Правовое регулирование прохождения военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическим фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

Файлы: 1 файл

реферат по обж.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Правовое  регулирование прохождения военной  службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности прохождения военной службы в  РФ

Под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно-правового положения  военнослужащих, обусловленное определенными  юридическим фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

Таким образом, прохождение военной службы - это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания.

Содержание  прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:

с поступлением граждан на военную;

с определением должностного положения военнослужащих;

с присвоением, лишением воинских званий, снижением  и восстановлением в воинских званиях;

с военно - профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих;

с исполнением  военнослужащими обязанностей военной  службы, определением и предоставлением  им времени;

с аттестацией  военнослужащих;

с увольнением  военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;

с выполнением  военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

а также с  другими обстоятельствами (событиями), с которыми в соответствии с Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы связано изменение служебно - правового положения военнослужащих.

Правовое регулирование  прохождения военной службы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", иные законодательные акты (например, Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), в том числе закрепляющие особенности прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Положение о порядке прохождения военной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации в указанной области.

Ранее действовавшие  положения о прохождении военной  службы отдельными категориями военнослужащих с принятием нового Положения  о порядке прохождения военной  службы (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) не подлежат применению на территории Российской Федерации, в частности:

Положение о  прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 (Приказ Министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100);

Положение о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами ВС СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г. N 934 (Приказ Министра обороны СССР от 15 октября 1985 г. N 275);

Положение о  прохождении действительной срочной  военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами СА и ВМФ, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 24 июля 1984 г. N 150;

Положение о  прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке  на действительную военную службу в СА и ВМФ на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, введенное в действие Приказом Министра обороны СССР от 30 декабря 1976 г. N 286.

Военнослужащие  проходят военную службу при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов с учетом особенностей, определяемых федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами.

Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом "О военном положении", который до настоящего времени не принят. Порядок прохождения военной службы при введении военного положения в случае непринятия указанного Закона будет определен указом Президента Российской Федерации. "КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 1997 Г. N 27-ФЗ "О ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
(постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

Чрезвычайное  положение, вводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации на всей либо на части территории России, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

Чрезвычайное  положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Основаниями введения чрезвычайного положения согласно ст. 4 Закона "О чрезвычайном положении" могут быть:

а) попытки насильственного  изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные  бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные  аварии, ставящие под угрозу жизнь  и здоровье населения и требующие  проведения аварийно - спасательных и  восстановительных работ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Президент Российской Федерации вводит согласно ст. ст. 56 и 88 Конституции на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при чрезвычайных ситуациях и может принимать решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

На период чрезвычайного  положения могут устанавливаться  следующие меры:

- особый режим  въезда и выезда, а также ограничение  свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное  положение;

- усиление охраны  общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

- запрещение  проведения собраний, митингов, уличных  шествий и демонстраций, а также  иных массовых мероприятий;

- запрещение  забастовок;

- ограничение  движения транспортных средств  и их досмотр.

Дополнительно могут вводиться:

- комендантский  час, т.е. запрет находиться  на улицах и в иных общественных  местах без специально выданных  пропусков и документов, удостоверяющих  личность, в установленное время  суток;

- ограничение  свободы печати и других средств  массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;

- приостановление,  после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

- проверка документов  в местах скопления граждан,  а в исключительных случаях  при имеющихся данных о наличии  у граждан оружия - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

- ограничение  или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается  временное изъятие у граждан  огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- выдворение  нарушителей общественного порядка,  не являющихся жителями данной  местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

В случае введения чрезвычайного положения для  ликвидации стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ в дополнение к вышеуказанным могут применяться следующие меры: "КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 1997 Г. N 27-ФЗ "О ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
(постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

а) временное  выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или  временных жилых помещений;

б) введение особого  порядка распределения продуктов  питания и предметов первой необходимости;

в) установление карантина и проведение других санитарно - противоэпидемических мероприятий;

г) мобилизация  ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ;

д) отстранение  от работы на период чрезвычайного  положения руководителей государственных  учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими  своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности  указанных руководителей других лиц;

е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно - спасательных работ, допустима мобилизация  трудоспособного населения и  транспортных средств граждан для  проведения указанных работ при  обязательном обеспечении безопасности труда.

Указом Президента Российской Федерации "О порядке  направления военнослужащих срочной  службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных  конфликтов и для участия в  боевых действиях" установлено, что  солдаты, матросы, сержанты, старшины и офицеры, проходящие военную службу по призыву, направляются для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях исключительно на добровольной основе.

Положением  о порядке прохождения военной  службы указанная норма более конкретизирована. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделений, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев (п. 3 ст. 2 указанного Положения с изм., внесенными Указом Президента РФ. Данная норма не распространяется на участие в боевых действиях в период военного положения.

Дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи:

по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);

в местностях (в  том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства  Российской Федерации по представлению  Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства  РФ "О порядке установления факта  выполнения военнослужащими и иными  лицами задач в условиях чрезвычайного  положения и при вооруженных  конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов, а военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения.

Информация о работе Правовое регулирование прохождения военной службы