Терроризм - глобальная проблема современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Терроризм, во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Истоки терроризма……………………………………………………………..4
2. Тенденции развития терроризма……………………………………………..13
3. Террористические организации Мира……………………………………….17
4. Терроризм и международное право………………………………………….24
5. Проявление терроризма в России……………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Терроризм.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

Вторая волна террора  связана с деятельностью эсэров. Началось все в 1902 году, когда некто  Балмашев убил министра внутренних дел  Сипягина. Впрочем, за год до этого  молодой дворянин Карпович застрелил  министра просвещения Боголепова. Эсеры  совершили три крупных убийства в 1903году (в том числе губернаторов Оболенского и Богдановича) и  два в 1904-м, а в1905 году число убийств  возросло до пятидесяти четырех. В 1906 году их было совершено восемьдесят два  и в 1907-м – семьдесят три. После  этого волна террора пошла  на убыль: три убийства в 1908-м, два  в 1909-м и одно в 1910-м. Самым громким  стало убийство "сильной руки" режима, министра внутренних дел Плеве, застреленного на петербургской улице в 1904 году. В 1905 году Каляев убил великого князя Сергея Александровича. Последним убийством, потрясшим Россию, стало покушение на Столыпина в киевском оперном театре в 1911 году. Столыпин был убит уже после того, как боевая организация эсеров прекратила существование. Его убийца был одиночкой и, возможно, двойным агентом. Не считая отдельных инцидентов, после 1911 года индивидуальный террор сошел на нет. Третья, относительно небольшая волна терроризма поднялась уже после захвата власти большевиками в 1917 году. Частично она была направлена против большевистских руководителей (были убиты Урицкий и Володарский и ранен Ленин),частично против германских дипломатов и военных – дабы помешать мирным переговорам между Россией и Германией. Однако большевикам без особого труда удалось погасить этот пожар.

В последнее десятилетие  ХIХ и первое ХХ века было совершено  немало покушений на жизнь ведущих политиков Европы и Америки. Так, были убиты американские президенты Маккинли и Гарфилд, предпринято несколько неудачных покушений на Бисмарка и германского кайзера. В 1894 году убили президента Франции Карно, а в 1897-м – премьер-министра Испании Антонио Кановаса. В 1898 году была убита австро-венгерская императрица Элизабет, а в1900-м – король Италии Умберто. Но хотя во многих случаях убийцами были анархисты, чаще всего они действовали по собственному почину, не поставив соратников в известность о своих планах. В то время все как-то позабыли, что у цареубийства вообще-то существует долгая традиция и что во Франции, например, в том же столетии имели место покушения на жизнь Наполеона и Наполеона III. Как отмечал современник, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к анархистам, "трудно приписать им участие во всех этих многочисленных злодеяниях, в том числе и в покушениях на жизнь монархов". До первой мировой войны терроризм рассматривался исключительно как признак левизны, хотя его индивидуалистический характер подчас плохо вписывался в общий шаблон. Но, ни ирландские и македонские борцы за независимость, ни армянские и бенгальские террористы не имели никакого отношения к анархизму или социализму. Российские черносотенцы, разумеется, были террористами, но их задачей была борьба с революцией. Они учиняли еврейские погромы и убивали тех, кто состоял в оппозиции самодержавию. "Черная сотня" находилась на правом фланге российской политической жизни, да и основана была при содействии полиции. Но, как это часто бывает в истории террористических движений, ученик чародея сам стал колдовать. Вскоре, когда в стране пошли разговоры о перераспределении земли и сокращении рабочего дня, члены организации, созданной для поддержки монархии, стали заявлять, что лучше вообще не иметь никакого правительства, чем терпеть нынешнее. Черносотенцы поговаривали, что несколько честных офицеров, как в Сербии, способны принести стране много пользы – намек на политические убийства в этой балканской стране. После первой мировой войны террористические организации находили поддержку, прежде всего у правых и сепаратистки настроенных групп, как, например, хорватские усташи, получавшие помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты требовали независимости и были готовы принимать помощь от кого угодно. Как и у ирландцев, их борьба продолжалась и после второй мировой войны. В 20-е годы систематический терроризм культивировался на перифериях новых многочисленных фашистских движений, а также среди их предшественников. Например "фрайкоровцев" в Германии и, особенно среди членов румынской "Железной гвардии". Но в целом активность боевиков оставалась в достаточно узких рамках. Наступило время массовых политических партий, как правого, так и левого толка, и анархизм перерос в стадию индивидуального террора. Конечно, и в те годы случались громкие политические убийства – Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау – в 1922-м, югославского царя Александра и французского премьера Бартув 1934-м. Поскольку последний инцидент носил международный характер, и в нем было замешано четыре правительства, Лига Наций сочла необходимым вмешаться. Был вынесен ряд резолюций и основано несколько комиссий с целью борьбы с проявлениями международного терроризма. Все эти старания оказались тщетными, поскольку одни страны действительно были намерены положить конец подобным проявлениям жестокости, но другие ничего не имели против терроризма, коль скоро он лил воду на мельницу их политики. Три десятилетия спустя с похожей ситуацией столкнулась и Организация Объединенных Наций.

Основные причины обращения  к террористической деятельности:

1) причины психопатологического характера. Исследователями сделаны выводы, что среди террористов преобладают люди с психическими отклонениями;

2) мотивы самоутверждения, придания своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения, стандартизации;

3) корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними. А также, кого-то просто нанимают для совершения террористических актов.

Терроризм чаще всего является результатом абсолютного убеждения  в обладании высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа, группы или даже всего человечества.

 

 

2. Тенденции развития  терроризма

 

Террористические атаки 11 сентября 2001 года на здания Всемирного торгового центра (WTC) в Нью-Йорке  и здание Пентагона в Вашингтоне, показали мощь террористической сети.

Международная сеть Глобальный джихад Салафи и ее подразделение  Аль-Каида - главные организаторы масштабных терактов последних пятнадцати лет - являются самыми мощными террористическими и общественными организациями, целью которых является установление истинно исламских правительств и возрождение ислама. Появление таких организаций, как Глобальный джихад Салафи (движение салафистов) и международная террористическая сеть Аль-Каида - это следствие единой тенденции, господствующей в современном мусульманском мире, а именно - подъема радикального и воинствующего исламизма. Для того, чтобы понять причины, толкающие десятки тысяч молодых людей на добровольную смерть во имя исламистского джихада против западного мира, необходимо обратиться к теологическим и идеологическим основам исламского терроризма. Важно осознать, что нынешнее состояние международного исламистского террористического движения - это следствие длительного эволюционного процесса. Радикальный воинствующий исламизм, являющийся движущей силой современного международного терроризма, возник из идеологического конфликта традиционного суннитского и шиитского ислама с западной цивилизацией и непосредственно связан с тем глубоким кризисом, в котором оказался мусульманский мир к концу XX века. Всего несколько веков тому назад ислам был самой жизнеспособной конфессией и доминирующей религиозной силой в мире. Мусульманские страны значительно превосходили христианский мир в развитии точных и естественных наук, искусстве, культуре, в них была создана образовательная система, значительно опередившая свое время. Несколько последних столетий сильно изменили это соотношение - сейчас земли ислама испытывают все возрастающие политическое, экономическое и военное влияние западных стран, и в первую очередь, США. Европейские культурные, общественные и технические достижения затмили прежнее величие мусульманского мира и подрывают сами основы исламской веры.

Конфликт между исламской  и европейской цивилизацией возник не вчера и назревал в течение  многих столетий. Иранский ученый и  дипломат Ферейдун Ховейда (Fereidun Howeida, бывший представитель Ирана в  ООН) отмечает, что исламская цивилизация  прекратила свое развитие с XII века в  результате ряда серьезных внутренних кризисов и под влиянием все нараставшего давления со стороны христианства. В XI веке мусульманский мир потерпел ряд серьезных военных и внешнеполитических поражений: крестоносцы заняли Левант (историческое название территорий, находящихся на восточном побережье Средиземного моря) и Святую землю; были основаны христианские государства на территориях, которые исламисты считали "землей ислама"; на Пиренейском полуострове христиане начали «выдавливать» мусульман из Испании и Португалии - последнее событие, завершившееся во второй половине XV века, исламская историография называет "андалузской трагедией". Эти поражения оказали огромное влияние на моральное состояние исламского мира, следы которого сохранились до наших дней. Так, уполномоченный представитель Усамы бен Ладена Абу Гаят, давший интервью арабским средствам массовой информации 7 октября 2001 года - менее чем через месяц после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне - заявил, что "американскую политику и Израиль ждет поражение, потому что исламский мир не потерпит повторения андалузской трагедии в Палестине". Безуспешные попытки мусульманских правителей вернуть утраченное в течение всего XI и начале XII веков приводили лишь к дальнейшему ослаблению или падению исламских режимов. Серия пережитых военно-политических поражений требовала немедленного реванша. Она привела к милитаризации исламского мира и появлению нового поколения военных лидеров, которые повели мусульманские армии возвращать земли ислама. Курд Саладин, нанесший несколько серьезных поражений крестоносцам с 1187 по 1192 годы и марокканец Абдул Мамин, успешно воевавший с христианами в Испании с 1146 по 1163 и в 1195 году, до сих пор являются кумирами сотен миллионов мусульман по всему миру и постоянно упоминаются в фетвах (фатвах) религиозных деятелей и исламских террористов как образцы верного жизненного пути истинного шахида. Подобная милитаризация общества и государства имела и оборотную негативную сторону - на фоне военных успехов мусульман в XII веке происходил стремительный упадок исламской культуры и цивилизации. Необходимость объединения исламского мира заставляла новых правителей-полководцев использовать религиозный экстремизм в качестве мощного мобилизационного ресурса и как оправдание своей неограниченной власти, обвиняя своих просвещенных предшественников во всех прежних поражениях мусульманского мира. Упрощенное толкование Корана и следование экстремистским исламистским догмам приводили к отказу от собственных научных и культурных достижений, причем это процесс продолжается до сих пор. Так в 1192 году улема в Кордове (Испания)сожгла все книги из главной научно-медицинской библиотеки, а через 800 лет в1979 году по распоряжению аятоллы Хомейни была проведена исламизация высшего образования Ирана, что привело к закрытию с 1980 по 1983 год всех не исламских университетов в этой стране и преследованию преподавателей светских дисциплин. Подобные тенденции, приводящие ко все увеличивающемуся культурному и экономическому отставанию исламского мира, стали источником возникновения ревизионистских движений, которые видели выход в возвращении к чистому исламу салафов (салаф (salaf, араб.) - один из первых последователей пророка Мухаммеда (другие варианты транслитерации Мохаммед, Мохамед, Мухамед, Магомет)). Салафисты призывают следовать строгой интерпретации Корана и считают все иные толкования еретическими.

Термин "глобальный джихад" характеризует последние тенденции в деятельности исламистких экстремистов. Если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединенными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами. Наибольшую роль в подобных изменениях стратегии исламистов и в том, что именно в международном терроризме они увидели наиболее перспективный метод борьбы,  сыграли следующие факторы:

1) неудачи революционных движений и фронтов в совершении исламских революций в арабских странах;

2) трудности, которые испытывает исламский мир под влиянием вестернизации модернизации, наступления западных ценностей - эти факторы влияют как на мусульманские общины в западных странах, так и на население арабских стран;

3) религиозная неграмотность многих молодых мусульман, которая делает их жертвой исламистских сект, утверждающих, что лишь их трактовка Корана является истинно верной;

4) развитие телекоммуникаций, способствующее усилению связей между различными частями мусульманского мира;

5) серия конфликтов в Афганистане, Боснии, Албании, Косово, Чечне, Филлипинах, Индонезии и Кашмире, которые были истолкованы как столкновение исламского и христианского миров;

6) распад Советского блока, Советского Союза и дискредитация коммунизма, что привело к возобновлению старых этнических и религиозных конфликтов;

7) неспособность арабских националистических правительств решить проблемы общества и добиться победы над внешним врагом;

8) усиление борьбы с экстремистами в арабских странах и на Ближнем Востоке, что привело к перемещению центра исламистской деятельности в другие регионы мира;

9) либеральное отношение европейских правительств к иммигрантам и беженцам из мусульманских стран и терпимое отношение к их религиозной и политической деятельности на территории своей европейской родины.

3.Террористические организации  мира

 

"Группа Абу Нидаля". (Известна также как "Черный  сентябрь", "Арабский революционный  совет", "ФАТХ - Революционный совет"). В 1974 году откололась от Организации  освобождения Палестины. Насчитывает  несколько сот боевиков, имеет отряды "милиции" в Ливане. Базы расположены в лагерях палестинских беженцев в долине Бекаа (Ливан). Отмечено присутствие в Ираке, Судане и Алжире. Пользуется поддержкой со стороны Ливии (до 1987 года - Сирии, до 2003 года - Ирака). Организатором, идеологом и руководителем группы является легендарный террорист Абу Нидаль, погибший при невыясненных обстоятельствах в Багдаде 15 августа 2002 года. (настоящее имя Сабри Халиль эль-Банна).

Группировка Абу Саяф (Известна также как Аль-Харат а Исламийа). Определяется как "самая маленькая  и радикальная из исламистских сепаратистских группировок на юге Филиппин". В 1991 году откололась от Фронта национального освобождения Моро, действовавшего на о-ве Минданао. По приблизительным данным, насчитывает до 200 боевиков. Пользуется поддержкой со стороны ряда исламистских группировок, базирующихся на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Лидер - А. А. Джанджалани.

"Вооруженная исламская  группа". Начала действовать в  Алжире с 1992 года после признания  недействительными итогов выборов,  победу на которых одержал  радикальный Исламский фронт  спасения. Насчитывает в своих  рядах несколько тысяч боевиков. Поддерживается алжирской диаспорой за рубежом, прежде всего в Европе, а также, по заявлению алжирских властей, - Ираном и Суданом.

Японская религиозная  секта «АУМ Синрике» (ныне «Алеф»). Образована в 1987 году Секо Асахарой (настоящее имя Тидзуо Мацумото). 20 марта1995 года организовала газовую атаку в токийском метро, в результате которой погибло 12 человек. Тогда, по собственным оценкам представителей секты, число ее последователей достигало 9 тыс. человек в Японии и до 40 тыс. по всему миру. Имеет отделения в Австралии, России, Германии, Шри-Ланке, бывшей Югославии, США, на Украине и Тайване. Не пользуется поддержкой извне.

"Отечество басков и  свобода" (ЕТА). Основана в 1959 году. На начальном этапе идеология базировалась на принципах марксизма. Действует в Испании и на юго-западе Франции. Насчитывает несколько сот членов, имеет общественную поддержку в Стране Басков (автономный округ в составе Испании). Возможно имеет контакты с Ирландской республиканской армией. В прошлом поддерживалась Ливией, Ливаном, Никарагуа, Кубой. 17 сентября 1998 года объявила "одностороннее и бессрочное" прекращение огня.

Информация о работе Терроризм - глобальная проблема современности