Особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:49, реферат

Описание работы

Актуальным является вопрос о совершенствовании средств и методов обучения сотрудников полиции стрельбе из огнестрельного оружия. В уже существующей методике обучения просматривается ряд проблемных вопросов. Как правило, они касаются несоответствия между методикой обучения курсантов образовательных учреждений МВД России и необходимыми навыками, используемыми в дальнейшей практической деятельности.
В результате опроса сотрудников органов внутренних дел России выявлено, что стрельба чаще всего ведется в ограниченнее время, когда у сотрудников не было возможности, не спеша и тщательно прицелиться.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

Первично поставленная цель огневой подготовки как учебной  дисциплины – это быстрое и  точное поражение цели на определенном расстоянии, правильное принятие решения о правомерном применении огнестрельного оружия. Данная цель заставляет задуматься, где и когда, формируемые у курсантов знания и навыки будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, на практических занятиях по огневой подготовке ставится следующая цель: сформировать у будущих сотрудников ОВД такой стереотип мышления, который позволит, полученные ранее знания по административной деятельности и навыки владения огнестрельным оружием объединить в целостную модель принятия решения предложенной проблемной задачи.

Формирование морально-психологической  устойчивости курсантов в период их обучения в ведомственном вузе должно строиться на следующих принципах, отражающих логику образовательного процесса, а также закономерные тенденции, проявляющиеся в нем: целенаправленности учебно-воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий на формирование морально-психологической устойчивости курсантов как важного профессионально-личностного  качества сотрудника органов внутренних дел; формирования морально-психологической  устойчивости курсантов в различных  видах деятельности (учебной, научной, служебной, бытовой, общественной и  др.); целенаправленного стимулирования повышения уровня сформированности морально-психологической устойчивости и его проявления в различных ситуациях обучения и несения службы и др.  Особенности  формирования морально-психологической устойчивости курсантов применительно к деятельности в экстремальных ситуациях  определяются:  особенностями влияния на этот процесс внешних и внутренних противоречий, выступающих движущими силами его развития; особенностями готовности выпускников образовательных учреждений МВД к деятельности в экстремальных ситуациях; особенностями содержания морально-психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях различных категорий специалистов – сотрудников органов внутренних дел; особенностями организации образовательного процесса ведомственного вуза и морально-психологической подготовки курсантов как одной из его составляющих. Моделирование (М.В. Горячова, А.Н. Дахин, В.Е. Родионов, Г.В. Суходольский и др.) в формировании морально-психологической устойчивости курсантов в образовательном процессе ведомственных вузов предполагает построение системы структурно-функциональных моделей. Цель моделирования - представление формирования морально-психологической устойчивости курсантов в образовательном процессе ведомственных вузов в целом и в частности – формирования этого профессионально-личностного качества будущих специалистов средствами огневой подготовки.

Главная цель огневой подготовки курсантов в образовательном  процессе ведомственного вуза заключается  в обеспечении их готовности к овладению стрелковым оружием и эффективному его использованию при выполнении оперативно-служебных задач, в том числе и в экстремальных ситуациях. Особенно важное значение для формирования морально-психологической устойчивости курсантов в экстремальных ситуациях средствами огневой подготовки имеют следующие принципы: практической направленности обучения, связи теории с практикой, а практического опыта с наукой; оптимального сочетания абстрактного и наглядного при опоре на знания и опыт курсантов; прочность, мобильность и действенность знаний и умений, соответствие результатов обучения требованиям профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД и др.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Модель формирования морально – психологической устойчивости курсантов в экстримальных ситуациях5

Так, некоторые ученые предлагают использовать моделирование при  помощи настольных фигур. При разработке модели как комплекса задач, заданий  и упражнений необходимо обеспечить выполнение ряда следующих требований:

  1. Полнота разработанной модели (полно охватывать все содержание профессиональной деятельности)
  2. Связь с теоретическим учебным материалом (место каждой задачи определяется с учетом изучения теоретического материала);
  3. Обобщенность задач (задачи должны отражать наиболее существенные стороны профессиональной деятельности, то есть курсант должен выделять главные показатели для принятия решения);
  4. Типизация задач и учет возможности переноса умений из одной сферы деятельности в другую.6

Так  Лупырь В.Г.  предлагает организовывать занятия, на которых курсантам будет предлагаться выбрать из определенного комплекта фигур(фигура преступника с ножом; преступника, захватившего заложника стоя; преступника, захватившего заложника стоя и т.п.) и смоделировать ситуацию по применению огнестрельного оружия в соответствии с выбранным пунктом главы 5 ФЗ «О полиции». Обучаемый, при этом, должен расставить фигуры таким образом, чтобы смоделированная им ситуация отражала решение поставленной перед ним задачи. Кроме того, курсанты должны пояснить в каждом случае основания для применения или использования огнестрельного оружия. При этом предлагается  рассматривать умение курсанта (слушателя) строить соответствующий дисциплинарный «портрет» решения  проблемной задачи как критерий его умений осуществлять междисциплинарную интеграцию дисциплин, востребовать и использовать свои знания, умения и навыки на комплексных занятиях. Использование данного метода обучению правовым основам применения и использования оружия представляется нам целесообразным.

Данный метод позволяет  приобрести навыки  в принятии решений  в лабораторных условиях, умение определять стратегии действий.

По мнению Е.И. Фарбера, не только и не столько количеством  знаний, сколько умением применять  эти знания на практике и самостоятельно постоянно учиться.

 

3.Тактико - техническая подготовка

 

По мнению С.А. Иванова-Катанского, тактико-техническая подготовка курсантов (слушателей) к применению и использованию  огнестрельного оружия в различных  ситуациях должны включать упражнения, моделирующие реальные ситуации.

К числу элементов тактико-технической  подготовки относят: уход с линии  огня, изменение дистанции, изменение  положения тела с целью уменьшения площади его поражения, умение передвигаться  различными способами, умение использовать окружающую обстановку для укрытия, использование естественного и  искусственного освещения и затемнения, применение отвлекающих и пугающих звуков в сочетании с мгновенным приведением оружия в боевую готовность и стрельбой навскидку.

По мнению зарубежных авторов, методика тактико – технической подготовки предполагает наличие специально – оборудованных тиров и полигонов. Занятия должны проводиться в индивидуальном порядке либо группой обучаемых, в количестве, не превышающем 3 – 5 человек, требуют большого количества боеприпасов.

Подобного рода полигоны должны включать в себя несколько открытых стрельбищ (3 - 5), закрытые тиры (5 - 10), специально оборудованные площадки, имитирующие  городскую улицу; здания, имитирующие  жилые дома и учреждения.

Одним из наиболее характерных  видов тренировочных занятий  можно назвать применение тренажеров и тренажерных устройств.

По дидактическому назначению все технические средства обучения подразделяются на несколько групп:

- средства передачи информации, которые служат для доведения  учебного материала до обучаемых,  воздействуя на разные органы  чувств;

- средства тренажа, предназначенные  для привития и совершенствования  навыков работы с приборами,  устройствами и оружием;

- средства контроля знаний  обеспечивают автоматизацию проверки  и оценки усвоения учебного  материала, создавая быструю обратную  связь и самоконтроль в процессе  обучения;

- средства самообучения  позволяют обучающемуся самостоятельно получать информацию и тренировать желаемые качества.

Для использования технических  средств обучения необходима не только аппаратура, но и информационно-дидактический  материал, который раскрывает содержание учебной темы.

В широком внедрении и  использовании технических средств  обучения многие выдающиеся педагоги усматривали один из главных факторов повышения качества обучения и воспитания в высшей школе. Так, Б.Г. Ананьев  писал: "На основе объединения технических  и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая или индустриальная педагогика. Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук"7.

Технические средства обучения призваны расширить возможности  преподавателя в усилении его  воздействий с точки зрения повышения  качества усвоения курсантами учебного материала, а также повышения  эффективности обучения в целом.

Установлено, например, что  педагогически целесообразное и  методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает  объем усваиваемой информации на 15 %, визуальных - на 25 % , совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 60 – 80 %.

Подготовка меткого стрелка, хорошо знающего свое оружие и умеющего применить его в любых условиях боевой обстановки, во многом зависит  от обеспечения занятий по огневой  подготовке различными учебными пособиями  и приборами. Средства обучения постоянно  развиваются, обновляются. Особенно это  заметно, если проследить их изменение  на протяжении XX столетия. Разрабатываются  разнообразные автономные тренажеры, лазерные комплексы и т.п. Лазерный комплекс позволяет проводить обучение курсантов навыкам ведения прицельной стрельбы из пистолета Макарова с последующим визуальным контролем и компьютерной обработкой результатов стрельбы. Правильное и своевременное применение стрелковых приборов в процессе обучения стрельбе значительно сокращает сроки обучения производству меткого выстрела, повышает качество подготовки, уменьшает расход патронов и способствует сохранению в исправности боевого, оружия. 
Стрелковые учебные приборы просты по устройству, что позволяет многие из них изготовить средствами подразделений и оружейных мастерских.

По характеру применения приборов в процессе обучения стрельбе из пистолета их можно разделить  на следующие группы:

1. Приборы для обучения  прицеливанию и проверки правильности  наводки оружия в цель.

2. Тренировочные приборы  для тренировки в прицеливании  и спуске курка.

3. Тренировочные пистолеты  - пневматические и малокалиберные  пистолеты.

2. Приборы для обучения  прицеливанию из пистолета.

Все эти тренажеры предназначены  для отработки практических приемов  и получения прочных навыков стрельбы из различного вида оружия.

 Особенно высока эффективность  применения тренажера на первоначальном  этапе обучения: постановка правильной  стойки, хвата, дыхания, удержания  оружия, прицеливания, производство  плавного спуска курка. Кроме  того, для возмещения трудностей  материального обеспечения боеприпасами  целесообразно проводить стрелковые  тренировки на электронных тренажерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Совершенствование  методики обучения огневой подготовке  курсантов (слушателей) образовательных  учреждений МВД  России

 

Анализ существующей системы  подготовки сотрудников ОВД к  овладению приемами стрельбы из личного  оружия позволил установить ее зависимость  от уровня развития вооружения, роста  организованной преступности и способов ведения борьбы с ней, уровня подготовленности сотрудников, и показал, что их обучение осуществляется в объеме требований мирного времени и сводится только к обучению прицельной стрельбе.

Устоявшаяся система обучения огневой подготовке, направленная лишь на поддержание у сотрудников  навыков стрельбы, не отвечает требованиям  их практической деятельности и нуждается  в коррекции и пересмотре отдельных  теоретических и практических положений  в системе обучения огневой подготовке в условиях роста преступности в  стране. Уровень огневой подготовленности, достигнутый в процессе учебно-тренировочных  занятий не постоянен. По прекращению  систематических тренировок он значительно  снижается.

Установлено, что на подготовку сотрудников для умелого применения оружия в реальных условиях оказывает  существенное положительное влияние  использование новых средств  обучения. Это специальные поясные, ростовые мишени ("стрельба от бедра", "стрельба с двух рук"), которые  моделируют размеры и внешний  вид реального противника.

 Установлено, что теоретической  и научно-методической базой боевой  подготовки сотрудников ОВД являются  современные теории обучения: ассоциативно-рефлекторная  теория, теория поэтапного формирования  умственных действий, программированное  и проблемное обучение, теория  алгоритмизации в обучении (применение  на учебных занятиях моделирования). Установлено, что для возмещения  трудностей материального обеспечения  боеприпасами целесообразно проводить  стрелковые тренировки на электронных тренажерах, включив их в расписание служебной подготовки. Этот метод является эффективным средством в достижении высоких результатов в стрельбе и в поддержании устойчивой результативности при выполнении упражнений из ПМ. Это объясняется тем, что в полицейских школах США в процессе обучения стрельбе из боевого оружия ежедневно один обучаемый производит 140-160 выстрелов, у нас такое же количество выстрелов выполняется в течение 2-х лет.

Информация о работе Особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД