Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:25, лабораторная работа
Дроссельной характеристикой (ДХ) ГТД называется зависимость основных параметров ГТД от какого- либо параметра, характеризующего режим его работы и называемого “режимным параметром”, при неизменных внешних условиях. Обычно ДХ строятся в зависимости от частоты вращения n ротора ГТД (или одного из роторов – для многовальных ГТД).
Изменение n ротора происходит вследствие изменения расхода топлива Gт, поступающего в КС. Это изменение Gт осуществляется системой автоматического регулирования (САР) путём перемещения рычага управления двигателем (РУД).
Цель работы …………………………………………………………………...
Теоретическая часть …………………………………………….....................
2.1. Определение дроссельной характеристики ГТД. Изменение параметров ТРДД при изменении режима работы
2.2. Снятие ДХ ТРДД. Режимы работы ТРДД при снятии ДХ …………..
2.3. Влияние атмосферных условий на дроссельные характеристики ГТД
2.4. Приведение измеренных параметров к стандартным атмосферным условиям (САУ). Формулы приведения …
2.5. Построение дроссельной характеристики …………………………….
2.5.1. Построение ДХ при её снятии во всём диапазоне заданных режимов …………………………...
2.5.2. Построение ДХ с использованием СДХ …………………………….
2.5.3.Автоматическое построение ДХ методом наименьших квадратов …
Оценка параметров двигателя на основных режимах работы …………….
Порядок выполнения работы ..……………………………………………….
Содержание отчёта …………………………………………………………...
Измеренные на взлётном и МП режимах параметры испытываемого ГТД приводятся к САУ. По полученным приведенным значениям режимного параметра (или параметра – аргумента) на этих режимах по СДХ определяются значения параметров – функций ПСДХ. (Например, по значениям параметра – аргумента nндпр определяются значения параметров – функций СДХ nвдпрСДХ, RпрСДХ, GтпрСДХ, t6*прСДХ, T2*прСДХ, P2*прСДХ). Затем подсчитываются относительные отклонения dП параметров – функций испытываемого ГТД на взлётном и МП режимах от значений соответствующих параметров – функций по СДХ при nндпр = Const по формуле:
где Ппр - приведенное к САУ значение параметра – функции.
Относительные отклонения на взлётном и МП режимах осредняются:
Отклонение `dП характеризует смещение ИДХ Ппр = f(nндпр) испытываемого ГТД от соответствующей зависимости ИДХ. Значение ТГДП испытываемого ГТД на заданном режиме рассчитывается по формуле:
Таким образом, для построения ИДХ. конкретного экземпляра ГТД достаточно оценить отклонения dП ТГДП испытываемого ГТД на двух режимах (взлётном и МП) от значений соответствующих ТГДП по ИДХ на этих режимах.
При построения ИДХ. на режимах взлётном и МП контролируются погрешности измерения ТГДП посредством проверки соответствия значений dП контрольным границам, установленных по результатам статистического анализа рассеивания значений ТГДП (табл. 2).
Табл. 2 Контрольные границы отклонений параметров (при nндпр = const)
Параметр |
Отклонения одного знака |
Отклонения разного знака |
nвд |
dnвд взл - dnвд мп £ 0,5% |
dnвд взл £ 0,5% ; dnвд мп £ 0,5% |
Rр |
dRвзл - dRмп £ 200 кгс |
dRвзл £ 100кгс; dRмп £ 100кгс |
dGт |
dGт взл - dGт мп £ 200 кг\час |
dGт взл £ 100 кг\час; dGт мп £ 100 кг\час |
dt6* |
d t6* взл - dt6* мп £ 10°С |
d t6*взл £ 10°С; dt6* мп £ 10°С |
T2* |
d T2*взл - d T2* мп £ 10°С |
d T2*взл £ 10°С; d T2*мп £ 10°С |
P2* |
2.5.3. Автоматическое построение ДХ методом наименьших квадратов (МНК).
ИДХ может быть построена методом наименьших квадратов (МНК) при автоматической обработке параметров.
Построение ДХ осуществляется аппроксимацией экспериментальных точек некоторыми функциями, в качестве которых обычно выбираются полиномиальные зависимости вида
П пр = å ak nНД
k ,
где ak – коэффициенты аппроксимирующего полинома ДХ; p – порядок аппроксимирующего полинома (уравнения регрессии (14), k –показатель степени, k =0 ¸ p .
Тогда СДХ описывается уравнением
ПСДХ
= å akСДХ nНД
k ,
а ИДХ с учётом (2.15) определяется выражением
ПпрИДХ
= (1+`dП) å akСДХnНД
k ,
где akСДХ – коэффициенты аппроксимирующих полиномов ИДХ.
Следует отметить, что точное построение (аппроксимация, восстановление) ИДХ конкретного ГТД является достаточно сложной задачей из-за предъявляемых высоких требований к её адекватности исходным данным и малого количества данных, по которым производится аппроксимация из-за ограниченного количества режимов работы ГТД при СИ.
3. Оценка параметров ГТД на основных режимах работы
По построенной ИДХ определяются ТГДП конкретного экземпляра ГТД на заданных режимах работы ГТД. Существуют разные способы оценки параметров ГТД в зависимости от назначения ГТД и вида ИДХ. Наиболее распространённый способ - оценки параметров ГТД при номинальных значениях тяги на режимах. Таким образом, например, оцениваются параметры ТРДД НК-86, НК –8 –2У по отладочной ДХ (ОДХ). По ДХ акта сдачи (ДХАС) параметры ТРДД НК-86 оцениваются по-другому:
на взлётном режиме – на упоре “взлёт” РУД;
на режимах 0,4 МП ¸ МП – при максимальных значениях тяги на режиме по ТУ, при котором все оцениваемые параметры соответствуют допустимым значениям по ТУ для данного режима.
4. Порядок выполнения работы.
4.1 По значениям параметров СДХ (табл. 1) построить зависимости СДХ:
RСДХ = f(nНДСДХ), GтСДХ = f(nНДСДХ), СRСДХ = f(nНДСДХ), nВДСДХ = f(nНДСДХ),
t6*СДХ = f(nНДСДХ), Р2*ВДСДХ = f(nНДСДХ), T2*ВДСДХ = f(nНДСДХ), T4*СДХ = f(nНДСДХ).
Зависимости СДХ можно строить либо на одном (по образцу рис. 6) или на двух листах формата А4:
- на одном листе - зависимости RСДХ = f(nНДСДХ), GтСДХ = f(nНДСДХ),
nВДСДХ = f(nНДСДХ), t6*СДХ = f(nНДСДХ),
- на втором листе - зависимости Р2*ВДСДХ = f(nНДСДХ), T2*ВДСДХ = f(nНДСДХ),
T4*СДХ = f(nНДСДХ),
либо каждую зависимость на отдельном листе формата А4. В обоих случаях графики зависимостей должны быть построены в указанных в табл. 3 масштабах и диапазонах.
Табл. 3 Диапазоны и масштаб пределы шкал для построения графиков дроссельной характеристики
Параметр |
Диапазон |
Масштаб |
nНД, об/мин |
4000 –5500 |
1см –100об/мин |
nВД, об/мин |
5500 – 7000 |
1см–100 об/мин |
R, кгс |
4000 –14000 |
1см –500 кгс |
Gт, |
3000- 8000 |
1см – 500 кг/ч |
t6* |
400 – 700 |
1см - 20°С |
Р2*ВД |
8 –15 |
1см –0,5кг/см2 |
T2*ВД |
400 – 700 |
1см – 20 К |
T4* |
900 – 1100 |
1см - 20 К |
CR |
0,5-0,6 |
1см –0,02 кг/кгс*ч |
4.2 Полученные по результатам испытания измеренные параметры конкретного двигателя на режимах взлётном и МП (выдаются преподавателем по форме табл. 4 ) привести к САУ, используя формулы приведения и поправочные коэффициенты, представленные на рис. 3 – 5.
Полученные приведенные значения параметров нанести на поле графика в виде точек.
4.3. По полученным приведенным значениям режимного параметра на этих режимах (или параметра – аргумента) по зависимостям СДХ определить значения параметров – функций ПСДХ. (Например, по значениям параметра – аргумента nндпр определяются значения параметров – функций СДХ RСДХпр,
GтСДХпр, nВДСДХпр, t6*СДХпр, Р2*ВДСДХпр, T2*ВДСДХпр, T4*СДХпр.
4.4. Рассчитать относительные отклонения dП параметров – функций испытываемого ГТД на взлётном и МП режимах от значений соответствующих параметров – функций по СДХ при nндпр = Const и определить средние арифметические значения относительных отклонений на взлётном и МП режимах по формулам (11) и (12).:
4.5. Рассчитать значения ТГДП испытываемого ГТД на режимах взлётном – 0,6 МП по формуле:
ПпрjИДХ = ПjСДХ (1+`dП),
где ПjСДХ - значение параметра П на j – м режиме по СДХ при nндпрjСДХ (определяются по табл. 1).
4.6. Полученные значения ПпрjИДХ при nндпрjСДХ нанести на поле графика в виде точек и провести через нанесённые точки соответствующие зависимости ИДХ эквидистантно зависимостям СДХ.
Построенные указанным образом зависимости ИДХ отстоят при
nндпрj = Const от зависимостей СДХ на величины DПj = ПjСДХ (1+`dП).
4.7. По построенным зависимостям ИДХ определить значения параметров на режимах взлётном – 0,6 МП, соответствующие номинальным значениям тяги на каждом режиме, указанным в табл. 4.
4.8. На каждом режиме рассчитать значение CR по формуле
CR прj = Gт прj /Rj ном
4.9. Результаты расчёта свести в табл. 4.
4.10. Проверить соответствие параметров двигателя ТУ, указанным в табл. 5.
Табл. 5. Параметры ТРДД по ТУ
Режим |
nНД об/мин |
nВД об/мин |
R кгс |
t6* °С |
Gт кг/ч |
CR кг/кгс*ч | ||
Взлёт |
ТУ |
max |
5590 |
7370 |
13400 |
£ 620 |
£ 0,54 | |
min |
5420 |
7200 | ||||||
МП |
ТУ |
max |
5195 |
7060 |
11000 |
£ 560 |
£ 0,525 | |
min |
5065 |
6960 | ||||||
0,85МП |
ТУ |
max |
4935 |
6880 |
9350 |
£ 520 |
£ 0,525 | |
min |
4805 |
6780 | ||||||
0,7МП |
ТУ |
max |
4625 |
6650 |
7700 |
£ 480 |
£ 0,525 | |
min |
4495 |
6550 | ||||||
0,6МП |
ТУ |
max |
4395 |
6490 |
6600 |
£ 455 |
£ 0,525 | |
min |
4265 |
6390 |
5. Содержание отчёта.
5.1. Краткое описание методов измерения параметров при стендовых испытаниях и их обработки.
5.2. Таблица расчетов
параметров дроссельной
5.4. Графики зависимостей дроссельной характеристики ТРДД.
5.5. Таблица оценки
параметров ТРДД на
5.6. Выводы о соответствии параметров двигателя ТУ.
Контрольные вопросы
1. Определение дроссельной характеристики (ДХ) ГТД.
2. Изменение параметров ГТД при изменении режима работы
3.Укажите зависимости параметров ГТД, входящие в состав его дроссельной характеристики.
4.Номенклатура режимов работы ГТД при снятии дроссельной характеристики
5. Что понимается под «снятием дроссельной характеристики» конкретного ГТД?
6. Какое условие должно быть выполнено при измерении параметров ГТД для построения его дроссельной характеристики? Приведите обоснование этого условия.
7. Поясните влияние атмосферных условий на дроссельные характеристики ГТД.
8. Поясните понятие «обобщённые или универсальные дроссельные характеристики». Каким образом они могут быть получены?
9.Укажите стандартные значения TH и PH для условий H=0, М =0.
10. Укажите формулы приведения измеренных при любых TH и РH параметров к стандартным атмосферным условиям и физический смысл используемых в них поправочных коэффициентов.
11. Определение сводной дроссельной характеристики (СДХ).
12. Укажите цель использования способа построения индивидуальной дроссельной характеристики (ИДХ) конкретного экземпляра ГТД с помощью сводной дроссельной характеристики (СДХ).
13. Приведите обоснование способа построения индивидуальной дроссельной характеристики (ИДХ) конкретного экземпляра ГТД с помощью сводной дроссельной характеристики (СДХ).
14. Укажите порядок построения индивидуальной дроссельной характеристики (ИДХ) конкретного экземпляра ГТД с помощью сводной дроссельной характеристики (СДХ).
15. Укажите порядок и формулу определения относительных отклонений dП параметров – функций испытываемого ГТД на взлётном и МП режимах от значений соответствующих параметров – функций по сводной дроссельной характеристике (СДХ).
16. Что характеризует среднее арифметическое относительное отклонение `dП ?
17. Укажите порядок расчёта значений параметров испытываемого ГТД на заданном режиме для построения индивидуальной дроссельной характеристики (ИДХ) ?
18. Укажите порядок оценки параметров ГТД на основных режимах работы по построенной индивидуальной дроссельной характеристике (ИДХ).