Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 09:29, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века. Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и без учёта социально-философского аспекта проблемы. Рассматривая понятие в более широком аспекте, можно сказать, что правовая культура - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права

Содержание работы

1. Историческое развитие «правовой культуры»……………………………..3
2. Содержание и проблемы правовой культуры………………………………5
3. Влияние правовой психологии (правосознания) на правовую культуру..12
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Правовая культура.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки 

Российской  Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГБОУ ВПО

Алтайский Государственный  Технический Университет

Имени И.И.Ползунова.

 

 

        Славгородский ТРЦ 

                                                 

Реферат

По предмету: «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Тема: «Правовая культура»

 

 

                                                              Работу выполнил :

                                                              Студент гр:С(ПИЭ)-С-11

                                                              Сподин С.В.

                                                              Работу проверил:

                                                             ___________________

 

 

                                  

г.Славгород 2012

Содержание:

1. Историческое развитие «правовой культуры»……………………………..3

2. Содержание и проблемы правовой культуры………………………………5

3. Влияние правовой психологии (правосознания) на правовую культуру..12

Список использованной литературы………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческое  развитие «правовой культуры»

Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура»  был сформулирован лишь в 60-80-е  годы XX века. Разработка этого понятия  осуществлялась в основном с прикладных позиций, и без учёта социально-философского аспекта проблемы. Рассматривая понятие  в более широком аспекте, можно сказать, что правовая культура - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Именно с этих позиций термин «правовая культура» и по сей день рассматривается в отечественной науке.

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о  месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания  ее элементом одной из подсистем  юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой.

Говорить о зарождении правовой культуры общества можно ровно с  тех самых пор, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства  к производящему, то есть в эпоху «неолитической революции». В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимых для развитой правовой системы.

Что касается отечественной правовой культуры, то, по мнению многих видных исследователей, немалую роль в ее формировании сыграло православие.

Так, в частности, представитель  славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей является нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к порядку.

Советский период, по сути, привнёс  мало нового в правовую культуру страны. Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России. Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений.

В острой оппозиции советскому правоведению 20—50-х годов создавалось творческое наследие русских философов и  правоведов, вынужденных эмигрировать из России,— И. А. Ильина, И. Л. Солоневича, П. А. Сорокина. Работы этих и других авторов русского зарубежья внесли неоценимый вклад в отечественную  правовую культуру, в осмысление путей  государственно-правового самоопределения отечественной правовой традиции.

В современной России на теоретическом  уровне наметилось два противоположных  взгляда на правовую культуру. С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Надо отметить, что непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много  веков назад, в неуважительном, пренебрежительном  отношении к праву. С точки  зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы  населения.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в  правовой культуре, можно указать  на наследие советской системы. В  условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать  свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Успешное развитие юридической  мысли в последние годы весьма благотворно воздействует на оздоровление правовой атмосферы страны, создает необходимые теоретические предпосылки для проведения назревших социально-экономических, политических и конституционно-правовых реформ. Но при достаточно высоком, хотя и далеко не совершенном, уровне развития законодательства, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким.

Содержание и  проблемы правовой культуры

В теории государства и  права имеются самые различные  определения и толкования правовой культуры. Это обусловлено разнообразными познавательными и практическими  задачами, научным анализом одного и того же явления под различными углами зрения. Кроме того, правовая культура рассматривается применительно  как к обществу в целом, так  и отдельным его социальным группам, а также личности. Многообразие определений  правовой культуры объясняется и  тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего в такие, как «право» и «культура».

Правовая культура – это  обусловленная субъективным уровнем  развития общества разновидность общей  культуры, которая представляет собой  меру освоения и использования накопленных  тем или иным обществом правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подходах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с другой – отразить общую природу различных проявлений культуры.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может  быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным  основаниям.

Сущность правовой культуры – мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использования различными людьми. При этом «мера» здесь – диалектическое единство качественных и количественных характеристик рассматриваемого явления.

Надо заметить, что правовая культура функционирует в органическом взаимодействии с другими ее областями  и сферами (экономической, политической, нравственной (этической), религиозной, эстетической и т.д.), испытывая на себе их обратное воздействие, которое  нередко является определяющим.

Правовая культура включает в себя правовую культуру общества, социальных групп, а также отдельного гражданина. Каждая из них может явиться предметом специального научного анализа.

В целом же правовая культура включает в себя ценностную оценку правовых норм, институтов, отраслей, юридических  процессов и др.; она отражает качественное состояние правовой жизни  страны; является высшей формой осознания  интересов и потребностей общества в правовом регулировании; составляет часть общей культуры; во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей; служит предпосылкой формирования правового государства.

В этом контексте можно  говорить о некой структуре правовой культуры, включающей в себя такие  части, как: знания о праве; отношение  к праву; навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в праве, законодательстве, обладать позитивным достаточным уровнем  правосознания, правильно применять  нормы права в разных ситуациях.

По мнению многих теоретиков права, правовая культура проявляется  на трех уровнях:

1) Обыденный уровень правовой  культуры касается повседневной  жизни каждого человека, и он  не поднимается до каких-то  теоретических обобщений; он активно  используется людьми в повседневной  жизни при реализации своих  прав.

2) Профессиональный уровень  правовой культуры касается людей,  занимающихся юридической деятельностью  профессионально, этому уровню  свойственна высокая степень  знания права и понимания правовых  проблем, целей и задач правового  регулирования.

3) Теоретическая правовая  культура предполагает не только  высокий уровень знания права,  но и понимания его целей,  задач, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность  норм права и т.д. 

Для развития правовой жизни  общества существенны все три  уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профессиональная правовая культура, так как она определяет работу всех органов государства, органов  местного саморегулирования, политических партий, объединений и др. Не менее  важна роль и теоретической правовой культуры; она раскрывает уровень  развития юридической науки в  целом, а без этого невозможна действенная правовая политика государства.

Теоретики права часто  выделяют и исследуют также формы, в которые облекается правовая культура. Так, рассматривают правовую культуру личности, правовую культуру отдельных  социальных групп и общества в  целом.

Правовая культура личности характеризуется:

- определенным уровнем  знания со стороны личности  норм права; 

- позитивным правосознанием  этой личности, т.е. уважением  ею права; 

- поведением личности, основанным  на уважении права. 

Отсюда следует, что правовая культура личности – это единство правовых знаний, положительного отношения  к праву и правомерного поведения.

Групповая правовая культура присуща отдельным социальным группам, и прежде всего юристам, зависит  от правосознания данной группы и  испытывает на себе влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей. Например, самостоятельную часть данной групповой  правовой культуры составляет правовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах тоже, например, в неформальных объединениях; правовая культура военных, ученых, предпринимателей и т.д.

Правовая культура общества – это составная часть созданных  самим обществом духовных ценностей; она охватывает все виды поведения  и действий, связанных с правовым общением и использованием средств правового регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня правосознания общества, состояния и совершенства законодательства, прочности законности и правопорядка. Она связана также с общим уровнем культуры населения и взаимодействует с моральной, нравственной, эстетической, художественной и иными видами культуры населения.

Государство и общество заинтересованы в формировании действенной системы  правовой культуры граждан, используя  в этих целях все возможности  правового просвещения, которое  включает в себя: правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.), правовую пропаганду через СМИ, выпуск разнообразной юридической литературы, создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Правовой культуре присущи  также и свои функции. Эти функции  представляют собой основные направления  ее воздействия на общественные отношения  и их участников. Среди них:

Ä познавательная функция правовой культуры, связанная с познанием объективных закономерностей правовых явлений и процессов, теоретической деятельностью, направленной на осмысление норм права, законодательного, правового регулирования в обществе и др., и призванная содействовать развитию правового сознания;

Информация о работе Правовая культура