Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Лидерство как политический феномен представляет собой один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе. Лидерство принадлежит к числу наиболее древних и универсальных институтов человечества, связанных с присущими ему стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения индивидов с заданными авторитетными (авторитарными) образцами.

Содержание работы

Лидерство как политический феномен.
Функции и типы политических лидеров. 3
II. Тесты. 13
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

Политическое лидерство.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

по теме: Политическое лидерство

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

Группа

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                           

    1. Лидерство как политический феномен.

Функции и типы политических лидеров.                       3

    II.       Тесты.                                                                              13

    Список литературы.                                                               15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Лидерство как политический феномен.

Лидерство как политический феномен представляет собой один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе. Лидерство принадлежит к числу  наиболее древних и универсальных  институтов человечества, связанных  с присущими ему стремлениями сообразовывать стандарты социального  поведения индивидов с заданными  авторитетными (авторитарными) образцами. Поэтому политическое лидерство, как  специфическое преломление данного  феномена в политическом процессе, есть тип политического взаимодействия, когда одна личность организует и  направляет других людей, с целью  их организации на совместную деятельность и ее осуществление, причем векторная  цель указанной деятельности получает в результате черты обще значимости, какие бы на самом деле мотивации  не определяли реальный интерес лидера в этом процессе.

Политическое лидерство  – это персонифицированная форма  взаимодействия публично-политической власти и общества, особая форма  субъектно-объектных отношений доминирования  и подчинения по поводу завоевания, удержания и использования власти, опирающихся на властные структуры  и авторитет. Для того чтобы политическое лидерство могло проявиться, необходимы четыре условия:

а) наличие политической программы;

б) активной политической деятельности;

в) способности воздействовать на политическое сознание масс;

г) материальных ресурсов и  средств для реализации программных  установок.

 

Функции политических лидеров.

Функции лидера – это  главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких  факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств  самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций  заметно сокращает возможности  доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Аналитическая функция, или  функция постановки диагноза, то есть глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных  и субъективных факторов и реалий.

Функция разработки программы  действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического  лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность  брать на себя большую ответственность.

Функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь  многое зависит от умения и способности  политического лидера вступать в  контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону  колеблющихся.

Новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые  политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур.

Коммуникативная функция  связана с тем, что главный  смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая  интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями.

Организаторская функция  вытекает из предыдущих. Речь идет о  мобилизации народных масс на претворение  политических программ и решений в жизнь.

Координационная функция  направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти.

Интегративная функция направлена на поддержание целостности и  стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия –  лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит  или государства в целом.

Функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного  авторитета и влияния на массы.

Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор  обновления жизни, организатор деятельности людей.

Типы политических лидеров.

Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия  на массы, способами достижения поставленных целей и т.д. Исходя из различных  критериев, можно выделить разные типы лидеров. По масштабности различают  лидеров общенациональных, определенного  класса, тех или иных социальных слоев. Лидеры разделялись на львов  и лис (Парето). Тип политика-лисы соединяет в себе такие качества, как умение лавировать, предугадывать  ход событий, скрывать свои истинные цели, намерения, быть хитрым, осторожным, уметь не попасть в расставленные  капканы, запутать свои следы и т.д. Политики-львы чаще всего действуют  прямолинейно, методом силового давления и чаще всего попадают в капкан. Их основной принцип - сокрушить противника в решающий момент в открытом бою. Идеальный тип - политик, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисы. Явление это весьма редкое.

М.Г. Берне разделяет лидеров  на две категории: преобразователи  и дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией общественного  развития. Вторые - сосредоточивают  внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким  должно быть общество в конечном итоге. Берне считает, что лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, в нормальных условиях приводит к  «деловому» типу, а в революционных - к «преобразующему».

Большое влияние на исследователей оказала типология, разработанная  немецким философом и социологом М. Вебером. Он выделил традиционное лидерство, основанное на вере в святость и неизменность традиций (лидером  становятся в силу традиций, например, когда сын монарха наследует  пост отца после его смерти); харизматическое  лидерство, опирающееся на веру в  исключительные способности вождя, который обладает харизмой, ниспосланной ему Богом; рационально-легальное  лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка, избрании и  деловой компетенции индивида. Наиболее интересным М Вебер считал феномен  харизмы. Он основан исключительно  на личности лидера, которому приписываются  божественные способности. Взаимоотношения  между ним и массой носят эмоционально-мистический  характер. От масс требуется полная личная преданность вождю, который  выполняет «историческую миссию». Смена у власти такого лидера связана  с большими трудностями, ибо она  не может осуществляться в соответствии с укоренившимися традициями, или  действующими юридическими нормами. Обычно начинается ожесточенная борьба за власть, что ведет к неустойчивости политической системы. Харизматический тип лидера исторически встречается в самых  разных политических системах. В качестве примера подобного типа можно  привести Ю. Цезаря, Наполеона, Гитлера, Муссолини, Ф. Кастро, Ким Ир Сена, Мао  Цзэдуна, Ленина, Сталина. Такой тип  лидера нельзя оценивать однозначно. В период глубоких структурных трансформаций  харизматический лидер иногда самим  фактом своего существования способен сплотить нацию, вселить веру в успех  преобразований. Вместе с тем у  масс нередко формируется патерналистское  сознание, и они, перекладывают заботу о своем существовании, разрешении всех возникающих проблем на плечи  руководителей.

В современной политологии  нередко называются четыре собирательных  образа лидера: знаменосца, служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная  увлечь массы. Яркими представителями  такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг. Лидер-служитель всегда стремиться выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и  избирателей в целом, ориентируется  на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность  привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в  их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы  к их осуществлению. Лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

Польский политолог Е. Вятр по отношению к идеологии  выделяет тип лидера-идеолога и лидера-прагматика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и  влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя  сохранения власти. В зависимости  от отношения к сторонникам лидер-харизматик формирует волю других, лидер-представитель  выражает волю тех, кто за ним стоит. По отношению к противникам Е. Вятр выделяет тип лидера-соглашателя, который, насколько это, возможно, стремится  к смягчению конфликта, нахождению компромисса, и лидера-фанатика, стремящегося к максимальному обострению конфликта, уничтожению противника любой ценой.

Мы за основу типологии  возьмем следующие критерии: отношение  к власти, способы и методы достижения поставленных целей, тип деятельности, отношение к действительности.

По отношению к власти можно выделить оппозиционного и  властвующего лидера. Оппозиционный  тип в свою очередь подразделяется на два подтипа конфронтационно-оппозиционный  подтип, непримиримый противник данной власти, стремящийся свергнуть ее, во что бы то ни стало, и конструктивно-оппозиционный  подтип, критикующий данную власть, но не ориентированный на ее немедленное  свержение. Действуя в легальных  условиях, такой тип лидера обладает большими возможностями воздействия  на массы, как через средства массовой коммуникации, так и путем прямых контактов с ними, прямого апеллирования  к ним. Критикуя существующую власть, ее ошибки и просчеты, набирая тем  самым очки для будущей победы, оппозиционный лидер, как правило, пользуется большими симпатиями масс и с этой точки зрения находится в более выгодном положении, чем властвующий лидер. Ему не приходится отчитываться перед избирателями, он не несет ответственности за те или иные провалы, дистанцируется от непопулярных мер и т. д. Оппозиция всегда права. В тоталитарно-авторитарных системах, а также в условиях революции, когда накал классовых противоречий доходит до предела, преобладает конфронтационно-оппозициониый тип лидера. Приход его к власти часто приводит к смене политического курса страны, глубоким трансформациям.

В стабильном, хорошо развитом обществе с давними демократическими традициями и здоровой экономикой преобладает  конструктивно-оппозиционный тип  лидера, отличия которого от властвующего бывают весьма условны. Они касаются путей, сроков, методов достижения общих  целей. Поэтому превращение конструктивно-оппозиционного лидера во властвующего происходит с  помощью легитимных средств и  не ведет к кардинальным изменениям в общественной жизни и строе  страны. Более того, президент от одной партии может править в  условиях парламентского большинства  другой партии. Уход от власти, как правило, добровольный, в оппозицию или  с политической арены не означает политической смерти лидера. Во всяком случае, такой деятель продолжает играть весьма заметную роль в политике (бывшие президенты США Никсон, Рейган, премьер-министр М. Тэтчер в Великобритании и др.). Конечно, данное положение  вовсе не исключает функционирования в демократических политических системах конфронтационно-оппозиционных  лидеров, но они не оказывают существенного  влияния на политическую стабильность этих стран.

Власть - не только определенный способ и тип социального взаимодействия людей. Властвующие лидеры условно  подразделяются на два подтипа: эгоцентрический  и социоцентрический. Эгоцентрический  тип лидера ориентирует власть на себя. Власть может иметь различную  ценность для того или иного политика. Она может рассматриваться как  инструмент компенсации неполноценности, изначальных физических или психических  недостатков личности, которые мобилизовали ее на большие достижения (эта идея «насказывалась» Дж. Лассуэллом и  др.). Такой подход не лишен основания. Известно, что Дж. Кеннеди с детства  страдал от травмы позвоночника, Сталин -- от дефекта руки, рябинок на лице, маленького роста. Он остро переживал  неприязнь одноклассников, которую  относил за счет бедности и низкого  происхождения своей семьи. От комплекса  неполноценности в детстве страдали Вильсон, Рузвельт.

Имея право на существование, такая точка зрения, на мой взгляд, является узкой, не отражающей всей сложности  жизни. Ведь среди страдающих от комплекса  неполноценности чаще встречаются  пассивные люди. Власть может рассматриваться  также и как средство получения  материальных и нематериальных благ (богатство, слава, престиж, известность, популярность, доступ к высшим слоям  общества и др.) или как способ господства над другими, получения  удовольствия от чьей-то зависимости  по отношению к себе (своеобразный политический садизм).

Социоцентрический подтип властвующего лидера главный смысл деятельности видит в служении Отчизне, выполнении общественного долга. Социоцентрическую  ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера. Оценки делает сама история. Кроме того, эгоцентрические и социоцентрические  мотивы не обязательно должны исключать  друг друга. Можно одновременно испытывать желание служить Отчизне, народу и прославиться, разбогатеть.

Информация о работе Политическое лидерство