Понятие, правовые основы и принципы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:25, лекция

Описание работы

В данной лекции в основном рассматриваются задачи, функции, принципы и место государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в общей системе государственно-служебных отношений, правовое положение сотрудника милиции. Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому следует уточнить «объем» понятия государственной службы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах. Кроме того, данная тема тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как теория государства и права, административное право, административная деятельность, трудовое право и др.

Содержание работы

1. Понятие и система государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
2.Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация.
3.Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация.
4.Принципы государственной службы в системе МВД России. Понятие и классификация.

Заключительная часть (подведение итогов)

Файлы: 1 файл

Гос. служба.docx

— 52.65 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

 «Понятие, правовые основы и  принципы государственной службы»  

 

План Реферата

Страницы

Вступительная часть

4

Учебные вопросы:

1. Понятие и система  государственной службы в органах  внутренних дел Российской Федерации.

6

2.Задачи государственной  службы в органах внутренних  дел Российской Федерации, и  их классификация.

14

3.Функции государственной  службы в системе МВД России, и их классификация.

21

4.Принципы государственной  службы в системе МВД России. Понятие и классификация.  

29

Заключительная часть (подведение итогов)

35


 

 

Литература:

Основная: 

 

1.         Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.

2.         Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.

3.         Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4.         Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Дополнительная:

5.         Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

6.         Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

7.         Приказ МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 г № 1038 «Инструкция о порядке применения Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

 

Введение

В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ «О системе  государственной службы РФ» служба в органах внутренних дел относится  к правоохранительной службе. Положения  данной статьи вступит в силу после  принятия ФЗ «О правоохранительной службе в РФ».

Государственная служба в органах  внутренних дел – это разновидность  общественно - полезной деятельности гражданского общества и самостоятельный вид  федеральной государственной службы Российской Федерации, она носит специальный характер и функционирует в единой системе органов внутренних дел как системе органов исполнительной власти.

Органы внутренних дел созданы  для решения задач по защите прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений и других задач. Эти государственные функции выполняют непосредственно должностные лица органов внутренних дел, в целом составляющие кадры органов внутренних дел.

С целью эффективного выполнения указанных  задач кадры органов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание уделяется личным качествам каждого из работников: моральным, уровнем общего и специального образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности, физическим данным.

В данной лекции в основном рассматриваются  задачи, функции, принципы и место государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в общей системе государственно-служебных отношений, правовое положение сотрудника милиции.

Государственная служба была, есть и  в обозримом будущем останется  одним из главных институтов государства. Поэтому следует уточнить «объем»  понятия государственной службы, поскольку оно употребляется  в двух различных смыслах. Кроме  того, данная тема тесно взаимосвязана  с такими дисциплинами как теория государства и права, административное право, административная деятельность, трудовое право и др. 

 

Вопрос № 1. Понятие и  система государственной службы в Российской Федерации. 

 

Слово «служба» имеет несколько  значений. Под службой может пониматься как орган исполнительной власти, так и структурное подразделение  органа исполнительной власти. В данном случае служба понимается как вид  деятельности.

Государственная служба является одним  из ключевых конституционных и административно-правовых институтов. Это - неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности, один из ведущих институтов административного права. Традиционно принято рассматривать государственную службу в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государственная служба обычно представляется одной из форм трудовой деятельности людей, которая выражается в осуществлении административных, социально-культурных и воспитательных функций. Категории граждан, исполняющих такие функции в государственных организациях, а именно: в государственных органах и учреждениях (школах, больницах, вузах, культурно-просветительских учреждениях), на государственных предприятиях в качестве руководителей и инженерно-технического персонала, объединялись единым понятием - «служащие» наряду с такими разновидностями работников как рабочие и крестьяне.

В узком смысле слова под государственной службой принято понимать профессиональную деятельность граждан, состоящих на руководящих либо исполнительских должностях в качестве соответствующих специалистов, в аппарате государственных органов, в органах управления государственных учреждений и предприятий, наряду с вспомогательным персоналом, либо техническими исполнителями (уборщицы, секретари, машинистки и т.п.).   

Теснейшим образом с понятием «государственная служба» связано понятие «государственная должность». Общеизвестно, что под должностью принято считать служебное место, которое определяет правовой статус замещающего его работника. 

Государственной является должность в государственных  органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению  полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должности государственной службы утверждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом, или иным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.          

При этом должности государственной  службы подразделяются на :

а) должности федеральной государственной гражданской службы; 

б) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

в) воинские должности;         

 г) должности правоохранительной  службы.

Кроме того, должности государственной  службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение же указанных должностей согласно ч.4 ст.8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[1] определяется указом Президента или федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 1 указанного закона должности государственной службы могут быть также разделены в зависимости от того, исполнение чьих полномочий они призваны обеспечивать. Согласно такой классификации устанавливаются должности, обеспечивающие исполнение полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

государственных органов субъектов  Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые  конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Закон закрепил еще один формальный признак государственной должности. Ее могут замещать лишь граждане Российской Федерации.

К признакам государственной должности  следует также отнести возможность ее замещения на профессиональной основе и, кроме того, - в течение определенного времени, а также при соблюдении условий, устанавливаемых законодательством.

Таким образом, под государственной службой в законе надлежит понимать профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий России, ее субъектов, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

Будучи разновидностью службы, вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение и т.д.), государственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные государственные должности.

Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций, что тесным образом связывает государственную службу с осуществлением исполнительной власти.

В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования. Государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда - это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.

В-четвертых, на лиц, замещающих должности государственной службы не распространяется законодательство о труде. Трудовые отношения, участниками которых они являются, регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами [2].

В соответствие с принципом разделения властей уместно также различать  государственную службу в органах  законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государственная служба занимает особое место в механизме управления государством и играет важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых  условий для развития личности, укрепления основ гражданского общества 

Основная цель государственной  службы в органах внутренних дел: обеспечение организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопрофессионального  кадрового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД России, обществом и государством.

Правовую основу государственной  службы составляют: Конституция Российской Федерации; Декларация прав и свобод человека и гражданина; международные правовые документы, регламентирующие прохождение государственной службы (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.); конституции республик, являющихся субъектами РФ; уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов РФ; специальные федеральные законы и иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы («О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г.[3], «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24 июля 2004 г.[4], «О милиции» от 18 апреля 1991 г.[5], Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1992 г.); указы Президента, регламентирующие важнейшие вопросы государственной службы («О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от 16 августа 1995 г. № 854; «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 848 и другие); постановления Правительства РФ («О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 июля 1993 г. № 720; «Положение о межведомственной комиссии по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и ее состав» от 11 августа 1995 г.; нормативно-правовые акты, принимаемые различными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти РФ (Приказ МВД «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту» от 19 июля 1999 г. № 526).         

 На основе этих правовых  актов устанавливаются особенности  государственной службы в отдельных  государственных органах.     В частности, вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируются законом РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних Российской Федерации», а также другими нормативными актами, включая индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

Информация о работе Понятие, правовые основы и принципы государственной службы