Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 11:34, контрольная работа
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
Вариант 5
1. Правовое государство и гражданское общество. 3
2. Мировой терроризм – миф или реальность? 12
3. Политическое учение Н. Макиавелли. 24
4.Раскрыть смысл следующих терминов: федерация, социальное государство, республика, этатизм. 32
Литература 33
Республиканские убеждения
Макиавелли ярко раскрылись в его
последнем крупном произведении
— «История Флоренции», которое
принесло ему славу выдающегося
историка. Анализируя средневековое
прошлое Флоренции и опираясь
при этом на труды предшественников,
особенно Леонардо Бруни, но также и
на обширный документальный материал,
Макиавелли впервые столь последовательно
рассматривает и подчеркивает роль
борьбы в обществе, не только столкновения
интересов отдельных групп
Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, — таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, «непреложный ход событий». Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса.
В центре внимания Макиавелли
– реальная способность правительства
повелевать подданными. В книге «Государь»
и других сочинениях содержится ряд
правил, практических рекомендаций, основанных
на его представлении о страстях
и стремлениях людей и
Свободное государство должно
быть основано на компромиссах народа
и знати; суть «смешанной республики»
в том и состоит, что система
государственных органов
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавелли право – орудие власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука – «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.
Важным средством политики
Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал
Макиавелли, - могучее средство воздействия
на умы и нравы людей. Там, где
есть хорошая религия, легко создать
армию. Государство должно использовать
религию для руководства
Макиавелли отделял
политику от морали. Политика (учреждение,
организация и деятельность
Прогрессивное по методологической
основе политическое учение Макиавелли
несло на себе отпечаток эпохи. Это
особенно ярко выразилось во взглядах
Макиавелли на методы осуществления
государственной власти, способы
и приемы политической деятельности.
В произведениях Макиавелли политика
не только отделялась от морали, но и
противопоставлялась
Идеалом государственного деятеля, которым он восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может» Лучше убить, чем грозить; лучше жестокость, чем милосердие; лучше быть скупым, чем щедрым; лучше внушать страх, чем любовь.
Макиавелли в то же время
советовал государям
В период позднего средневековья феодальные отношения во всех странах образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликты феодалов, непрерывную борьбу между королевской властью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего о дворянской чести и дворянской верности. Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень «высокой политики» и попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства.
Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI век, «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует не превознесение высокого достоинства человеческой личности. Нет в нем апологии свободной воли; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. Прообразом же правителя выступает Цезарь Борджиа – поистине сатанинский злодей в котором автор хотел видеть великого государственного мужа.
Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.
4.Раскрыть смысл следующих терминов: федерация, социальное государство, республика, этатизм.
Федерация (от позднелат. foederatio – союз, объединение), форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Первой в истории буржуазной Федерацией были США (конституция 1787). Федерацией являются ФРГ, Швейцария, Австрия, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Индия, Пакистан, Бирма, Малайзия, Австралия, Нигерия.
Социальное государство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Республика (лат. respublica — общественное дело) — форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок. Главу государства с республиканской формой правления обычно называют президентом (от лат. praesidens — сидящий впереди).
Этатизм - (от франц. etat - государство) - направление общественной мысли,рассматривающее государство как высший результат и цель общественногоразвития.
Выбрать страны, входящие в Бенилюкс: Белоруссия, Бельгия, Люксембург, Нигерия, Нидерланды:
а) Белоруссия, Нигерия, Люксембург;
б) Бельгия, Нидерланды, Люксембург;
в) все;
г) ни одна из стран не входит в Бенилюкс, так как договор о создании этого таможенно-экономического союза так и не вступил в силу.
Ответ: вариант б
Литература
Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М., 1997.
«Аргументы и факты», статья: «На сколько мы защищены от террористов», выпуска №21, 2006 год
Ветров П.Б. Исторический и биографический контексты творчества Н. Макиавелли. - СПб.: Прогресс. - 396 с.
Долгов К.Н. Гуманизм, возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. - М.: Наука,- 2002. - 115 с.
«Наша жизнь», статья С. Трусова «Приоритет – борьбе с терроризмом», 20 октября 2004 года
«Политология на российском фоне» – Учебное пособие РАУ; Москва. Изд. «Луч» 193 г.
«Политология» – Учебное
пособие Общая редакция
Политология. Курс лекций. М., 1993 г.
Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 264
Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.:
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество