Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:27, контрольная работа
Политическая история многих стран показывает, что стабильность политической жизни обеспечивается наиболее надежно и на длительный период не стремлением власть предержащих к застою, а созданием надлежащих условий для своевременных, разумно организованных изменений устаревших элементов политической системы либо замены ее новой, соответствующей духу времени. Такой образец изменений продемонстрировала, в частности, Испания, совершив постепенный и регулируемый переход к демократии.
Введение ………………………………………………………………….….2
1. Сущность политической модернизации…………………………………3
2. Основные направления в теории модернизации………………………..8
3. Трудности и кризисы политической модернизации……………………9
Заключение ………………………………………………………………...12
Список используемой литературы:……………………………………….13
Содержание:
Введение ………………………………………………………
1. Сущность политической модернизации…………………………………3
2. Основные направления в теории модернизации………………………..8
3. Трудности и кризисы политической модернизации……………………9
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы:……………………………………….13
Введение
Политическая история многих стран показывает, что стабильность политической жизни обеспечивается наиболее надежно и на длительный период не стремлением власть предержащих к застою, а созданием надлежащих условий для своевременных, разумно организованных изменений устаревших элементов политической системы либо замены ее новой, соответствующей духу времени. Такой образец изменений продемонстрировала, в частности, Испания, совершив постепенный и регулируемый переход к демократии.
Политическое развитие специфично, отличается от экономического, социального и других общественных процессов многими параметрами. Во-первых, политическое развитие не является необратимым, что подтверждается, в частности, политическими процессами, происходящими в бывших социалистических странах Восточной Европы и советских республиках. Во-вторых, политическое развитие характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политического развития, при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественных системах и странах.
Принципиально важен вопрос
о критериях политического
Модернизация — это
естественный процесс самообновления
системы. Он характеризуется системностью
и постепенностью качественных изменений
политических институтов, их функций.
А главное — это
Предпосылками и факторами политической модернизации являются: обострение политических противоречий в результате устарелости тех или иных элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур.
1. Сущность политической модернизации
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Этапы переходного периода от авторитаризма к демократии |
|
Кризис авторитарного режима и его либерализация |
Расширение индивидуальных и коллективных политических прав при сохранении в политической системе авторитарных структур |
Качественное изменение в политической системе, состоящее в формировании демократических политических институтов и структур, взаимодействующих на основе демократических процедур. Этот процесс включает в себя: а) формирование конкурентной партийной системы, б) институализация | |
Период адаптации общества к новому политическому механизму, новой модели регулирования конфликтов. |
Среди закономерностей переходного
периода отмечается, прежде всего, в
качестве исходного уровня – вызревание
внутреннего кризиса
Стержневой проблемой данного периода, решение которой обеспечивает переход к демократии, выступает формирование гражданского мира. «Это понятие означает… отсутствие вооруженной конфронтации и других острых форм социального конфликта, способных дезорганизовать общественную жизнь, поддержание стабильности и согласия на уровне, приемлемом для становления и консолидации демократии» (Свободная мысль. 1994. № 12-18. С.106). Он достигается, если все социальные группы, политические силы способны реализовать требования «трех консенсусов»:
обеспечить согласие относительно прошлого,
все политические силы определяют «правила игры» в новой политической ситуации,
модель общественного переустройства, программа ее достижения должна быть принята большинством общества.
Опыт показал, что своеобразие
процессов модернизации определяется
совокупностью социально-
Политическая модернизация
проходит в условиях конфликта между
национальными политическими
- идти ли путем копирования
каких-либо моделей развития и
акцент делать на перенесение
в данную социально-
- создавать оптимальный
вариант политической системы,
адекватный всему комплексу
И теория политической модернизации, и практика дают на этот вопрос неоднозначные ответы. Наряду с противоречием, связанным с конфронтацией универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется противоречие между многообразием социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностями политической системы принимать эффективные решения.
Эти противоречия пронизывают все сферы общественной жизни, влияют на формирование политических интересов и способы их взаимодействия. Знание противоречий модернизации позволяет выработать оптимальный вариант политической позиции, ослабляющей проявление типичных для переходного состояния кризисов. Чтобы осмыслить содержание и взаимосвязь кризисов политического развития, целесообразно поставить такие вопросы: «Как правящая элита реагирует на возросшую политическую активность различных социальных групп? Достигнуто ли в стране согласие относительно методов политической власти? Способно ли государственное управление эффективно воздействовать на общество?»
Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.
Одним из ключевых показателей
эффективности и
Мозаичная картина модернизируемого
общества отражается во взаимосвязи
следующих процессов: разрыв между
экономическими отношениями и становлением
политической системы; разрыв между
системой ценностей, на которых основывалась
легитимность власти, и изменениями,
приводящими общественные отношения
в противоречия с этими ценностями;
растущая неудовлетворенность, вызванная
несоответствием между
Наличие противоречий, проявляющихся
в развитии современного российского
общества, широкая сфера распространения
социальных конфликтов являются основой
для проявления типичных для модернизации
кризисов. Особую актуальность приобретает
в наши дни изучение факторов, способствующих
или нейтрализующих возможность
социального взрыва. Теория политической
модернизации, разработка конфликтологии
переходного периода должна стать
теоретической базой для
Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.
2. Основные направления в теории модернизации
В связи с таким положением встаёт проблема выбора вариантов и путей модернизации. В настоящее время здесь существует два направления.
Сторонники либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, К. Дейч, Л. Пай) кладут в основу процесса модернизации появление среднего класса, а также рост образованности и политической культуры населения. Это приводит к становлению гражданского общества с его стремлением к самоорганизации, социальной активности, самоуправлению, формированию разнообразных элит. Характер и динамика модернизации зависят в основном от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлечённости рядовых граждан.
Важными условиями
являются также: последовательность в
осуществлении политических реформ,
установление сильной исполнительной
власти для социально-экономических
преобразований в обществе, достижение
определённого уровня социально
– экономического развития, позволяющего
производить структурные
Теоретики консервативной ориентации (С. Хантингтон) исходят из того, что в странах, где индустриальный скачок не ложится на почву демократических традиций, на приверженность населения праву, идее компромисса, любые попытки реформирования системы власти будут иметь негативные последствия для общества: социальный конфликт, политический и экономический упадок. Поэтому необходимо делать упор на авторитарные методы управления, способные обеспечить организованность и порядок. Модернизация при авторитарных методах управления предполагает компетентное политическое руководство, сильную государственную бюрократию, возможность поэтапной структурализации реформ, своевременность начала преобразований. Недостатком консервативного направления является исключение по существу участия народа в процессе модернизации. История свидетельствует, что успех модернизации консервативного типа связан с обязательной либерализацией режима, когда властью сознательно «выращиваются» оппозиция и другие демократические структуры. Например, в Южной Корее, на Тайване, в Чили, что способствует вовлечению в процесс широких слоёв населения. Вместе с тем всегда существует угроза соскальзывания авторитаризма в режим жёсткой диктатуры и даже военного переворота, приводящего к непредсказуемым результатам.