Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 00:23, реферат
Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития» . Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.
1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5
1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17
1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и граждани-на……………………………………………………………………………………... 25
Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28
2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33
2.2. Политические права…………………………………………………… 43
2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63
3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76
Заключение…………………………………………………………………… 82 Список использованной литературы………………………………………………
Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [11].
«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [12].
Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.
Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.
Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.
Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью (Туманов В.А.[13]). «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью» [14]. Истина, как всегда, находится посередине.
Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.
К настоящему времени в международном #M12291 841500049праве#S оформилась целая отрасли, посвященная правам человека - #M12291 841502229международное гуманитарное право#S. «Права человека в международном праве (Human Rights) – совокупность прав, регулируемых системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование, закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения международных договоров» [15].
Понятие прав человека появилось еще в эпоху буржуазных революций. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление права человека является одним из основных признаков #M12291 841502008гражданского общества#S и #M12291 841500242правового государства#S.
Предистория же прав человека имеет гораздо древнюю историю и связана с самоопределением человека через принадлежность к роду. Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Суждения о правах человека встречаются в трудах Платона и Аристотеля [16]. Источником прав человека становятся традиции и обычаи, складывающееся на их основе так называемое обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма права естественного.
Неотъемлемые права гражданина античного полиса являются первой юридической формой прав человека, развитой римским правом. Средневековье ознаменовалось, с одной стороны, закреплением в национальном праве прав и свобод индивида (с момента, когда в 1215 г. английский король Иоан Безземельный под давлением своих баронов издал исторический рескрипт – Великую хартию Вольностей (Магна Карта) [17], а с другой – построением различных иерархий права (наиболее известной из них является томистская: вековечный закон (eexaeterna) – сакральное право (jus divitum) – естественное право (jus naturale) – людской закон (eex humama или jus huminum), который в свою очередь проявляется как гражданский закон (eex civilis) и право позитивное (jus positivum). «Она (Великая хартия Вольностей) считается прототипом позднейших кодификаций прав человека, хотя она, конечно, тоже была ограничена только людьми свободными»[18]. Хотя свобода была прежде всего и почти исключительно «принадлежностью его светлости», следует сказать, что к концу XIII в. уже существовало «противостояние между свободами всего общества и своеволием вельмож»[19].
Идея прав человека кристаллизуется в результате философского обоснования самоценности человеческой личности ренессансными гуманистами. Важную роль сыграло также внесословное признание основных свобод, появление общих мировых судеб, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов, Нидерландской и Английской революций. Отчетливая формулировка 19-ти естественных законов предпринята Т. Гоббсом в «Левиафане» (1651 г.).
Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. В этих актах за человеком признавались определенные свободы, то есть сферы, находящиеся вне регулирования и вмешательства государства. Наряду со «свободами» от вмешательства государства стали закрепляться и права, которые могли быть реализованы только через позитивную (законодательную и исполнительную) деятельность государства. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.
Однако права и основные свободы человека еще долго оставались в рамках национального права, то есть в сфере исключительного регулирования государством, в области его абсолютного суверенитета. Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии (например, Вестфальские договоры 1648 г.) и отменой рабства. Рабство было осуждено уже на Венском конгрессе 1815 года, и во второй половине XIX в. был подписан ряд международных договоров об отмене рабства (например, Вашингтонский Договор 1862 года, Генеральный акт Брюссельской Конференции 1889 - 90 г. (Брюссельский Генеральный акт 1890 г.) и Декларация 1890 г., а также Берлинский Генеральный акт 1885 г.). Другой сферой международного сотрудничества стала разработка юридических норм о законах и обычаях войны. Эти нормы изложены в целом ряде документов, среди которых в первую очередь необходимо назвать Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов [20]. Таким образом, уже в XIX веке международное право стало вторгаться в область государственного суверенитета, утвердился свой приоритет в установлении и обеспечении международных стандартов в защите прав и свобод человека и меньшинств.
После первой мировой войны укрепилось мнение о том, что соблюдение прав человека требует международный гарантий и отдельным правительствам не под силу этого обеспечить. Хотя в мандате Лиги наций, первой универсальной межправительственной организации, созданной после первой мировой войны, не было упоминания о правах человека, Лига предпринимала попытки обеспечить защиту прав человека, используя международные средства. Однако сфера ее интересов была ограничена, прежде всего, установлением определенных гарантий защиты меньшинств в нескольких странах.
Стандарты, определяющие условия труда промышленных рабочих, созданные в начале XX века, стали объектом международных соглашений, разработанных Международной организацией труда, учрежденной в 1919 году.
Международная конвенция об отмене рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года[21], подвела итог многолетним усилиям, направленным на отмену рабства. Первые конвенции по защите беженцев были приняты в 1933 и 1938 годах. Однако, несмотря на все эти события, «международное право о правах человека, как таковое, в период между двумя мировыми войнами так и не появилось»[22].
Тоталитарные режимы, установившиеся в 20-30 годах, серьезно нарушали права человека в собственных странах. Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла настоятельная необходимость в международных документах, которые кодифицировали и защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Кроме того, возникла острая необходимость создания механизма международной защиты прав человека на межугосударственном уровне. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года. Устав гласит, что основная цель этой всемирной организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин» [23]. Статья 1 Устава как одну из задач ООН определяет осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[24], то есть официально утверждает принцип недискриминации.
Положения Устава имеют силу позитивного международного права, так как сам Устав является межгосударственным договором, и, следовательно, документом, юридически имеющим обязательную силу.
Все члены ООН должны выполнять в духе доброй воли обязательства по развитию уважения к правам человека и обеспечению реализации этих прав на практике в сотрудничестве с ООН и другими странами. В то же время, Устав не конкретизирует само понятие «права человека» и не устанавливает специальных механизмов по выполнению государствами – членами этих положений.
Задача разработки Международного Билля прав человека, который определял бы права и свободы, о которых говорится в Уставе, была возложена на Комиссию по правам человека, созданную в 1945 году. Важный шаг в разработку Международного Билля прав человека был сделан 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека как «общий стандарт, к достижению которого должны стремиться все страны и народы» [25]. Составной частью Билля также являются принятые в последствии (в 1966 году) два Международных Пакта – Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к нему. О них мы будем говорить ниже.
Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. «По существу, декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать»[26].
Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.
А в п. 2 Воззвания Тегеранской конференции по правам человека, принятого 13 мая 1968 года на Международной конференции по правам человека, было заявлено, что «Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества»[27].
На Второй всемирной конференции по правам человека (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 года), 171 государство вновь подтвердили, что Всеобщая декларация прав человека «является общей нормой, к достижению которой должны стремиться народы всех стран», и что «долгом каждого государства, независимо от его политической, экономической и культурной систем, является содействие уважению прав человека, и основных свобод и защита этих прав» (Преамбула, пункт 8 Венской декларации и программы действий)[28].
Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.
Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [29].