Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 09:29, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века. Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и без учёта социально-философского аспекта проблемы. Рассматривая понятие в более широком аспекте, можно сказать, что правовая культура - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права

Содержание работы

1. Историческое развитие «правовой культуры»……………………………..3
2. Содержание и проблемы правовой культуры………………………………5
3. Влияние правовой психологии (правосознания) на правовую культуру..12
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Правовая культура.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

Ä оценочная функция, выражающаяся в том, что в ходе познания людьми формируется система правовых ценностей, отражаясь в их сознании и поступках людей, в отраслях, институтах и т.д.;

Ä прогностическая функция правовой культуры, сводящаяся к научному предвидению, к разработке прогнозов развития правовых явлений, возможных путей решения правовых проблем с целью достижения желаемого результата;

Ä воспитательная функция правовой культуры, заключающаяся в формировании устойчивых правовых качеств людей и их групп;

Ä преобразовательная функция, характеризующаяся тем, что она обеспечивает воздействие субъектов правовой культуры на внешнюю среду, на внешние условия: экономические, социальные и т.д.; при этом правовая активность людей оказывает позитивное воспитательное воздействие на других членов общества;

Ä информационная функция правовой культуры, проявляющаяся в информационном общении, в возможности субъектов адекватно воспринимать и использовать правовую информацию;

Ä регулятивная функция правовой культуры, проявляющаяся в обеспечении устойчивого и эффективного функционирования всех частей правовой системы; она реализуется через нормы права, законы, иные нормативные акты и др. и поведение людей в повседневной жизни.

Противоположностью правовой культуры выступает правовой нигилизм. Он характеризуется неуважительным отношением к действующей правовой системе, нормам права, законодательству, практике его применения независимо от того, в какой сфере – экономической, политической, социальной или иной – они проявляются. Правовой нигилизм – это прежде всего одно из состояний правосознания. К сожалению, в российском обществе нигилистические настроения получили весьма широкое распространение. Сегодня это проявляется в самых разных формах и сферах. Укажем на наиболее очевидные и беспокоящие людей.

1. Это прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют основной объем уголовных преступлений, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков.

2. Повсеместное несоблюдение и неисполнение правовых юридических предписаний, когда граждане, должностные лица государства, общественные организации, партии и др. не сообразовывают свое поведение с требованиями норм права, а стремятся жить и вести себя, как им хочется.

Такое положение с исполнением  законов – результат низкого  и деформированного правосознания.

3. Коллизии, столкновение законов, издание слабых, противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые отрицательно влияют на правовое регулирование в обществе. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве нормы права плохо «отработаны». В результате возникают разного рода конфликты.

С другой стороны, есть сферы  общественной жизни, не урегулированные  правом, хотя объективно нуждающихся в этом (скажем, интернет-преступность). Дает о себе знать и перенасыщенная регламентации отдельных сторон жизни общества (область налогообложения).

4. Подмена законности необоснованной целесообразностью, выходы различных должностных лиц и органов, политических сил на незаконную область деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции РФ.

5. Конфронтация представительных и исполнительных органов власти. Она возникает в процессе становления новой для России президентской вертикали управления в ходе избирательных кампаний, при переделе собственности и т.д. Отсюда налицо всякие конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее.

6. Систематические нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Пока в России нет четкой системы защищенности личности.  
А это подрывает веру в закон, в способность государства оградить людей от нарушения их прав и свобод, преступных посягательств. Проблемы в праве вызывают раздражение недовольство, протест.

По данным социологов, примерно 1/3 всех граждан страны, подвергшихся преступным посягательствам (хулиганство, причинение телесных повреждений, кража  и т.д.), не обращаются ни в милицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так  как не верят им ни в чем.

7. Выделяется также и теоретическая форма правового нигилизма, которая связана как с извращением ряда научных положений о государстве, праве и демократии, так и с рядом неверных представлений о государственно-правовой системе и ее историческом развитии (отмирание государства и права, понятие права, верховенство политики над правом и т.д.).

Основные пути преодоления  правового нигилизма – это  повышение уровня правового воспитания и правовой культуры населения, их правового  и морального сознания; дальнейшее совершенствование законодательства, профилактика преступности и иных правонарушений, укрепление законности и правопорядка, государственной дисциплины; повсеместная защита прав личности; подготовка высококвалифицированных  кадров юристов; скорейшее проведение судебной реформы и др.

Правовое воспитание –  это процесс воздействия на сознание личности, групп людей, общества в  целях превращения правовых идей и требований норм права в личные убеждения граждан, в норму повседневного  их поведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности.

Помимо нигилизма необходимо отметить также и правовой идеализм.     Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Правовой  идеализм  и  правовой  нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Влияние правовой психологии (правосознания) на правовую культуру

Правосознание – это совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание  – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного  сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание  выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства  живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного  законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Правосознание в зависимости  от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется:

 По содержанию:

  1. Обыденное
  2. Профессиональное
  3. Научное
  4. Индивидуальное 
  5. Коллективное

По субъектному составу:

  1. Общественное
  2. Групповое

Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.

Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство  или грабеж, какие документы нужны  для поступления в ВУЗ и  т. д.

Обыденное правосознание очень ограничено, это представления основной массы людей, возникающие под влиянием жизненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме  того,   оно  представляет   собой  элемент здравого смысла,  которого недостаточно,    чтобы проникнуть в сущность правовых явлений.

Прямой противоположностью обыденного   является профессиональное и научное  правосоз-нание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.

Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

Научное правосознание представляет собой идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками.

Индивидуальное правосознание - это правовые представления и чувства индивидуума. 

Коллективное правосознание - это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом. 

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества.

На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание.

Прежде чем общественное сознание  проникнет в разум  отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное    правосознание становится результатом     усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.


 

     Основными функциями правосознания являются:  

- информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом; 

   - оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления;  

- регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;  

- прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные нормативно-правовые  акты,   юридически   значимые  решения государственных органов.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры  правосознания. Структурно правосознание  складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, которые отражают правовые явления и требования общественной жизни.    

 Правовая идеология  отражает понятия, принципы, убеждения,  выражающие отношение к праву.  Это рациональная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.    

 В разработке правовой  идеологии принимают участие  юристы, политологи, экономисты, учитывающие  конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.    

 Ценность правовой  идеологии заключается, прежде  всего, в том, что она содержит  положения о закономерностях  возникновения, функционирования  и развития государства и права.  Этим она оказывает активное  влияние на правотворчество и правоприменительную деятельность государства. Например, идея правового государства, прежде чем обрести современную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих стран мира, прошла в своем развитии целый ряд изменений. Впервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону.   

 Правовая психология - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.    

 Правовая психология  отражает переживания, чувства,  настроение, эмоции, выражающие отношение  к праву, характерное для всего  общества в целом или конкретной  социальной группы (групп). Это эмоциональная  оценка права. Она является  наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения.    

 Через правовую психологию  реализуются: 

а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности;

б) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение  с точки зрения его соответствия нормам права.    

 Конкретно это отношение  проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других - опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без которых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.    

 Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права.    

 У порядочных людей  собственный неправомерный поступок  может вызвать чувство стыда,  т. е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в отличие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое побуждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.     

 Самооценка может завершаться  чувством удовлетворения своим  поведением (деятельностью) или,  наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.    

 Самооценка может проявляться  и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.    

 От уровня идеологической  подготовки личности зависит  возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.     

 Анализ этих психологических  свойств помогает ориентироваться  в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения, основы формирования правовой культуры.    

 Итак, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на правовую культуру.

Информация о работе Правовая культура