Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Особое внимание теоретиков и практиков государствоведения к проблематике территории обусловлено объективными потребностями государственно-правового и международно-правового развития Российской Федерации:
- во-первых, современный уровень разработки и понимания в правовденеии вопросов территории не соответствует потребностям формирования взвешенной внутренней и внешней политики Российской Федерации, не обеспечивает учет ее национально-государственных интересов в оперативной деятельности:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ………………....6
1.1 Понятие и состав государственной территории…………………………..…6
1.2 Понятие территориального верховенства…………………………...………11
2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ…………………..13
2.1 Территориальные споры…………………………………………………...…13
2.2 Разрешение территориальных споров…………………………………….…15
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РФ………………………………………………………………..22
3.1 Проблемы законодательного регулирования территориального устройства Российской Федерации…………………………………………………………...22
3.2 Меры по урегулированию проблем законодательного регулирования территориального устройства Российской Федерации……………………..….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…40
Континентальный шельф включает в
себя морское дно и недра подводных
районов, находящихся за пределами
территориального моря, на всем протяжении
естественного продолжения ее сухопутной
территории или на расстоянии 200 миль
от берега. Обычно шельф бывает богат
запасами нефти и других неживых,
а также живых ресурсов. Порядок
осуществления суверенных прав на шельфе
регулируется Федеральным законом
о континентальном шельфе Российской
Федерации от 30 ноября 1996 г. Интересы
субъектов Федераций в
Составной частью государственной территории является воздушное пространство, расположенное над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Оно находится под полным и исключительным суверенитетом государства, которое во внутреннем законодательстве устанавливает правовой режим своего воздушного пространства. Государство вправе, в частности, запретить любым иностранным воздушным аппаратам доступ в свое воздушное пространство.
В соответствии с положениями современного международного права, подтверждаемыми общепринятой практикой государств, иностранные воздушные аппараты любого рода не могут претендовать на какое-либо право «мирного пролета» через воздушное пространство над территориальными водами государства. Любые такие полеты возможны лишь с предварительного специального разрешения данного государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями, в которых оно участвует.
1.2 Понятие территориального верховенства
Территориальное верховенство - верховенство
государства в пределах своей
территории - означает полноту
государственной власти (законодательной,
исполнительной, судебной) над населением,
исключающую возможность
Территориальное верховенство государства выражается в том, что только оно может предписывать обязательные для всех находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения и нормы, т.е. создавать внутригосударственное (национальное) право. Лишь воля суверенного государства, выраженная государственной властью в форме закона, становится правом.
Верховенство государства на своей территории выражается и в том, что в его руках концентрируются вся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властное принуждение может применяться либо органом государства от лица последнего, либо непосредственно на то уполномоченной государством иной организацией, правомочия и само существование которой зависят исключительно от воли государства. концентрация власти в руках государства, монополизация им властного принуждения не означают, что оно «только принуждает властными методами, но это означает, что только государство принуждает властными методами». Территориальное верховенство проявляется, таким образом, в полновластии государства на своей территории. [11]
Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет никакой другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать его полномочия и требовать его подчинения себе. Публичная власть - единственная основа полномочий всех органов государства и должностных лиц, по осуществлению ими государственных функций. Источник этого верховенства и полновластия коренится не в каких-то внешних силах, а в материальных условиях жизни на определенном этапе его исторического развития, которые порождают потребность в государстве со всеми атрибутами его публичной власти.
Из изложенного следует, что государственная территория какого-либо государства - это территория, находящаяся под его суверенитетом.
2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
2.1 Территориальные споры
Ушли в прошлое времена,
когда территориальные
За вопросом о государственной принадлежности Курильских островов встала политическая проблема гигантского масштаба — речь идет о территории, принципах ее организации, условиях изменения ее границ.
Государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ» (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г.). Аналогичное требование содержит и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (раздел «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях»). Важная взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.: «Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов». [15]
Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) подтвердила тягу европейских народов к миру, солидарности и уменьшению пограничных барьеров.
Еще Г. Гроций сформулировал ключевой для разрешения многих территориальных межгосударственных споров вывод: «В землях, заключенных в естественные границы, незначительное изменение курса реки меняет и границы территории; что бы река ни прибавила к противоположному берегу, все отходит под власть того, к чьему владению принадлежит приращение; ведь надо полагать, что оба народа установили свою власть над территорией так, чтобы середина реки разделяла их как естественная граница».
Несмотря на эту давнюю теоретическую позицию на практике и в настоящее время часто болезненно решаются проблемы фарватера реки и вытекающего из последних статуса речных островов. И это вопросы не только демаркации, но и делимитации границы.
Международно-правовой нормой является требование к спорящим государствам воздержаться от всяких действий в спорном районе, которые могут усугубить спор. Но на практике государство, контролирующее спорную территорию, как правило, стремится использовать все средства для прямого или косвенного освоения спорной территории.
Территориальный спор —
это спор между государствами
по поводу государственной принадлежности
определенной территории. Субъектами
территориального спора могут быть
только государства. Б.М.Клименко, отграничивая
территориальный спор от односторонних
территориальных претензий, относил
к последним претензии
Реальность постсоветского пространства не укладывается в эту схему, заставляя говорить, например, в отношении Крыма и Севастополя, об отрицании государством (Российской Федерацией) самой юридической принадлежности определенной территории другому государству (Украине). Нахождение такой территории в управлении (под юрисдикцией) стороннего государства противоправно, но требование восстановить российскую юрисдикцию (российский суверенитет сохраняется, пусть и в остаточном виде) не означает выдвижение территориальных претензий Россией, ибо на указанные территории противоправно претендует Украина. Таким образом, в этом случае мы имеем дело с территориальным спором вне зависимости от того, как трактует этот вопрос украинская сторона. Сложность правовой оценки ситуации с Крымом и Севастополем увеличивается ввиду различия в подходах к указанной проблеме исполнительной и законодательной властей России.
Впрочем, и сам Б.М. Клименко позднее отошел от своей первоначальной классификации и стал различать территориальные споры и территориальные разногласия, относя к последним «разногласия между государствами относительно принадлежности какой-либо территории или разграничения между ними». [16]
Завершая рассмотрение общих
подходов к территориальным
2.2 Разрешение территориальных споров
Способы урегулирования территориальных
споров. За игнорирование территориального
фактора государственного развития
следует всегда дорогая плата. В
то время, как по существовавшей советской
теоретической установке в
а) Принудительные способы урегулирования территориальных споров. Характеризуя принудительные или насильственные средства урегулирования международных споров, выделяют обычно несколько видов: интервенцию, мирную блокаду, репрессалии (включая эмбарго), реторсии и войну.
Страбон в своей «Географии» приводит пример, как Халкида и Евбея, даже поссорившись между собой из-за территории Лелантской равнины, “вовсе не настолько разошлись, чтобы решать все споры самовластно военной силой, но пришли к соглашению о том, как и при каких условиях вести войну”.
Примерами насильственного решения территориальных споров могут быть почти все войны всех времен и народов, например, война между Боливией и Парагваем из-за пограничного района Чако (1932—1935 гг.), война между Колумбией и Перу из-за пограничной области Лорето с портом Летицией (1933—1934 гг.).
б) Мирные способы урегулирования территориальных споров.
Принцип мирного разрешения
международных споров впервые был
сформулирован и признан
Советское государство одним из первых в мире выдвинуло идею отказа от территориальных завоеваний. Уже в первом декрете Советской власти — Декрете о мире, принятом II Всероссийским съездом Советов 8 ноября (25 октября) 1917 года, говорилось: «Справедливым или демократическим миром... правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций».
Еще в 1964 г. участники сессии
Специального комитета по принципам
международного права подчеркнули,
что п. 3 ст. 2 Устава ООН, в котором
формулируется принцип мирного
разрешения международных споров, не
налагает обязательств решать споры
мирными средствами, а лишь обязывает
не разрешать их какими-либо иными
средствами. Государства в споре,
который не угрожает миру, могут
сохранять статус-кво без
Л.Оппенгейм, Д. Старк, К.Райт и многие другие юристы-международники, не отрицая, что принцип мирного разрешения международных споров был признан в международном праве задолго до создания Организации Объединенных Наций, относили его формально не без основания лишь к отношениям между государствами — членами ООН, отказывая ему в статусе принципа общего международного права. Мирные средства они не считают единственно допустимыми средствами разрешения споров.
Этапом в этом вопросе можно считать Генеральный акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. По данным ООН, с 1928 по 1948 г. число договоров о мирном разрешении международных споров достигло 234.
Советский исследователь Д.Б.Левин выделял в принципе мирного разрешения международных споров три элемента:
— государства обязаны разрешать свои взаимные споры исключительно мирными средствами;
— государства обязаны разрешать таким образом все свои взаимные споры, как угрожающие, так и не угрожающие международному миру и безопасности;
— государства обязаны разрешать свои взаимные споры своевременно и не оставлять их нерешенными.
Но и Д.Б.Левин признает, что в последнем положении могут быть исключения, называя, правда, лишь случаи, когда государства в целях достижения соглашения по более общему и крупному вопросу могут временно откладывать на будущее свои разногласия по более мелким и частным вопросам. «Замораживать» нерешенные проблемы, как это было и с территориальными спорами между отдельными государствами при заключении Договора об Антарктике 1959 г.
В связи с этим важное значение для Европы имеет Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. Он предусматривает, что объединенная Германия «будет включать территории Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии и всего Берлина. Ее внешними границами окончательно станут границы Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии». Далее справедливо констатируется, что подтверждение окончательного характера границ объединенной Германии является существенной составной частью мирного порядка в Европе (п.1 ст. 1 Договора).