Республика, как форма политического правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.
Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и признаки республики
2. Виды республики
2.1. Парламентская республика
2.2.Президентская республика
2.3.Смешанные республиканские формы
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат (4).docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую  роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет  право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права  парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает  определенный срок принятия парламентом  финансовых законопроектов. Парламент  обладает правом контроля за деятельностью  правительства.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом  и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о  том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом  президентских выборов, проведением  референдумов.

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего  и прямого голосования.

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним  второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать  только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся  в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания  выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении  быть кандидатом по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может  принять решение о переносе выборов.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных  органов. Формально-юридические полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие  контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически  существуют и другие личные полномочия, в частности - премьер-министр назначается  без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием  президента Франции является право  роспуска Национального собрания, которое  ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск  в течение года, следующего после  предыдущего роспуска; 2) во время  действия чрезвычайного положения; 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести чрезвычайное положение в  стране

Президент практически снизу  доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава  вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах  национальной обороны. Чрезвычайно  важным является не урегулированное  конституцией право президента вводить  в действие стратегические ядерные  силы, это право предусмотрено  простым декретом от 14 января 1964 г.

В области международных  отношений й президент заключает  и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют  обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации  членов правительства.

В судебной области президент - обладатель традиционного права  главы государства - права помилования. Президент находится на вершине  судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации  премьер-министра или министров, также  весьма значительна. Он председательствует в Совете министров, подписывает  декреты и ордонансы, принятые в  нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает  на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент  обладает большими правами, чем то следует  по букве закона. Так, он принимает  решения в областях, относящихся  к компетенции правительства, когда  в парламенте имеется “одноцветное”  с президентом большинство. Президент  порою открыто вторгается в компетенцию  премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в  его деятельности личный аппарат, достигающий  несколько сот человек. В его  состав входят кабинет, генеральный  секретариат, военный штаб, несколько  чиновников для особых поручений; все  сотрудники этих служб лично назначаются  президентом.

Правительство Франции - коллегиальный  орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с  конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством  Президента республики, и кабинет  министров - собрание министров под  председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции  правительству.

Полномочия правительства  делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром.Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны, однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента. Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет деятельность премьер-министра в области управления. Он “обеспечивает выполнение законов”. Он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении  парламента, некоторые из них он осуществляет лично, другие - в сотрудничестве с президентом. Премьер может  предлагать президенту созвать парламент, когда тот не заседает. Премьер-министр  обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть там выслушан.

Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената. Пассивное избирательное  право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в  Сенат - с 35 лет.

Функции французского парламента мало чем отличаются от функций центральных  представительных органов других зарубежных стран; они делятся на законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические.

Парламент собирается на одну сессию в году: она открывается  в первый рабочий день октября  и заканчивается в последний  рабочий день июня. Кроме того, он собирается по полному праву во время  чрезвычайного положения и после  переизбрания Национального собрания, если второй Четверг после выборов  не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию премьер-министра, либо большинства  членов Национального собрания. Всякий раз открытие и закрытие таких  сессий осуществляется декретом президента республики.

Для руководства работой  каждая палата создает бюро. Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно в верхней  палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и кветоры. Председатель сената в случае вакантности поста  президента республики временно исполняет  его обязанности; каждый председатель назначает в Конституционный  совет по три члена; председатель Собрания председательствует в Конгрессе, когда ему для ратификации  переданы поправки к конституции. С  председателями должен консультироваться  президент, когда намерен ввести чрезвычайное положение. Председатели вправе решать вопрос о неприемлемости предложений законов и поправок, когда правительство заявляет, что  сфера этих актов относится к  регламентной области. Оба председателя обеспечивают порядок и работу палат. Им принадлежит право вызова вооруженных  сил.

Правовое положение членов парламента не отличается чем-либо особенным  от избранных представителей в других странах. Парламентарии рассматриваются  как представители всей нации  и выполняют свои функции на основе представительного, а не императивного  мандата. Во Франции отсутствует  право отзыва парламентария. Рядовой  избиратель может следить за деятельностью  своего депутата по отчетам в прессе и средствах информации. Обязательность публичного заседания, предоставление мест представителям средств информации, ведение специального протокола, фиксация выступления каждого депутата и  сенатора и публикация материалов парламентских  обсуждений, печатание списка депутатов  и сенаторов по каждому голосованию  с указанием характера голосования  каждого из них в определенной мере дают информацию о поведении  депутатов.

Французский закон стремится  обеспечить независимость парламентариев и самого представительного учреждения от посягательств исполнительной власти. К числу таких мер относятся  правила о несовместимости должностей. Закон разрешает быть членами  парламента лицам, должности которых  указаны в его положениях, но эти  лица должны отказаться от должности  в течение определенного времени  в случае избрания. Эти положения  имеют цель не только обеспечить независимость  парламентария, но и предоставить ему  возможность посвятить себя парламентской  деятельности. Личная независимость  парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности  и неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей для обеспечения его занятий. Неответственность предполагает невозможность  преследования парламентария за высказанные мнения или голосование. Цель неприкосновенности - помешать преследованию  члена парламента и оказанию на него давления.

Статья 34 конституции устанавливает  перечень вопросов, по которым парламент  может законодательствовать. Все  области, находящиеся за пределами  упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры  о принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются  Конституционным советом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может  законодательствовать парламент, его  полномочия в этой сфере также  ограничиваются: 1) возможностью для  президента республики действовать  через голову парламента при проведении референдума; 2) возможностью делегирования парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам.

Парламент имеет право  изменять действующую конституцию. Несмотря на то, что экономические  полномочия парламента включают прежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета.

Французский парламент характеризует  значительная стесненность в пользовании  вотумом доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии - обоюдоострое оружие, поскольку и правительство  и Национальное собрание в результате негативного голосования могут  оказаться не у дел.

Вопрос о доверии в  связи с принятием законопроекта - открытый нажим правительства на Национальное собрание с целью заставить  его принять угодный проект. Дебаты в таком случае откладываются  на 24 часа, чтобы дать возможность  депутатам внести резолюцию порицания, которая принимается с соблюдением  более строгих правил, чем решается вопрос о доверии. Поставив вопрос о  доверии на основе третьего абзаца статьи 49 конституции правительство  как бы вызывает Собрание против себя, но на неблагоприятных условиях.

Наиболее грозное оружие Собрания - резолюция порицания - сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых, право внесения такой резолюции  предоставлено не отдельному парламентарию, а лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции требуется  абсолютное большинство голосов  членов, составляющих Национальное собрание. Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить аналогичную  в течение той же сессии, обычной  или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию  порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает в  Национальном собрании двумястами местами, то она в период сессии может вносить 3-4 резолюции порицания. Внешнеполитические полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации международных договоров.

Ко второму типу смешанной  республиканской форме правления  относится форма правления установленная  в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской  форм правления. Хотя парламент и  избирает правительство, но оно не может  быть отозвано им. В свою очередь  правительству не принадлежит право  решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский  мандат несовместимы. Правительство  образует коллегиальный орган, а  также имеет - в противоположность  президентской системе - формальную возможность законодательной инициативы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерным для всех президентских  республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства  и главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует  в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Информация о работе Республика, как форма политического правления