Реформирование власти в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:54, реферат

Описание работы

Осуществление в стране демократических преобразований определило необходимость реформирования системы политической власти в соответствии с общецивилизационными закономерностями движения к демократическому общественному устройству и правовому государству. Политические преобразования в стране развивались в направлении структурирования власти путем разделения властей, децентрализации, плюрализации власти, преодоления отчуждения человека от власти.
Проводимые в стране политические реформы затрагивают интересы практически всех граждан. Сам по себе масштаб реформирования и сроки его реализации беспрецедентны. Изменения в идеологической ориентации общества, во взаимоотношениях федерального центра и регионов, а также многие иные политологические проблемы требуют осмысления на онтологическом уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Конституционные основы принципа разделения властей в России………..4
2. Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………6
3. Конституционные основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации…………………………………………………………...9
4. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации………………………………………………………………………..12
5. Конституционные основы деятельности судов в Российской Федерации..13
6. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России…………………………………………………………………………….15
7. Политическая реформа в России: проблемы и перспективы………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Политология Реферат.docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения  против Президента Российской  Федерации для отрешения его  от должности.

Очень важной с политической точки зрения является дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации. Однако реализация данного полномочия Государственной  Думой связана с некоторыми условиями. В частности, решение Государственной Думой должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого устанавливается, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Здесь напрашивается вывод  о праве на роспуск парламента при весьма сомнительных, а может  быть даже спровоцированных обстоятельствах, поскольку может быть выдвинута  заведомо не подходящая кандидатура  на пост Председателя Правительства  Российской Федерации. Более того, в  Конституции не оговорено, что каждый раз Президентом должна предлагаться новая кандидатура Председателя Правительства. В связи с такими неопределенностями парламент превращается в безвластный орган, над которым  нависает угроза его досрочного роспуска. Это влияет на поведение и даже правосознание депутатов. В ситуации политической нестабильности данная парламентская  модель даже при усиленных полномочиях  Президента будет сопровождаться частыми  государственными кризисами, что позволяет  говорить об усилении тенденций авторитаризма  в государственном управлении.

Полномочия двух палат  разделены по конституционным основаниям, но очевидна некоторая искусственность  их разделения, нарушающая целостность  единого представительного органа. Некоторые важнейшие вопросы  решает Совет Федерации, по численности  народных представителей уступающий Государственной  Думе. Решения по конституционным  законопроектам Совет Федерации  должен принимать большинством в  три четверти голосов.

 

4. Конституционные  основы деятельности Правительства  Российской Федерации

Правительство Российской Федерации  осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации  и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации  — это коллегиальный орган  исполнительной власти государства  и субъектов Федерации, который  осуществляет государственную власть на всей российской территории. Полномочия российских представительных органов  определяются Конституцией России и  другими законами, основанными на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Среди полномочий Правительства  Российской Федерации можно выделить следующие:

- разработка и представление  Государственной Думе федерального  бюджета и обеспечение его  исполнения; представление Государственной  Думе отчета об исполнении  федерального бюджета;

- обеспечение проведения  в Российской Федерации единой  финансовой, кредитной и денежной  политики;

- обеспечение проведения  в Российской Федерации единой  государственной политики в области  культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии;

- осуществление управления  федеральной собственностью;

- осуществление мер по  обеспечению обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней  политики Российской Федерации;

- осуществление мер по  обеспечению законности, прав и  свобод граждан по охране собственности  и общественного порядка, борьбе  с преступностью;

- осуществление иных, возложенных  Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами полномочий.

В России федеральное Правительство  несет политическую ответственность  перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и  исполнения федерального бюджета. В  России недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены  Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить  новые парламентские выборы.

5. Конституционные  основы деятельности судов в  Российской Федерации

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее пяти лет.

Суды независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных  судов назначаются Президентом  Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Судебная власть в целом  едина и неделима, однако условно  правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное.

В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд  Российской Федерации, Верховный Суд  Российской Федерации, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции федеральных законов  и других нормативных актов, нормативных  актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров  между органами государственной  власти России, а также дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции; осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью,

После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. появилась необходимость в осуществлении судебной реформы, которая реализуется в настоящее время.

6. Особенности  взаимодействия различных ветвей  власти в современной России

Конституционное закрепление  принципа разделения властей, впервые  осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания  особенностей взаимодействия различных  ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому  речь идет только о разграничении  полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить  важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или  государственного органа, которая ведет  к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений  между ветвями государственной  власти в России — правовое закрепление  принципа разделения властей.

Поскольку государственная  власть едина, то ее ветви постоянно  взаимодействуют, что порождает  борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного  поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек  и противовесов. Ее сущность состоит  в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них  оставаться бесконтрольной.

В президентской республике России при «жестком» разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений  между ними, ведет к конфронтации. Кроме того, в России нет четкого  правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Очевидно, что в сложных, кризисных условиях ветви власти должны сплотиться для поиска механизмов решения общих проблем. Но в России каждая из них старается стать автономной, независимой, что может привести к неуправляемости страной.

Особенностью российской Конституции является то, что Президент  не входит ни в одну из ветвей государственной  власти, он как бы стоит над ними, исполняя роль арбитра, гаранта обеспечения  согласованного функционирования и  взаимодействия органов государственной  власти. Институт президентства для  России новый и он не может сложиться  быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкое разделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора на влиятельную  организацию и парламентскую  фракцию. Ни одно из этих условий в  России до последнего времени не выполнялось. Лишь на парламентских выборах 2003 года президентской команде удалось  сформировать парламентскую фракцию, обладающую конституционным большинством. В результате Президент вынужден был порой поступаться принципами, подменять указами правотворческую  деятельность парламента, вступать в  конфронтацию с ним. Разногласия  между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора  в суд.

В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной  власти, ее месте и роли в системе  властей говорят и пишут мало.

Эта российская особенность  отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования  в обществе, защищать права и свободы  человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.

Кроме общепризнанных трех ветвей власти ряд исследователей утверждают о наличии четвертой власти –  средств массовой информации, которые  по своему влиянию могут соперничать  с другими ветвями власти. Здесь  речь идет, прежде всего, о влиянии  на принятие государственных решений, политическую ситуацию в стране, а  не реальном осуществлении власти.

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок  их собственного существования и  развития, а также обеспечения  единства государственной власти, основанного  на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей  только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в  поле отчуждения от единства, целостности  государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок  функционирования конкретной ветви  власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России.

Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при  постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации  власти, усилению региональных властей  и «приватизации» государства административным аппаратом. Реформы сверху были очень  слабо поддержаны народом. Поэтому  социальная база реформ, в отличие  от многих постсоциалистических обществ, была не просто размытой, но индифферентной по отношению к кардинальным преобразованиям. Ветви государственной власти объективно получили шанс экспериментирования  без опаски контроля со стороны народа.

В отличие от стран Восточной  Европы, в России не оказалось в  наличии политических институтов, способных  мобилизовать социальную базу поддержки  реформаторского курса верхов. При  наличии объективных условий  и субъективной поддержки реформ страны Восточной Европы сделали  довольно значительный шаг в сторону  единства ветвей государственной власти, эффективности каждой из них. В этих странах действенно заработал общественный договор между властью и народом, чего в России не случилось.

С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения  власти. Причем ее надо было решать параллельно  с другими задачами демократических  преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме  преобразовательного процесса. Впервые  закрепленный в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР, а позднее в  Конституции принцип разделения властей не мог заработать в силу отсутствия правовой базы.

В условиях федеративного  государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления  органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной  государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе  государственных органов, оказывают  заметное влияние на ветви государственной  власти, что может порождать появление  корпоративных структур, вносящих неразбериху  в механизмы властного взаимодействия.

Информация о работе Реформирование власти в современной России