Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 18:19, реферат
Современная авиация в основном оснащена воздушно-реактив¬ными двигателями (ВРД). В этих двигателях топливо в камеру сгорания подается непрерывно, и вследствие этого процесс горения протекает постоянно. Лишь для запуска двигателя используют постороннее зажи¬гание. Также непрерывно поступает в камеру сгорания ВРД и воздух (требуемый для сжигания топлива), предварительно сжатый и нагретый в компрессоре.
Реактивное топливо • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 3
Получение реактивного топлива • • • • • • • • • • • • • • •• • • • • • • • • • • • • • •4
Свойства реактивного топлива • • • • • • • • • • • • • • •• • • • • • • • • • • • • • • • 5
Испаряемость• • • • • • • • • • • • • • •• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •5
Полнота и теплота сгорания реактивных топлив• • • • • • • • • • • • • • ••6
Прокачиваемость• • • • • • • • • • • • • • •• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 8
Склонность к образованию отложений• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •11
Совместимость с материалами• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 12
Противоизносные свойства• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 14
Список литературы• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •17
Газовая коррозия, химическая по характеру, обусловлена наличием в продуктах сгорания топлива диоксида серы и оксидов ванадия, молибдена и натрия.
Скорость газовой коррозии и температура, при которой она начинается, зависят от содержания серы в топливе:
Содержание серы в топливе, %.........0,01 0,015 0,07 0,13 0,01
Скорость коррозии, ………0,75 1,25 2,10 4,90 4,90
Температура начала коррозии, …..1040 1030 1015 965 960
Наличие ванадия в реактивном топливе приводит к газовой коррозии лопаток турбины.
Соединения натрия могут попадать в топливо вследствие недостаточной промывки его водой после щелочной очистки, применяемой в отдельных случаях для снижения кислотности топлива или удаления из него сероводорода. Присутствие соединений ванадия возможно в топливах, полученных прямой перегонкой нефти; соединения молибдена, а также кобальта, никеля и цинка могут попасть в реактивные топлива, прошедшие обработку в присутствии катализаторов, содержащих эти элементы. В комплексе методов квалификационной оценки реактивных топлив предусмотрено спектральное определение перечисленных элементов и установлено предельно допустимое их содержание (не более 10 5 %).
Воздействие реактивных топлив на резиновые технические изделия, применяемые в топливной системе самолетов и двигателей (манжеты, втулки, прокладки и др.), и герметики, приводящее к их старению (потеря эластичности и формы, появление трещин и выкрашивание), отмечается в присутствии гидропероксидов — продуктов окисления топлив. Антиокислители, присутствующие в гидрогенизационных топливах предотвращают окислительные процессы в топливах, тем самым и воздействие их на резиновые технические изделия и герметики. Можно применять более стойкие к окислению резины. В соответствии с комплексом методов квалификационной оценки степень воздействия топлива на резиновые технические изделия и тиоколовые герметики оценивают по пределу прочности и относительному удлинению резины, ее работоспособности, а также изменению твердости герметика.
Противоизносные свойства
В процессе эксплуатации
реактивных двигателей
Повышенный износ деталей топливных насосов-регуляторов (качающего узла и регулирующей части) увеличивает зазор в прецизионных парах и приводит к утечке топлива через зазоры, при этом снижается подача насосов и изменяется режим работы двигателя. Износ сфер плунжеров топливных насосов-регуляторов плунжерного типа, установленных на двигателях большинства типов самолетов, — наиболее характерный дефект. Поверхность сфер срабатывается вплоть до образования заусенцев на краях поверхности плунжера и скалываний. Чрезмерный износ сфер плунжеров приводит к снижению максимальной подачи насоса, неравномерности подачи топлива и дополнительным нагрузкам, сокращающим срок службы насоса-регулятора.
Износ поверхностей трения деталей и узлов агрегатов топливной аппаратуры предотвращается при надежной смазке, осуществляемой самим топливом. В связи с этим топливо должно обладать хорошими смазывающими, или противоизносными свойствами, обеспечивающими длительный ресурс топливной аппаратуры реактивных двигателей.
Противоизносные свойства предусмотрено контролировать комплексом методов квалификационной оценки.
Оценивают противоизносные свойства на модельных установках: на лабораторном стенде с узлом трения на основе насоса-регулятора НР-21Ф-2 (для топлив всех марок), на приборах УПС-01 и ПСГ-2 и на стенде СИССТ-1 (только для гидрогенизационных топлив).
Противоизносные свойства реактивных топлив зависят от вязкости топлив, содержания в них меркаптанов и обусловливаются наличием поверхностно-активных веществ, способных адсорбироваться на поверхности пар трения, предотвращая их износ.
Вязкость реактивных топлив в пределах 1,26-1,98 мм2/с (при 20 °С) практически не влияет на их противоизносные свойства, при вязкости менее 1,26 мм2/с (при 20 °С) противоизносные свойства топлива заметно ухудшаются.
Хорошие противоизносные свойства реактивных топлив обусловливаются, прежде всего, наличием в них гетероатомных соединений, часть которых, особенно соединения кислотного характера, обладает поверхностно-активными свойствами. С этой точки зрения нежелательно удаление из топлива гетероатомных соединений. Однако последние при повышенных температурах (\V100 °С) легко окисляются с образованием осадков, т.е. являются основной причиной низкой термоокислительной стабильности реактивных топлив, получаемых прямой перегонкой нефти. Для ее улучшения, а часто и для обессеривания прямогонные топлива подвергают гидроочистке. В результате ухудшаются их противоизносные свойства и химическая стабильность
3. Влияние гидроочистки топлив на их противоизносные свойства (по междуведомственному методу):
Номер образца топлива |
Износ плунжера, мм |
Вязкость, мм2/с _ |
Объемная доля, % | ||||
углеводородов |
меркаптанов |
серы общей | |||||
нафтеновых |
парафиновых |
аромтических | |||||
ТопливоТС-1 |
|||||||
1 |
0,47 |
1,39 |
28,3 |
57,3 |
14,4 |
0.0010 |
0,080 |
2 |
0,43 |
1,34 |
40,8 |
43,3 |
15,9 |
0,0023 |
0,038 |
3 |
0,44 |
1,38 |
39,1 |
45,9 |
15,0 |
0,0030 |
0,060 |
4 |
0,43 |
1,34 |
46,9 |
41,6 |
11,5 |
0,0060 |
0,020 |
Топливо ТС-1 гидроочищ. |
|||||||
1 |
0,76 |
1,27 |
21,7 |
56,3 |
16,0 |
0,0002 |
0,001 |
2 |
0,57 |
1,32 |
- |
- |
- |
0,0002 |
0,001 |
Поэтому прямогонные топлива ТС-l имеют лучшие противоизносные свойства, чем гидроочищенные (при гидроочистке не только удаляется значительная часть гетероатомных соединений, но изменяется их структура, в результате чего их поверхностно-активные свойства менее выражены). Топливо РТ содержит 0,003 % присадки «К», вводимой в гидрогенизационные топлива для улучшения их противоизносных свойств.
В трибохимических процессах участвует кислород, растворенный в топливе и содержащийся в гетероциклических соединениях. Увеличение содержания растворенного в топливе кислорода усиливает интенсивность окисления поверхностей трения, что приводит к увеличению их изиоса. Закономерное улучшение противоизносных свойств топлив при их деаэрации или азотировании подтверждается результатами испытаний топлив на насосах НР-21Ф2 по междуведомственному методу.
С увеличением высоты полета массовое содержание растворенного кислорода снижается, и противоизносные свойства топлив улучшаются.
4. Результаты испытаний топлив
Показатели |
Т-7 |
Т-7 азотированное | |
Содержание кислорода, %(об.) |
4,4 |
1,0-1,4 |
0,4-0,6 |
Износ плунжера, мм |
0,76 |
0,49 |
0,15 |
Износ наклонной шайбы, мм |
0,17 |
0,17 |
0,025 |
Однако в мировой практике
эффективное улучшение
Список литературы: