Порядок выбора президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Выборы Президента Российской Федерации объективно предполагают повышение интереса избирателей РФ, всего народа к роли Президента в системе органов государственной власти, порядку его избрания и к кругу его полномочий, которыми он наделен как глава государства.
Любая избирательная кампания по выборам Президента РФ сама по себе имеет важнейшее политическое и общественное значение, которое не ограничивается актом выбора конкретного лица Президентом РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. К истории становления института президента
в Российской Федерации 5
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации 9
Глава 3. Вступление в должность Президента Российской Федерации 27
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Порядок выбора президента.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

   В некоторых  конституциях предусматривается  невозможность нового избрания  президента после двух сроков  без оговорки, что следующий срок  должен следовать «подряд». Следовательно, избрание в третий раз одного и того же лица вообще исключается.

   Неоднозначно  решается и  вопрос о том,  когда начинается отсчет двух  сроков, если в период президентства  определенного лица была принята  новая конституция или это  правило введено впервые во время осуществления полномочий президента данным лицом.

   В некоторых  конституциях вопросы  такого  рода регулируются. Так, поправка ХХII к Конституции США, вступившая в силу в 1951 г. И установившая, сто ни одно лицо не должно быть избрано на пост президента более двух раз, содержит оговорку: «настоящая поправка не относится, однако, к тому, кто занимал пост Президента в момент ее внесения Конгрессом».

   В переходных положениях Конституции Азербайджана пояснялось, что положение о двух сроках полномочий распространяется на Президента азербайджанской Республики, избранного в результате выборов Президента, проводимых после принятия настоящей Конституции.

   Аналогичная  норма содержалась и в Законе  о порядке введения в действие Конституции Туркменистана от 18 мая 1992 г.

   В 1998г.  В Киргизии таким же образом  была истолкована Конституция  Конституционным Судом. 30 декабря  2003г. И Конституционный Суд  Украины принял постановление  о том, что новый срок полномочий  Президента Украины начинает  исчисляться после выборов на основе Конституции 1996 г., хотя до этого Президент исполнял полномочия уже при новой Конституции в течение двух лет (впервые избран в 1994 г., повторно в 1999г.).

   Аналогичная   проблема возникла и в Российской  Федерации: являлось ли избрание Президента Б.Н.Ельцина в 1996 г., т.е. после принятия Конституции РФ 1993 г., первым или вторым сроком исполнения полномочий. В отличие от названных выше  конституций в Российской Федерации этот вопрос на конституционном уровне не решался. Поэтому  по запросу Государственной Думы в 1997 г. толкование Конституции по указанным вопросам дал Конституционный Суд РФ. Оно отличалось от постановлений конституционных судов Киргизии и Украины. Конституционный Суд РФ постановил, что срок полномочий Президента, начавшийся до принятия Конституции 1993 г., является первым, а после выборов 1996 г. начался второй срок.

   Такой  позиции в своем запросе в  Конституционный Суд РФ придерживалась и Государственная Дума. Однако в последующем законодательная позиция депутатов изменилась. Началом первого срока стали считаться выборы, прошедшие после принятия Федерального закона, установившего, что, Президенты и губернаторы субъектов РФ не могут занимать должности свыше двух сроков подряд. В результате сроки пол6номочий некоторых из этих должностных лиц превышают намного сроки двукратного пребывания в должностях.

   На основе  конституционных требований, которым  должен отвечать кандидат в Президенты, Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации от 10 января 2003 г. Конкретизирует условия, при которых не допускается выдвижение граждан кандидатами на должность Президента. Это относится к тем гражданам РФ которые:

   1) не  обладают избирательным правом  (т.е. находятся в местах  лишения  свободы по приговору суда  и те, которые признаны  решением  суда недееспособными); 2) занимали ко дню выборов должность Президента два срока подряд; 3) по приговору суда лишены права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование по выборам Президента состоится до истечения этого срока; 4) досрочно прекратили исполнение обязанностей Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента, отрешены от должности.

   Последнее  основание относится к выборам  Президента, назначенных в связи  с досрочным прекращением полномочий.

   Выборы  Президента РФ проводятся на  основе принципа альтернативности, предусматривающего необходимость выдвижения не менее кандидатов. Этот принцип в Конституции РФ не закреплен. Он установлен в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. В нем предусмотрено, что если за 35 дней до голосования будет зарегистрирован кандидат, то по решению Центральной избирательной комиссии выборы откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов5.

   Только  в случае повторного голосования,  которое назначается, если ни  один кандидат в первом туре не набрал необходимого числа голосов, федеральный закон допускает голосование по одному кандидату, но при этом он считается избранным Президентом только в том случае, если за него проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Эта норма преследует цель предотвратить возможность тупиковых ситуаций, при которых не может быть исключен отказ второго и третьего или всех остальных кандидатов, явно не имеющих возможности быть избранными, участвовать в повторном голосовании. Нельзя исключить и снятие всех остальных кандидатур с целью сорвать выборы.

   Принцип  альтернативности выборов Президента  реализуется в России более чем широко. К примеру, на выборах Президента РФ 26 марта 2000 года были зарегистрированы кандидатами на должность Президента 12 человек – В.Путин, Г.Зюганов, К.Титов, А.Тулеев, Г.Явлинский, С.Говорухин, К.Джабраилов, В.Жириновский, Э.Памфилова, А.Подберезкин, Е.Севастьянов, Ю.Скуратов.

 Такой размах  альтернативности, при котором имеют  возможность быть зарегистрированы в качестве кандидатов на пост Президента люди, не имеющие за плечами ни опыта политического руководства, не занимавшие в прошлом сколько-нибудь отечественных государственных должностей, свидетельствует с одной стороны, о недостаточно эффективном процессе формирования политических партий, а с другой, о достаточно большом значении при проведении выборов  финансового ресурса, когда какой-либо коммерсант  может вложить в избирательную компанию не один десяток миллионов рублей.

 Таблица 2. Президентские выборы 2000 г.

Число зарегистрированных избирателей

  109 372 043

Число принявших  участие в выборах

   74 994 408

 

 

 

 

 

 

 

1.

Путин В.В.

39 740 467

2.

Зюганов Г.А.

21 928 468

3.

Явлинский Г.А.

4 351 450

4.

Тулеев А.М.

2 217 364

5.

Жириновский В.В.

2 026 509

6.

Титов К.А.

1 107 269

7.

Памфилова Э.А.

758 967

8.

Говорухин С.С.

328 723

9.

Скуратов Ю.И.

319 189

 

10.

Подберезкин А.И.

98 177

11.

Джабраилов  У.А.

78 498

Против всех

1 414 673

 


 

  В современных российских условиях такого рода норма вряд ли может выявить свой демократический потенциал. Для последнего требуются условия, которые еще не созданы в России: наличие развитого гражданского общества, эффективной деятельности политических партий, высокого уровня политического и правового сознания граждан, наличие плеяды ярких политических лидеров, заведомо способных взять в руки руль управления государством в качестве его главы.

   Выборы Президента  РФ проводятся по единому федеральному  округу, который объединяет территорию  всей страны. Поэтому юридическое  знание имеет совокупное волеизъявление  всего избирательного корпуса  российской Федерации. Не имеют юридического знания итоги выборов в отдельных субъектах РФ, хотя они безусловно должны изучаться и анализироваться.

   Действующий Федеральный  закон «о выборах Президента  Российской Федерации» от 10 января 2003 г. – четвертый по счету.  До этого принимались законы о выборах Президента в 1991 г., 1995 г., 1999 г. По сути дела каждые выборы Президента проводились по новому закону. Такое частое обновление законодательства обусловлено сложностью и многогранностью отношений, связанных с проведением выборов, необходимостью детального урегулирования всех стадий избирательной компании.

   Федеральный закон  «О выборах Президента РФ»  очень большой по своему объему. Хотя по своей структуре он насчитывает всего 12 глав и 88 статей, однако текст его занимает 251 страницу. Есть статьи, которые насчитывают по 5-7 страниц, что делает его использование зачастую затруднительным.

   В Федеральном  законе детально урегулированы  все стадии данной избирательной компании.

   Началом ее является  назначение выборов Президента. Эту функцию выполняет Совет Федерации, принимая соответствующее постановление.

   Такое  решение принимается не ранее  чем за 100  дней и не позднее  90 дней со дня голосования.  Им определено второе воскресенье  месяца, в котором проводились  предыдущие выборы.

   Закон  предусматривает, что если в  установленный срок Совет Федерации не назначит выборы, то их  назначает Центральная избирательная комиссия РФ.

   В случае  досрочного прекращения полномочий  Президента выборы назначаются  через 14 дней со дня прекращения полномочий.

   Такое  сокращение срока закономерно,  т.к. отсутствие всенародно избранного Президента в системе органов государственной власти нарушает баланс властей, и такой период должен быть по возможности более кратким.

   В Федеральном  законе детально урегулирован порядок выдвижения кандидатов на пост Президента РФ. Он осуществляется либо в порядке самовыдвижения. Либо выдвижения кандидатов политическими партиями, а также избирательными блоками.

   Как отмечалось  выше. Право выдвинуть свою кандидатуру имеет каждый гражданин российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом ( т.е. достигший 35 лет).

   Для поддержки  самовыдвижения кандидата необходимо  создать группу избирателей в  количестве не менее 500 граждан  РФ, обладающих активным избирательным правом. О месте и времени проведения собрания группы должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которой планируется проведение собрания.

   Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру. Должен в установленный срок обратиться в Центральную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей, в котором указываются предусмотренные законом сведения о членах группы. Закон определяет порядок оформления представленных документов ( протокол регистрации членов группы, протокол собрания, сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги и др.). Кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком. Не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

   Центральная избирательная   комиссия РФ в течение пяти  дней принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает последним регистрационные свидетельства или принимает мотивированное решение об отказе в их регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в Верховном Суде РФ.

   Выдвижение кандидатов  на должность Президента РФ  осуществляется также политическими партиями, избирательными блоками.

   Реестр политических  партий, имеющих право участвовать  в выборах в соответствии с  Федеральным законом «О политических  партиях» от 11 июля 2001г. предоставляется  Центральной избирательной комиссии  по ее запросу в Министерство Юстиции РФ.

   Избирательный блок  – добровольное объединение одной  или двух политических партий с не более чем одним или двумя общественными объединениями  или  общественными движениями, уставы которых были зарегистрированы не позднее одного года со дня назначения выборов.

   В блоки не могут  входить профсоюзы, религиозные,  благотворительные организации,  национально-культурные автономии.

   Политическая партия, избирательный блок могут выдвинуть  только одного кандидата (причем он не обязательно должен являться членом данной (или данных) партии). Требуется согласие кандидата на выдвижение его кандидатуры, и ему необходимо представить о себе установленным  данные в центральную избирательную комиссию. Согласие  кандидата баллотироваться может быть дано только одной партии или блоку.

Информация о работе Порядок выбора президента