Социально – экономические преобразования в России 80 – х 90 - х годов ХХ века и их последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая стратегию развития России, необходимо учитывать этот фактор и историческое развитие, которое указывает, что мы в целом проходим тот же путь, что другие европейские страны. Следует отметить, что основные демократические принципы – свобода и справедливость - составляют основу не только западных ценностей. Так, русский мыслитель - Бердяев, ещё в начале 20 века говорил, что необходимо стремиться к свободному и справедливому обществу, что без свободы не может быть никакой справедливости, а справедливость требует свободы для всех людей.

Содержание работы

«Демократизация» общества как орудие государственной власти
Демократизация силовых структур государства и антиконституционные перевороты 1991, 1993 гг.
Антирыночный и политико – идеологический характер революционных преобразований в 90 – е годы XX века.
Экономические, социальные и геополитические последствия революционных преобразований в 90 – е годы XX века
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТНРЭР(4).docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

-- "Меня избрал народ";

-- "Съезд народных депутатов  и Верховный Совет РФ -- это  оплот партноменклатуры".

Навязчивой идеей Ельцина  стало установление особого режима управления, а также создание комиссии по проекту новой Конституции. Лидеры оппозиции проводили свои мероприятия, пытаясь объяснить людям, что  они не партократы и не фашисты. В  апреле появилась информация об обсуждении президентом с западными покровителями  возможности шагов по введению президентского правления в России, и многие аналитики  выражали опасения по поводу намерений  президента быть "царем-батюшкой".

Верховный совет отказался  подчиниться указу президента и  приравнял его к государственному перевороту. Пиком кризиса стали  события октября 1993 года, когда конфликт между сторонами приобрел насильственный характер. Силовой разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета, предпринятый Президентом России, склонил чашу весов в его пользу.

Следствием разрешения кризиса  стало: принятие новой Конституции, которая зафиксировала ликвидацию советской политической системы  и придала государственному устройству России форму президентской республики. Ликвидация двоевластия, возникшего в  России в 1992 г., способствовала стабилизации обстановки в стране и формированию нового общественно-политического  режима.

Основные изменения в  системе государственных органов  России в начале 90-х гг.

Шоковая терапия" экономических  реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после  провозглашения своей независимости 12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов, в том числе и 21 национальное образование. Устанавливалась двухступенчатая  система органов представительной власти - Съезд народных депутатов  и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся  избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим  Вооружёнными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный  Суд Российской Федерации.

События октября 1993 г. различные  слои общества восприняли по-разному, но это были трагические страницы посткоммунистической российской истории. "Чёрный октябрь" разрушил систему  Советов. Всенародное голосование  по доработанному проекту новой  Конституции должно было дать ответ  на вопрос, что придёт на смену Советам.

На 12 декабря были назначены  выборы в новый парламент и  референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими  партиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политических партий, поддерживающих курс президента, не набрала более 15% от общего числа  избирателей. Неожиданностью стал успех  Либерально - демократической партии В.В. Жириновского (ей отдали голоса более 25% голосов).

Новым органом законодательной  власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной  Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную  Думу I созыва возглавил И.П. Рыбкин. Центральное место в работе Государственной  Думы I созыва занимали вопросы экономической  и национальной политики, социального  обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая  часть из них была подписана президентом.

12 декабря 1993 г. всенародным  голосованием была принята Конституция  РФ. Россия объявлялась демократическим  федеративным правовым государством  с республиканской формой правления.  Главой государства являлся всенародно  избираемый президент. В состав  РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и  10 автономных округов, 2 города федерального  значения (Москва и Санкт-Петербург)  и 49 областей. Законодательно закреплялась  двухпалатная структура Федерального  Собрания - постоянно действующего  законодательного органа РФ. К  ведению высших органов власти  России были отнесены: принятие  законов и контроль за их  исполнением, управление федеральной  государственной собственностью, основы  ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение  вопросов внешней политики и  международных отношений, объявление  войны, заключение мира.

Вторым итогом года явилась  ликвидация вертикали законодательных  органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по своему типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что обе палаты его  действуют самостоятельно, различаются  по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.

В субъектах Федерации  на смену Советам или Верховным  Советам пришли Законодательные  собрания республик, краёв, областей. Это  уже не подчинённые, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.

Деятельность российского  правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала  о его желании преодолеть конфликты  в отношениях с государствами  как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому  государству.

Антирыночный  и политико – идеологический характер революционных преобразований в 90 –  е годы XX века.

Чтобы избавиться от Горбачёва  и добиться всей полноты власти, Ельцин со своим окружением утопил Советский Союз вместе с заболтавшим  перестройку его первым и последним  президентом. Одним из способов добивания  некогда великой державы стало  освобождение предприятий на территории России в 1991 г. от налогов, что лишило советское правительство значительной части бюджетных поступлений. Но одновременно весьма большой ущерб  был нанесён и самой РСФСР, казна которой в первый же день независимого существования республики оказалось почти пустой.

Тогда правительство Гайдара  не придумало ничего умнее, чем с 1 января 1992 г. в пять раз директивно увеличить цены на энергоресурсы  и железнодорожные перевозки  и ввести на всё НДС в размере 20%. Так было положено начало масштабнойценовой инфляции с громадным перекосом цен. Непрерывно подстегиваемая бездумным увеличением тарифов на продукцию и услуги естественных монополий инфляция неудержимо растет по сию пору, она привела к обнищанию значительной части населения и в сочетании с другими антирыночными новациями реформаторов серьёзно подорвала экономику страны.

ПОЧЕМУ ТОННА СОЛЯРКИ  СТОИТ В ПЯТЬ РАЗ ДОРОЖЕ ТОННЫ  ЗЕРНА?

Победителем прошлогоднего  этапа многолетнего первенства России по подорожанию всего и вся, итоги  которого недавно в очередной  раз подвела судейская коллегия Росстата, вновь оказалось дизельное  топливо.

Индекс цены его покупки  потребителями в декабре 2007 г. по отношению к декабрю 2006 г. возрос до 130,6%, и обходилось оно им в 19.711 рублей за тонну. Хотя отпускная цена на заводах-изготовителях была меньше — 17 000 рублей, — чем запрашивали с конечных покупателей. Наверняка сохранит дизтопливо титул чемпиона и в этом году.

Автомобильные бензины несколько  поотстали — их совокупный средний  индекс цены продаж составил 126,2% или 21.505 рублей за тонну. Но это на бензоколонках. Изготовители же продавали его дешевле, в среднем по 14.268 рублей за тонну. Так что спекулянты-перепродавцы и владельцы автозаправок получали за вычетом своих издержек совместно  никак не менее 50% прибыли.

Что же до общих на начало этого года результатов марафонского забега на подорожание, то цены энергоресурсов благодаря опережающему мощному  их рывку при старте в январе 1992 г. и последующей неподконтрольности, подстегиваемые к тому же увеличением  тарифов на услуги естественных монополий, вырвались далеко вперёд.

В частности, по отношению  к 1991 г. индекс цены дизтоплива у производителей (здесь и далее — с учетом деноминации рубля в 1996 г.) возрос почти до 200.000 раз (в процентах  — в 100 раз больше), а бензинов — 120 000. Конечному покупателю благодаря  спекуляциям посредников продавались  они в 1,5 — 2 раза дороже.

Несколько поотстали в  своём росте из-за госрегулирования цены на электроэнергию и железнодорожные  перевозки, их индексы составили 55.000 и 67.000 раз соответственно. Однако ввиду  своей всеобщей и масштабной востребованности они могут претендовать на первые места по влиянию на рост издержек в экономике страны.

А вот индекс цен на промышленную продукцию (у её изготовителей) оказался почти вдвое меньше –28 300.

От этой группы значительно  отстали по подорожанию потребительские  товары — их индекс цен возрос лишь 16.500. Индекс же цены труда (реальная зарплата) увеличился с 1991 г. примерно лишь в 7700 раз. Иначе говоря, реальная среднемесячная зарплата в 2007 г. с учётом «скрытой»  составила, согласно данным Росстата, лишь 93%, а реальные денежные доходы населения — 94% по покупательной  способности 1991 г.

Напомню, что реальность доходов определяется по весьма ограниченному  числу потребительских товаров  и услуг.

Неизменным аутсайдером  в инфляционном марафоне остаётся продукция  сельского хозяйства, средний индекс цен которой (у её изготовителей) к концу 2007 г. в сравнении с 1991-м  возрос всего в 8515 раз.

Это означает, в частности, следующее.

Если в 1991 г., продав тонну  пшеницы, которая стоила тогда 400 прежних  рублей, сельчанин мог купить 4 тонны  дизтоплива, то в декабре 2007 г., когда  за тонну пшеницы сельский труженик смог выручить в среднем 5000 рублей, ему за тонну дизельного топлива, которая стоила уже 19 711 рублей, надо было заплатить почти четырьмя тоннами  пшеницы. За это время индекс цены дизтоплива возрос, как отмечалось, почти в 200.000 раз, пшеницы увеличился всего лишь в 12.800 раз, т. е. почти в 16 раз меньше, а бензина — в 120 000 раз.

Но чтобы вырастить  и собрать урожай зерновых требуется  не только дизельное топливо и  бензин. И так как в сельском хозяйстве, в том числе вследствие существенно заниженных цен на его  продукцию, оборотные активы составляют не более трети от объёма товарного  производства отрасли, фермерские и  более крупные хозяйства оказались  заложниками посредников-спекулянтов. Они вынуждены продавать им за гроши в долг свой урожай на корню  в обмен на те же бензин и дизтопливо, технику, удобрения и пр., но по двойной  или тройной цене.

Следует заметить, к сельскохозяйственным в статотчётности причислено множество  организаций-посредников, непосредственно  не занятых производством продукции, чья спекулятивная прибыль увеличивает  «рентабельность» отрасли в ущерб  товаропроизводящим хозяйствам. Судя по официальным статистическим данным, от недавнего значительного подорожания  зерна и продуктов питания  их производителям почти ничего не досталось: с начала года цены у них  выросли на 10-12%, в то время как  у продавцов — на 30-50%.

Неэквивалентность товарообмена по стоимости, обусловленная громадной  разницей в ценах сельскохозяйственной продукции и ресурсов, необходимых  для её воспроизводства, хотя бы простого, привела к развалу сельского  хозяйства. Так, посевная площадь в  стране со 112,1 млн. га в 1990 г. к 2006 г. сократилась  вдвое, производство зерна со 113,5 млн. тонн — тоже вдвое, поголовье крупного рогатого скота с 45,3 млн. голов —  более чем вдвое, количество убыточных  организаций с 3% в 1990 г. увеличилось  к 2006 г. до 35%, число работников с 8,3 млн. уменьшилось до 2,9 млн. человек, рентабельность отрасли с 37% упала до 10% и т. д. В результате существенно увеличился импорт продуктов питания — до 40-60%, что угрожает продовольственной  независимости страны и её безопасности.

КАКУЮ ИНФЛЯЦИЮ НЕОБХОДИМО ОБУЗДАТЬ?

Инфляция является одним  из интегральных показателей состояния  экономики и зависит от множества  факторов. Высокая инфляция, как  и высокая температура человеческого  тела, — свидетельство болезни. Поэтому  профессионалы лечат не симптомы заболевания, а больной организм, т. е. стремятся устранить не следствия, а вызвавшие их причины.

Недавние попытки правительства  заморозить возросшие цены на продовольственные  товары лишь усугубляют недуги нашей  экономики, причин для которых множество. В их основе лежат неверные ориентиры  и принципы экономической политики, в частности, либерализация, читай  анархия, ценообразования. Породив  в 1992 г. инфляцию цен, правительство  безуспешно борется с ней многие годы всяческими мерами, направленными  почему-то на снижение платёжеспособного  спроса на всё и вся: ограничением доходов населения, созданием искусственного дефицита денежного обращения, дороговизной кредитов, грабительским налогообложением, увеличением и без того вырвавшихся  далеко вперёд тарифов на продукцию  и услуги естественных монополий, законодательно обусловленным монополизмом на рынках и др.

Всё это напоминает попытки  потушить пожар бензином и привело  к существенному сворачиванию товарного  производства. Видимо, либеральные  борцы за лучшую жизнь исходили и  исходят при этом из предельного  случая: нулевой инфляция становится у мертвой экономики, но если, полагали они, экспортировать нефть и газ, доведя до ручки остальные отрасли, то инфляция будет небольшой. Результаты такой «стратегии» налицо…

Информация о работе Социально – экономические преобразования в России 80 – х 90 - х годов ХХ века и их последствия