Неформальные отношения в коллективе на примере военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:52, реферат

Описание работы

Режимная система в Российской армии ужесточает временную изоляцию призывников от социального окружения, что существенно обедняет вариативность социальной ситуации развития межличностных отношений.
Существует прямая зависимость между степенью закрытости группы и жесткостью статусной иерархии, определяющей жизнедеятельность ее членов. Чем в большей степени организация отделяется от окружающей среды, тем более вероятно развитие в ней дифференцированной структуры.

Файлы: 1 файл

Неформальные отношения в коллективе на примере военнослужащих.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Неформальные отношения в коллективе на примере военнослужащих. Дедовщина.

     Режимная система  в Российской армии ужесточает  временную изоляцию призывников  от социального окружения, что  существенно обедняет вариативность  социальной ситуации развития  межличностных отношений.

     Существует прямая  зависимость между степенью закрытости  группы и жесткостью статусной  иерархии, определяющей жизнедеятельность  ее членов. Чем в большей степени  организация отделяется от окружающей  среды, тем более вероятно развитие в ней дифференцированной структуры. По сути дела, такое углубленное дифференцирование закономерно задается самими условиями существования закрытых сообществ: во-первых, стоящих перед необходимостью решать все возникающие проблемы только своими силами, а во-вторых, лишенных возможности «сбросить» во вне накапливаемый негативный отношенческий заряд. Наряду с повышенной насыщенностью эмоциональных (особенно негативно окрашенных) контактов в таких группах, их внутренней конфликтностью, как правило, неблагоприятным, напряженным социально-психологическим климатом, исследователи отмечают еще и такую дезинтеграционную тенденцию их развития, как избыточную, разрушительную для единства любого сообщества внутригрупповую статусную поляризацию, бурное формирование обособленных, нередко противоборствующих подгрупп.

     В основе такого  целостного негативного явления  как дедовщина лежат конфликтные  ситуации или противоречия, затрагивающие  социальный или социально-психологический  статус личности или групп, материальные  или духовные интересы, их честь и достоинство. При этом нужно различать уровни проявления этих негативных явлений.

     Посягательства и  конфликтные ситуации, возникающие  на межличностном уровне отношений  на почве личной неприязни, обид  или несдержанности имеют гораздо меньшую социальную опасность (поскольку носят ситуативный и кратковременный характер), нежели аналогичные явления, возникающие на межгрупповом и личностно-групповом уровнях.

     В последних случаях  имеют место явления, представляющие  серьезную опасность для нормального функционирования всей воинской организации, как целостного социального организма. Это связано с тем, что в основе личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, предусмотренного законами и воинскими уставами: по должности, воинскому званию и т.д.), при котором в подразделениях и частях по определенным признакам образуются противостоящие друг другу социальные группы стремящиеся к утверждению своего доминирующего положения в подразделении, части (на корабле).

     При этом формы  утверждения своего социального  статуса той или иной группы  в воинском коллективе приобретают  характер создания системы негласных  «привилегий» для доминирующей  группировки и «обязанностей»  для остальных по отношению к ней групп, закрепляемых методами психического и физического насилия.

     Неформальное разделение  военнослужащих обладает свойствами  быстрого распространения, устойчивости  и самовоспроизводства в силу  своей функциональности, связанной с реальной возможностью получения со временем представителями «угнетаемых» групп соответствующих «привилегий», характерных для «подавляющей» группы (повышение статуса военнослужащих младшего призыва в связи с увольнением старослужащих или изменения, происходящие в национальном составе подразделения и т.п.). Эта потенциальная возможность социальных перемещений по вертикали приводит к тому, что субъекты «угнетаемых» групп принимают правила навязываемой им «игры», что создает предпосылки для преемственности и воспроизводства негативных традиций.

     Дедовщина (аналог в ВМФ — годковщина) — ранее в Вооружённых силах СССР, в настоящее время в ВС Российской Федерации, а также ряде армий стран СНГ форма неуставных доминантно-статусных отношений между военнослужащими; наиболее распространенная форма неуставных отношений, представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

     Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Зачастую (но далеко не всегда) указанные традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих позднего призыва военнослужащими призыва более раннего. Некоторые исследователи считают, что экономической основой дедовщины является возможность получения материальной выгоды за счет использования труда «молодых» солдат на работах, не предусмотренных уставом и не связанных с хозяйственной деятельностью части1. Однако, дедовщина существует и в тех подразделениях, в которых нет необходимости привлекать солдат к неуставным работам. В ВС РФ в среднем случается около 10-20 случаев за год, когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие телесные повреждения и даже смерть.

     Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения — понятие более широкое, чем «дедовщина». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчинённый, подчинённый-начальник). «Дедовщина» в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

     Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых «дедовщины» и «казарменного хулиганства»2. Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с «традициями дедовщины» и т.п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т. п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)).

     Таким образом, нарушения в рамках «дедовщины» уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва3.

     Часто явление дедовщины обусловлено непосредственно соотношением физической и духовной силы «дедов, дедушек, ветеранов, старых, дембелей» (господ) и «чертей, духов, душар, чекистов, чека, салабонов, дрищей, молодых, слонов» (рабов).

     Один из ключевых негативных факторов существования «дедовщины» как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из основных причин уклонения от военной службы.

     Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на: дисциплинарные проступки и уголовные преступления. К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т. п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

     Дедовщина заключается  в наличии неофициальных иерархических  отношений, параллельных основным  формальным, не исключая случая, когда офицеры не только знают о дедовщине, но и пользуются ею для поддержания «порядка».

     Объективные исследования  говорят, что дедовщина является  продуктом неуставной экономической  деятельности в вооруженных силах. При этом дедовщина является вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии, взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие).

 

     Зачастую неформальные отношения сопровождаются унижением человеческого достоинства и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, физическими, психофизиологическими особенностями, национальной принадлежностью и тому подобное). Основой статуса является физическая сила и умение настоять на своём - конфликтоустойчивость.

     Проявления дедовщины могут быть очень разными. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма, когда новобранцев вынуждают полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. В последнее время очень часто распространено вымогательство денег, для зачисления их на счет сотового телефона. Новобранцев заставляют звонить домой и просить у родителей пополнить счет «деда» или купить ему карточку пополнения счета, которая потом пойдет на все тот же счет.

     Существуют различные  точки зрения на причины возникновения  дедовщины. По мнению некоторых  экспертов, усиление дедовщины напрямую  связано с практикой призыва  в армию СССР заключённых из тюрем и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию. Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х — начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

     В воинских коллективах, которые формируются за счёт призывников, у командиров воинских частей имеется множество формальных рычагов воздействия на рядовой и сержантский состав, проходящий службу по призыву. К таковым в частности относятся4:

1) выговор,

2) строгий выговор (в отношение военнослужащих срочной службы выговоры совершенно бесполезны, так как никак не отражаются в военном билете — фактически, единственном документе, который он заберёт с собой из армии),

3) внеочередной наряд,

4) лишение нагрудного знака отличника (военнослужащие срочной службы награждаются такими знаками в исключительных случаях),

5) лишение очередного увольнения (из-за использования на работах, не связанных с деятельностью военной части, военнослужащие срочной службы обычно ходят в увольнение не чаще раза в месяц, вместо положенного уставом раза в неделю.),

6) снижение в должности (военнослужащие срочной службы редко занимают ценные должности),

7) снижение в воинском звании на одну ступень (около 80 % военнослужащих срочной службы находятся в самом низшем воинском звании),

8) арест с содержанием на гауптвахте,

9)дисциплинарный батальон.

     Практически никаких реальных прав у солдата первого года службы не существует. Избившему рядового офицеру, если дело получило огласку, но обошлось без тяжких телесных повреждений, в худшем случае объявят выговор. Пользуясь бесправием солдат командиры применяют все имеющиеся у них рычаги воздействия для превращения рядовых в рабов5, привлекая в частности для таких воздействий и старослужащих. Таким образом, дедовщина является одним из инструментов, создаваемых и полностью контролируемым офицерским составом.

     Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

1) Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более — принудительность нахождения в сообществе (в армии — служба по призыву).

2) Недостаточно комфортные условия проживания (теснота, отсутствие горячей воды и прочих удобств цивилизованного общежития).

3) Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии — за порядок официально отвечают офицеры, фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).

4) Культивируемое в обществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. Проще говоря, представление о том, что «стучать» — подло. В армии — жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца «изгоем» среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию, для них моральное презрение сослуживцев в этом случае значения не имеет. Каждый сам выбирает, как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств.

Информация о работе Неформальные отношения в коллективе на примере военнослужащих