Республика, как форма политического правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.
Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и признаки республики
2. Виды республики
2.1. Парламентская республика
2.2.Президентская республика
2.3.Смешанные республиканские формы
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат (4).docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Челябинский государственный  университет

«Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Правоведение

На тему: «Республика, как  форма политического правления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. 21ПС-101

Фёдорова А.С.

                                                                 Проверила: преп.

 

 

 

 

Челябинск  2011 г.

Содержание:

Введение

1. Понятие и признаки республики

2. Виды республики

2.1. Парламентская республика

2.2.Президентская республика

2.3.Смешанные республиканские  формы 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
В мире существует около двухсот  государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную  политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства  разнятся по своей форме.

Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

На форму государства большое  влияние оказывают не только экономические  факторы, но и природные, климатические  условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции 

 

  1. Понятие и признаки республики

Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все  больше наполнялась демократическим  содержанием.

Республика (от лат. res publica -- общественное дело) -- это такая форма  правления, которая характеризуется  выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республиканская форма правления  окончательно установилась, во Франции  лишь с принятием Конституции 1875 года . Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика -наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Рассмотрим разновидности действительно демократической или по крайней мере либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентарной республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.

Республике присущи следующие  признаки:

  1. правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;
  2. республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  3. в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;
  4. представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;
  5. высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом

 

  1. Виды республики

2.1. Парламентская республика

Парламентская республика - это разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  неодинакова. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы  государства, также разделяется  с представителями членов федерации. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и  на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную  исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое  правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми  полномочиями, поскольку он разрабатывает  и принимает государственный  бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в  том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

При парламентарной республике также возможны два госу-дарственных  режима -- парламентарный и министериальный.

Чисто парламентарных республик  не так уж много. К ним можно  отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и  некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает  действие парламентарного го-сударственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.

2.2.Президентская республика

Президентская республика - это одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.

Наиболее характерные  черты президентской республики:

внепарламентский метод  избрания президента и формирования правительства;

ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом;

более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки. В конституции  США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют  каждому штату в настоящем  Союзе республиканскую форму  правления”. Республиканская форма  правления в США реализовалась  в виде президентской республики: президент республики - глава государства  и правительства; правительство  не несет ответственности перед  Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы  государственной власти был взят принцип разделения властей, который  в американских условиях трансформировался  в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

Исполнительная власть осуществляется Президентом Президент формирует  администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет  министров является консультативным  органом, президент не обязан следовать  его советам. Кабинет министров  не принимает никаких правительственных  актов.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два  года по одномандатным округам. Депутатом  может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее  в штате, где находится его  избирательный округ.

Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой.Спикер палаты представителей - “третье” должностное лицо в государстве.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные комитеты включают членов обеих палат Конгресса  . Специальные комитеты носят временный характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса. Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу.

Решающая роль в законодательной  деятельности Конгресса принадлежит  постоянным комитетам палатПостоянные  комитеты определяют судьбу каждого  законопроекта. Полномочия в области  экономики и торговли: принимать  единообразные законы по вопросам о  банкротстве, регулировать торговлю с  иностранными государствами и между  отдельными штатами.Военные полномочия: объявлять войну, формировать и  обеспечивать армию, создавать и  содержать военно-морской флот.Иные полномочия конгресса: регулировать порядок  приобретения гражданства США, учреждать  федеральные суды.

Компетенция палат Конгресса  не одинакова. Только в палату представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует также обвинения  в порядке импичмента в отношении  президента республики и других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства  голосов выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными  полномочиями. Только сенату принадлежит  право ратифицировать международные  договоры, утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит абсолютного  большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность государственной  власти, с этой целью сенат обновляется  по частям.

Кабинет министров не имеет  конституционного статуса. Конституция  закрепила право президента “затребовать мнение...от высшего должностного лица в каждом исполнительном департаменте...”. Министры назначаются президентом  “по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких  правительственных актов.

    1. Смешанные республиканские формы

Смешанные республиканские  формы правления имеют две  модели.

Ярким примером первого типа является Франция.

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”. Так установила конституция  Франции 1958 г. Основной закон установил  республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку  в ней наблюдаются черты президентской  республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство  назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет  ответственность перед нижней палатой  парламента).

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы  государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском  политическом режиме. Президент находится  на вершине иерархии органов государственной  власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также  преемственность государства”. В  этой же статье провозглашается, что  президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и  договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной  инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием  роспуска нижней палаты парламента. Современные  зарубежные конституции. Сост. Маклаков В.В. М., 1992.

Информация о работе Республика, как форма политического правления