Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 09:29, реферат
Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века. Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и без учёта социально-философского аспекта проблемы. Рассматривая понятие в более широком аспекте, можно сказать, что правовая культура - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права
1. Историческое развитие «правовой культуры»……………………………..3
2. Содержание и проблемы правовой культуры………………………………5
3. Влияние правовой психологии (правосознания) на правовую культуру..12
Список использованной литературы………………………………………….20
Ä оценочная функция, выражающаяся в том, что в ходе познания людьми формируется система правовых ценностей, отражаясь в их сознании и поступках людей, в отраслях, институтах и т.д.;
Ä прогностическая функция правовой культуры, сводящаяся к научному предвидению, к разработке прогнозов развития правовых явлений, возможных путей решения правовых проблем с целью достижения желаемого результата;
Ä воспитательная функция правовой культуры, заключающаяся в формировании устойчивых правовых качеств людей и их групп;
Ä преобразовательная функция, характеризующаяся тем, что она обеспечивает воздействие субъектов правовой культуры на внешнюю среду, на внешние условия: экономические, социальные и т.д.; при этом правовая активность людей оказывает позитивное воспитательное воздействие на других членов общества;
Ä информационная функция правовой культуры, проявляющаяся в информационном общении, в возможности субъектов адекватно воспринимать и использовать правовую информацию;
Ä регулятивная функция правовой культуры, проявляющаяся в обеспечении устойчивого и эффективного функционирования всех частей правовой системы; она реализуется через нормы права, законы, иные нормативные акты и др. и поведение людей в повседневной жизни.
Противоположностью правовой культуры выступает правовой нигилизм. Он характеризуется неуважительным отношением к действующей правовой системе, нормам права, законодательству, практике его применения независимо от того, в какой сфере – экономической, политической, социальной или иной – они проявляются. Правовой нигилизм – это прежде всего одно из состояний правосознания. К сожалению, в российском обществе нигилистические настроения получили весьма широкое распространение. Сегодня это проявляется в самых разных формах и сферах. Укажем на наиболее очевидные и беспокоящие людей.
1. Это прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют основной объем уголовных преступлений, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков.
2. Повсеместное несоблюдение и неисполнение правовых юридических предписаний, когда граждане, должностные лица государства, общественные организации, партии и др. не сообразовывают свое поведение с требованиями норм права, а стремятся жить и вести себя, как им хочется.
Такое положение с исполнением законов – результат низкого и деформированного правосознания.
3. Коллизии, столкновение законов, издание слабых, противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые отрицательно влияют на правовое регулирование в обществе. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве нормы права плохо «отработаны». В результате возникают разного рода конфликты.
С другой стороны, есть сферы общественной жизни, не урегулированные правом, хотя объективно нуждающихся в этом (скажем, интернет-преступность). Дает о себе знать и перенасыщенная регламентации отдельных сторон жизни общества (область налогообложения).
4. Подмена законности необоснованной целесообразностью, выходы различных должностных лиц и органов, политических сил на незаконную область деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции РФ.
5. Конфронтация представительных и исполнительных органов власти. Она возникает в процессе становления новой для России президентской вертикали управления в ходе избирательных кампаний, при переделе собственности и т.д. Отсюда налицо всякие конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее.
6. Систематические
нарушения прав человека, особенно таких,
как право на жизнь, честь, достоинство,
жилище, имущество, безопасность. Пока
в России нет четкой системы защищенности
личности.
А это подрывает веру в закон, в способность
государства оградить людей от нарушения
их прав и свобод, преступных посягательств.
Проблемы в праве вызывают раздражение
недовольство, протест.
По данным социологов, примерно 1/3 всех граждан страны, подвергшихся преступным посягательствам (хулиганство, причинение телесных повреждений, кража и т.д.), не обращаются ни в милицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так как не верят им ни в чем.
7. Выделяется также и теоретическая форма правового нигилизма, которая связана как с извращением ряда научных положений о государстве, праве и демократии, так и с рядом неверных представлений о государственно-правовой системе и ее историческом развитии (отмирание государства и права, понятие права, верховенство политики над правом и т.д.).
Основные пути преодоления
правового нигилизма – это
повышение уровня правового воспитания
и правовой культуры населения, их правового
и морального сознания; дальнейшее
совершенствование
Правовое воспитание – это процесс воздействия на сознание личности, групп людей, общества в целях превращения правовых идей и требований норм права в личные убеждения граждан, в норму повседневного их поведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности.
Помимо нигилизма необходимо отметить также и правовой идеализм. Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.
Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.
Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.
Влияние правовой психологии (правосознания) на правовую культуру
Правосознание
– это совокупность представлений
и чувств, выражающих отношение людей,
социальных общностей к действующему
или желаемому праву. Правосознание
– одна из форм общественного сознания.
Как и иные формы общественного
сознания: мораль, религия, искусство,
наука, философия, – правосознание
выступает специфическим
Правосознание в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется:
По содержанию:
|
По субъектному составу:
|
Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом. Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т. д. Обыденное правосознание очень ограничено, это представления основной массы людей, возникающие под влиянием жизненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме того, оно представляет собой элемент здравого смысла, которого недостаточно, чтобы проникнуть в сущность правовых явлений. Прямой противоположностью обыденного является профессиональное и научное правосоз-нание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики. Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов. Научное правосознание представляет собой идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками. |
Индивидуальное правосознание - это правовые представления и чувства индивидуума. Коллективное правосознание - это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание. Прежде чем общественное сознание проникнет в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. |
Основными функциями правосознания являются:
- информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;
- оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления;
- регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;
- прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные нормативно-правовые акты, юридически значимые решения государственных органов.
Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, которые отражают правовые явления и требования общественной жизни.
Правовая идеология отражает понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение к праву. Это рациональная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.
В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.
Ценность правовой
идеологии заключается, прежде
всего, в том, что она
Правовая психология - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.
Правовая психология
отражает переживания, чувства,
Через правовую психологию реализуются:
а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности;
б) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других - опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без которых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.
Самооценка личности
(в правовом аспекте)
У порядочных людей
собственный неправомерный
Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.
Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.
От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.
Анализ этих психологических
свойств помогает
Итак, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на правовую культуру.