных примерах, которые дают ребенку родители и ближайшие родственники, на господствующих в семье нормах поведения и морально-этических и культурных ценностях, которые имеются у родителей, братьев и сестер. Иными словами семья как фактор формирования политического лидера находит свое выражение в отношениях в семье, отношениях между семьей и обществом, ценностями и интересами, господствующими в семье.

С самого момента своего появления ребенок оказывается окруженным огромным миром людей, событий и поступков, он не видит и не может видеть мир общества в целом, но он легко может наблюдать, а со временем и участвовать в жизни его части - семьи. При этом он постепенно начинает сравнивать отношения и ценности в его семье с отношениями и ценностями в семьях других людей и господствующими в обществе. В этом не редко скрываются серьезные противоречия, которое, будучи разрешенными психикой ребенка позволит ему сделать свой выбор. От результатов этого выбора, а так же от того насколько человек способен внутренне разрешить противоречия зависит, сможет он стать политическим или же просто социальным лидером или нет.

Стоит обратить внимание на социально-экономический характер семьи, ведь от того в какой семье формируется личность, зависит результат ее формирования. Буржуазная семья с культом обладания вещами и деньгами, с поощрением в человеке индивидуалистских черт и подавлением коллективистских может при хороших изначальных данных человека сформировать его как будущего лидера. Но стоит помнить, что воспитанный в такой семье лидер может быть востребован как лидер далеко не всеми социальными группами и общественными классами. Он вполне может быть политическим руководителем в правой, неолиберальной партии или занять место руководителя в коммерческой фирме, но он, скорее всего не станет профсоюзным, социал-демократическим или коммунистическим лидером. Обратный пример социально-экономической и политической ориентации семьи, когда в семье довольно широко понимается коллективизм, взаимовыручка, нет стремления, обладать как можно большим числом вещей и денег, в основе отношений лежит демократия. В такой семье создаются предпосылки к превращению человека в дальнейшем в социально активного, открытого людям политического лидера. Такой человек как лидер легко может найти себе место в левых политических организациях широких общественных движениях и свободных альтернативных группах.

Противоречия внутри семьи, между ее членами, их словами и поступками, проявляемым и скрываемым отношением родителей к поступкам своих детей имеет большое влияние в формировании политического лидера. Если человек наблюдает, что его похвалили за то, что он что-то сделал, а сами внутренне осудили его, то это рождает в нем определенное противоречие, возникает вопрос, а правильно ли он поступил, или, а правильно ли поступают его родители, братья и сестры.

Однако изложенное выше видение роли семье в формировании лидера открывает пока лишь одну ее сторону - внутренний характер семьи как формирующей человека силы. Но у нее есть и другая сторона, эта сторона состоит в отношениях семьи и различных общественных классов, социальных групп, общества в целом, совпадении или не совпадении их ценностей и интересов, целей и задач, отвечает ли та или иная форма семьи требованиям времени. Если оценивать роль семьи в формировании личности, политического лидера, то нужно отметить что эта роль является довольно сложной и противоречивой. Пример выражения всей сложности противоречий семьи и общества, семьи и передовых общественных сил, семьи и консервативных общественных сил, семьи, отношений в ней и господствующими в обществе общественно-экономическими отношениями, а так же многих других противоречий, состоит в "конфликте поколений". Прогрессивно воспитанная молодежь не находит понимания у своих родителей, у нее с ними расходятся интересы и ценности, она совершенно иначе поступает. Разумеется, возможен и обратный пример, когда интеллигентная семья не может понять сына или дочь настроенных консервативно, например вступающих в ранний брак и тяготеющих к примитивным удовольствиям (курение, алкоголизм, наркомания) и низкой культуре. Итак, мы видим сложную взаимосвязь отношений семьи, частицы общества, и общества где во всем многообразии проявляются самые сложные общественные и психические противоречия.

Все что мы сказали выше, имеет отношение и к случаю формирования лидера из уже взрослого человека. Конечно, в случае со сформированной личностью создающего семью человека роль его семьи будет не столь велика как в детстве, но все равно она может оказаться значительной. Большинство современных женщин политиков заинтересовались политикой лишь после вступления в брак, создания семьи, у мужчин для сравнения такой интерес проявляется гораздо раньше и в этом тоже можно увидеть роль семьи. Мальчику с детства внушают, что он должен быть социально активным, в то время как девочке внушается ориентация на создание семьи. Разумеется, создав семью женщина сталкивается с реальностью общественной жизни, на которую она прежде старалась не обращать внимание, проблемы общества становятся ее проблемами, так как она становится более связанной с ними. Именно в этот период жизни многие женщины и склонны начинать заниматься политикой.

Оценивая в завершение роль семьи в формировании политического лидера хочу отметить, что прогрессивная семья имеет гораздо больше шансов воспитать политического лидера с качествами адекватными нашему времени, чем консервативная, патриархальная семья, но с другой стороны прогрессивный лидер формируясь во враждебной консервативной среде семьи, и преодолевая различные преграды хотя и формируется медленней, но зато может оказаться обладателем более сильного характера.

Большое значение благодаря своей роли в обществе имеют учебные заведения, такие как школы, колледжи, лицеи, техникумы, ПТУ, и особенно Вузы. В отлаженной, хотя и противоречивой системе образования закладываются многие основы бедующего социального человека. Будущий политический лидер проходя через образовательную систему формируется как социально идентифицированный индивид, он приобретает профессию, социальный статус, место в системе общественных отношений. В дальнейшем в зависимости от того, насколько в нем сформируются ценности, интересы и потребности присущие его общественному классу или социальной группе он сможет выдвинуться в качестве социального или политического лидера. В образовательной системе происходит формирования такого социально-ориентированного человека, который необходим господствующим в обществе социально-экономическим, а значит и политическим силам. Однако система образования это не только задачи и установки, которые создаются правящими в обществе силами, но и те люди, которые эти установки должны реализовывать, переносить их на школьника, учащегося, студента, аспиранта и так далее. Существует зримое противоречие между интересами господствующих общественных классов и слоев и интересами, ценностями и поведенческими нормами тех, кто должен реализовывать образовательную программу. Так же имеют место и противоречия между обучаемым человеком и системой образования. У них могут расходиться интересы, быть различным мировоззрение. Все эти и другие, не столь явные противоречия, складываются в единую систему противоречий, с которой и сталкивается личность вообще и личность политического лидера в частности. Именно проходя через такую противоречивую систему образования человек, делает шаг к превращению, или уже превращается в этой среде в социального или политического лидера.

Другие, не образовательные, общественно-экономические, идеологические и политические институты так же играют важную роль в формировании политического лидера. Особенно велика роль идеологических институтов, таких как средства массовой информации. Рассмотрим для примера их роль и характер воздействия на личность в спектре формирования политического лидера.

  

Роль средств массовой информации в формировании политического лидерства.

 

Трудно спорить с тем утверждением, что влияние СМИ в нашем обществе очень велико. По сути СМИ передовая в своей обработке различную информацию оказывают огромное влияние на общество, создают определенные его интересы и потребности, оказывают влияние на формирование норм морали, эстетики, общественную психику.

Мы не можем оценить влияние СМИ не только на формирование в молодежной среде лидеров, но и на все общество, не дав характеристику современным СМИ, их стилю работы. Говоря о характеристике средств массовой информации, я имею в виду, прежде всего, их социально-экономический характер. Влияние СМИ на наше общество заметно изменилось по сравнению с советским периодом, это изменение полностью связано с социально-экономическими и политическими переменами в России. СМИ теперь являются большей частью собственностью крупных компаний, и государства выражающего их интересы.

                 В наше время, доминирующим стилем работы СМИ практически всех видов, от газет до телевидения, стал так называемый "новобуржуазный стиль" (термин заимствован из языка журналистов работающих в частных СМИ). Его суть состоит в том, что подача информации построена в легкой насмешливой манере, когда журналист, стремится обнаружить в совершаемом кем-либо или какой-либо организацией действии наивных, глупых, смешных моментов и сконцентрировать на них внимание. Таким образом, у потребителя информации создается ощущение того, что он - потребитель, человек мудрый и не совершает глупых поступков. Формируется комплекс действия, когда человек не стремится совершать какие либо социально значимые поступки подсознательно опасаясь стать посмешищем. Таким образом, в обществе через скептическое отношение формируется стереотипы поведения, социальная пассивность и конформизм. Нужно отметить, сто новобуржуазный стиль, не является единственным стилем подачи информации в наше время, некоторые заказные материалы сделаны в консервативном, серьезном стиле, так же материалы, рассчитанные на различные социально-возростные категории могут быть сделаны в различных иных стилях, например, нудно-поучительном. Однако поскольку мы ставим своей целью проследить влияние СМИ именно на молодежь то необходимо помнить что, новобуржуазный стиль имеет на нее колоссальное влияние.

Информация о работе Политическое лидерство и его особенности