Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:39, реферат
В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.
Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.
Введение
1. Понятие и признаки республики
2. Виды республики
2.1. Парламентская республика
2.2.Президентская республика
2.3.Смешанные республиканские формы
Заключение
Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.
Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.
Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.
Президент республики избирается
абсолютным большинством поданных голосов.
Если оно не получено в первом туре
голосования, то в следующее за ним
второе воскресенье проводится второй
тур. В нем могут участвовать
только два кандидата, которые - если
будут сняты кандидатуры, находящиеся
в более благоприятном
Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе выборов.
Президент республики занимает
вершину в иерархии государственных
органов. Формально-юридические
Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.
Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести чрезвычайное положение в стране
Президент практически снизу
доверху формирует
В области международных
отношений й президент
В судебной области президент - обладатель традиционного права главы государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь гарантом ее независимости.
Вторая часть полномочий
главы государства, требующая контрассигнации
премьер-министра или министров, также
весьма значительна. Он председательствует
в Совете министров, подписывает
декреты и ордонансы, принятые в
нем; принимает участие в
На практике президент обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.
Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.
Правительство Франции - коллегиальный
орган, состоящий из премьер-министра
и министров. В соответствии с
конституцией различаются: Совет министров
- собрание министров под
Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром.Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны, однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента. Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет деятельность премьер-министра в области управления. Он “обеспечивает выполнение законов”. Он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.
Премьер-министр обладает
значительными правами в
Парламент состоит из двух
палат: нижней - Национального собрания
и верхней - Сената. Пассивное избирательное
право предоставляется для
Функции французского парламента мало чем отличаются от функций центральных представительных органов других зарубежных стран; они делятся на законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические.
Парламент собирается на одну
сессию в году: она открывается
в первый рабочий день октября
и заканчивается в последний
рабочий день июня. Кроме того, он
собирается по полному праву во время
чрезвычайного положения и
Для руководства работой
каждая палата создает бюро. Помимо
председателя палаты, играющего значительную
роль в нижней и особенно в верхней
палате, в бюро входят вице-председатели,
секретари и кветоры. Председатель
сената в случае вакантности поста
президента республики временно исполняет
его обязанности; каждый председатель
назначает в Конституционный
совет по три члена; председатель
Собрания председательствует в Конгрессе,
когда ему для ратификации
переданы поправки к конституции. С
председателями должен консультироваться
президент, когда намерен ввести
чрезвычайное положение. Председатели
вправе решать вопрос о неприемлемости
предложений законов и
Правовое положение членов
парламента не отличается чем-либо особенным
от избранных представителей в других
странах. Парламентарии рассматриваются
как представители всей нации
и выполняют свои функции на основе
представительного, а не императивного
мандата. Во Франции отсутствует
право отзыва парламентария. Рядовой
избиратель может следить за деятельностью
своего депутата по отчетам в прессе
и средствах информации. Обязательность
публичного заседания, предоставление
мест представителям средств информации,
ведение специального протокола, фиксация
выступления каждого депутата и
сенатора и публикация материалов парламентских
обсуждений, печатание списка депутатов
и сенаторов по каждому голосованию
с указанием характера
Французский закон стремится
обеспечить независимость парламентариев
и самого представительного учреждения
от посягательств исполнительной власти.
К числу таких мер относятся
правила о несовместимости
Статья 34 конституции устанавливает
перечень вопросов, по которым парламент
может законодательствовать. Все
области, находящиеся за пределами
упомянутых в этой статье, отнесены
к ведению правительства. Споры
о принадлежности той или иной
сферы регулирования
Парламент имеет право изменять действующую конституцию. Несмотря на то, что экономические полномочия парламента включают прежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета.
Французский парламент характеризует значительная стесненность в пользовании вотумом доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии - обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и Национальное собрание в результате негативного голосования могут оказаться не у дел.
Вопрос о доверии в
связи с принятием
Наиболее грозное оружие
Собрания - резолюция порицания - сильно
ограничено рядом процессуальных оговорок
в пользу правительства. Во-первых,
право внесения такой резолюции
предоставлено не отдельному парламентарию,
а лишь группе депутатов. Во-вторых,
резолюция может голосоваться только
через 48 часов после внесения. В-третьих,
для принятия резолюции требуется
абсолютное большинство голосов
членов, составляющих Национальное собрание.
Последнее ограничение - запрещение
авторам резолюции вносить
Ко второму типу смешанной
республиканской форме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерным для всех президентских
республик, несмотря на их разнообразие,
является то, что президент либо
совмещает полномочия главы государства
и главы правительства и
Информация о работе Республика, как форма политического правления