Западная политическая мысль XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

В ходе развития современной политической мысли сформировались три основные социально-политические доктрины: неолиберализм, неоконсерватизм и социал-демократизм. Все они представляют собой сложные мировоззренческие конструкции, выражающие интересы определенных социальных слоев и групп.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 55.97 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 4: ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XX ВЕКА

  1. Основные политические направления в XX веке.

В ходе развития современной  политической мысли сформировались три основные социально-политические доктрины: неолиберализм, неоконсерватизм и социал-демократизм. Все они представляют собой сложные мировоззренческие конструкции, выражающие интересы определенных социальных слоев и групп.

На заре буржуазного политического  движения появился классический либерализм, выступивший против сословных привилегий и наследственной власти, за утверждение господства буржуазии. Его творцы (английские философы Дж. Локк и Д. Юм, французский просветитель, историк и политолог Л. Л. Монтескьё, американские государственные и политические деятели Б. Франклин и Т. Джефферсон) обосновали идеи полной свободы рынка и конкуренции, формирования правового государства, предоставления равных прав и свобод всем гражданам. Однако уже в начале  XX века с укреплением позиций капитализма лозунг «равных возможностей для всех и каждого» превратился в право свободной эксплуатации людей наемного труда. Социальное и имущественное расслоение общества, обострение противоречий в период мирового экономического кризиса 30-х гг. поставили под сомнение основные идеи классического либерализма, потребовали их существенного пересмотра. На смену ему пришел «социальный либерализм», которому были присуще уже неолибералистские идеи об усилении роли государственных органов в общественной жизни, создания «социального государства». Такое государство призвано предотвращать социальные конфликты, оказывать помощь наиболее обездоленным слоям общества путем активного вмешательства в экономическую жизнь страны через налоги, бюджет, планирование.

Основной идеей неолиберализма является идея «плюралистической демократии», направленной на учет интересов всех слоев общества, их участие в политической жизни, осуществление таких принципов, как разделение властей, принятие решений во всех представительных органах на основе демократических норм, в обстановке открытости.

Неолиберализм – попытка  приспособить либеральные принципы к современной действительности. Эти принципы нашли свое воплощение в концепциях Ф. фон Хайека и других теоретиков неолиберализма.

В 80 – 90-х гг. XX в. произошли серьезные изменения в политической жизни стран Запада: укрепились позиции неоконсерваторов в США и Великобритании, были отстранены от политического руководства социалисты и неолибералы во Франции, Италии и ФРГ. Идеи неокосерватизма и основывающиеся на них подходы к решению социально-экономических проблем стали преобладающими во многих влиятельных политических партиях западных стран: Консервативной партии Великобритании, Республиканской партии США, Либарально-демократической партии Японии и ряде других. С начала 80-х гг. неолиберализм уступил неоконсерватизму лидирующие позиции.

Усилению влияния неоконсерватизма в странах Европы и Америки  способствовал ряд факторов. Прежде всего надо учитывать, что неолибералистская доктрина «общества благосостояния» предусматривала его развитие на основе быстрого роста техники. Но ускорение научно-технического прогресса вызвало обострение экологической обстановки, резко ухудшило среду обитания человека. Среди населения усилилось недовольство политикой неолибералов, заметно окрепло влияние неоконсерваторов, обещавших гармонизировать отношения человека с окружающим миром.

  На руку консерваторам сыграл тот факт, что для граждан западных стран виновником многих бед стал бюрократизм, который порождался государством. Неоконсерваторы выступали за отстранение государства от управления экономикой и социально-политической сферой, за предоставление свободы рынку и конкуренции.

Неоконсерватизм вменяет  либералам в вину переоценку возможностей регулирования в экономической  и социальной сферах, увлечение абстрактными идеями  и проектами, деструктивный характер такой политики, разрушение традиционных общественных институтов. Представители неоконсерватизма считали бедность, страдание, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить. Согласно их теории, универсальных, идеальных политических институтов не существует, хороши только те, которые соответствуют данному этапу развития.

Неоконсерваторы двойственно  относились к государству: наряду с  требованием ограничения его  вмешательства в социально-экономическую  сферу они выступают за укрепление государственного авторитета для поддержания  порядка и законности, за возрождение традиционных моральных ценностей, укрепление семьи и оздоровление общественной морали. В семье, школе, религии, различных ассоциациях, выполняющих посредническую функцию между индивидуумом и обществом, неоконсерваторы усматривают основу «плюралистического общества», надежную преграду бюрократии, тоталитарным поползновениям, посягательствам на свободу и права человека.

Наряду со структурным  и ценностным неоконсерватизмом  можно выделить и так называемый технократический неоконсерватизм, в  котором упор делается на научно технический  прогресс, причем техническая рациональность, воплощенная в требованиях экспертов, противопоставляется демократии. Государство при таком подходе отчуждается от масс, а управление в основном отдается в руки профессионалов. Политика неоконсерваторов, направленная на приватизацию нерентабельных государственных предприятий, отмену ограничений в сфере бизнеса, стимулирование современной техники и технологии, реконструкции базовых отраслей, поощрение централизации капитала, жесткой экономии, сокращение бюрократического аппарата и совершенствование организации производства и управления, дала в некоторых странах Запада эффективные результаты.

Значительное число избирателей  западных стран поддерживает неоконсерватизм. Но это не означает их отказа от благ, которые им принесла неолиберальная политика бесплатного образования, доступного медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и др. То есть в политике неоконсерваторов все больше проявляется курс на сближение  с неолибералами, который успешно проводился в 90-х гг.  XX века. В то же время неоконсерваторы отказались от ряда мер повышения эффективности экономики, которые использовали неолиберальные и социал-демократические правительства для осуществления либерализации социальной политики.

Наиболее влиятельным политическим движением XX века является социал-демократия, имеющая более чем столетний опыт. История показала, что как раз социал-демократия в условиях, когда иные приверженцы социалистической идеи спешно от нее открещиваются, развила и продолжает развивать и уточнять свое видение демократического социализма, концепция которого была принята на 1 конгрессе Социнтерна во Франкфурте-на-Майне в 1951 г.

Социал-демократия является одним из наиболее массовых политических объединений в современном мире. Его международная организация  – Социалистический интернационал  – объединяет 70 социал-демократических  и социалистических партий всех континентов, насчитывающих в своих рядах более 17 млн. человек.

Наибольшее влияние социал-демократические  партии имеют в Западной Европе. Так, в Англии, позднее в странах  Британского Содружества, инициатива создания партии принадлежала профсоюзам, что определило формирование особой лейбористской (от англ. labour – труд) модели, при которой партийное руководство тесно связано с тред-юнионами (от англ. trade – профессия и union – объединение). В Германии при взаимодействии партии с профсоюзами обе стороны сохраняют определенную самостоятельность. Эта модель, чаще называемая социал-демократической, получила большее распространение в северных странах Европы. Прочные позиции занимают социал-демократические партии в Латинской Америке, ряде стран Азии, Ближнего  Востока. Вне сферы их влияния оказались лишь исламские государства.

Во второй половине 80-х  гг. XX века в социал-демократизме появилось два главных течения, которые в литературе называются традиционалистским и модернистским. Оба они являются реформистскими и признают существующую в капиталистических странах экономическую и политическую систему наиболее рациональной.

Традиционалистское направление, которого придерживаются социал-демократические  партии Германии, Финляндии и Швейцарии, Социалистическая партия Австрии, Лейбористская  партия Великобритании и др., ориентируется на промышленный рабочий класс, профсоюзы, кооперативное движение. Поэтому, естественно, традиционалисты связывают свою политику с социально-экономической борьбой рабочего класса, отстаивают его интересы.

Второе модернистское  течение, представителями которой  являются Итальянская и Португальская социалистическая партии, слабее связана с рабочим классом. Сторонники этого течения опираются в основном на группы трудящихся наемного умственного труда, занятых в новейших отраслях производства, на средние слои научно-технической и гуманитарной интеллигенции, наиболее тесно связанные с потребностями технологической революции, а затем и полном его растворении в обществе будущего.

В связи с этим в концепциях модернистов содержатся положения  о формировании новейших промышленных структур, не учитывающих негативных последствий НТР для определенной части трудящихся. В их программах пропагандируется отказ от некоторых  социальных завоеваний, провозглашается  необходимость потерь и даже жертв  со стороны простого человека во имя  будущего прогресса. Несмотря на это, модернистское направление не перестает быть левой политической силой, выражать взгляды и настроения определенных слоев трудовой общественности.

Политическая деятельность партий и традиционалистского, и  модернистского направлений развертывается на основе социал-политической теории демократического социализма. Ее основные положения были разработаны в Декларации принципов, принятой на XXVIII конгрессе Социнтерна (1989). В ней нашли отражение новые подходы социал-демократии к современному миру. Большое внимание уделяется решению глобальных проблем: обеспечению мира и международной безопасности, улучшению отношений между Западом и Востоком, ликвидация колониализма и расизма, созданию нового международного экономического порядка, сохранению окружающей среды. Особое значение придается осуществлению направленного (регулированного) развития экономической демократии с учетом специфики той или иной страны. На общественно-политические организации возлагается ответственность за обеспечение защиты социальных и общественных интересов, участие трудящихся в совместном принятии решений на уровне предприятий и на рабочем месте, а также за участие профсоюзов в разработке экономической политики в масштабах страны. В Декларации политическая демократия охарактеризована как имеющая надклассовый характер.

Развитие социальной демократии означает обеспечение социальными  правами трудового народа, повышение  его материального и культурного  уровня. С этой целью разработаны эффективные меры, смягчающие последствия кризисных явлений в экономике и способствующие уменьшению безработицы, повышению уровня занятости населения. Предполагается стимулирование торговли между различными странами, сдерживание инфляции и создание рабочих мест; формирование системы подготовки новых рабочих кадров и переподготовки старых. С осуществлением этих мер, как и с развитием экономической и политической демократии, связывается воплощение в жизнь основных принципов демократического социализма – свободы, справедливости, солидарности.

Наряду с социал-демократической  теорией социализма в современном  левом движении довольно широко распространены идеи неотроцкизма и неомарксизма. Основу идеологии и практики троцкизма составляет теория «перманентной революции», отрицающая возможность победы социалистической революции и построения социализма в одной стране, необходимость создания пролетарской партии, способность рабочего класса сплотить вокруг себя непролетарские слои и укрепить союз с крестьянством. Главный тезис «перманентной революции» - возможность победы социализма лишь во всемирном масштабе. Руководители его групп, действующих в странах Европы и Америки, англичане Т. Елифф, Т. Кемп и Дж. Хансен, аргентинец Х. Посадас и др.

Идеи Л. Троцкого были положены в основу неотроцкистской концепции  «самоуправляющегося социализма», которую разработал IV Интернационал в конце 80-тых гг. новые подходы к реалиям современного мира потребовали от стратегии и тактики. Левый экстремизм, который был присущ троцкизму в 60 – 70 -е гг., уступил место новым формам борьбы. В первой половине 90-х гг. экстремистские методы фактически изжили себя. Все внимание сосредоточилось на идеологической работе среди масс. Лишь в деятельности троцкистов Великобритании и Японии имели место отдельные экстремистские, несанкционированные акции, которые нарушали существующий правопорядок.

Другим течением политической мысли, сформировавшимся в начале 20-х  годов XX в., является неомарксизм. Это течение, подвергающее ревизии учение К. Маркса, неоднородно и противоречиво. Для него характерна смесь марксизма с элементами неогегельянства, неокантианства, неопозитивизма, фрейдизма.

В связи с возрастанием роли научно-технической революции  в общественном развитии они стремятся  не только «восстановить» марксизм,  «очистить» его от ленинизма, но и  пересмотреть ряд теоретических  положений марксизма. Неомарксисты особенно стремятся обосновать положение о том, что в условиях научно-технического прогресса вместо рабочего класса гегемоном общественного развития должны выступить интеллигенция, молодежь, студенчество, маргинальные слои общества, которые, по их убеждению, стали единственным двигателем общественного развития. В связи с этим неомарксисты считают, что учение о диктатуре пролетариата, о ее сущности и необходимости установления потеряло актуальность.

Что же касается политической идеологии неомарксизма, то они используют идеи реформизма, анархизма, анархо-синдикализма, троцкизма.

В концепции Франкфуртской школы подвергается критике реальный социализм в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах,  а также предлагают «новые» модели социализма, которые, по их мнению, могут обеспечить связь социализма с демократией, правами и свободами личности, придать ему «человеческое лицо».

Информация о работе Западная политическая мысль XX века