Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.

Файлы: 1 файл

Модуль 3.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Модуль 3. Проблемы субъекта социальной работы с  пожилыми людьми

Тема 7. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 

    В советский период данные о состоянии  наименее защищённых групп граждан  относились к числу закрытых и  не публиковались ни в средствах  массовой информации, ни в научных изданиях.

    В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.

    До  второй половины 80-х гг. в СССР существовало два типа государственных учреждений, занимающихся социальным обслуживанием людей старшего возраста: собесы, ведавшие пенсиями, санаторно-курортными путёвками, льготами для некоторых категорий, т. е. выполнявшие управленческие функции, и собственно учреждения обслуживания − стационарные интернаты для престарелых и больных хроническими психическими заболеваниями. С 1987 г. при собесах и частично при домах-интернатах стали формироваться отделения помощи на дому. Последующее развитие новых форм социального обслуживания, возникновение самостоятельных учреждений, предоставляющих социальные услуги, привело к появлению в 1995 г. ряда федеральных законов, регулирующих их деятельность. Законодательная база социальной защиты пожилых людей в сфере социального обслуживания в основном сформирована, законы не только существуют на бумаге, но и работают.

    Известный советский геронтолог А. В. Токарь ещё  в 1990 г. писал, что прогрессирующее нарастание численности людей пожилого возраста в общей демографической структуре населения мира заставило по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с удовлетворением потребностей этой группы населения.

    Д. Ф. Чеботарёв подчёркивал, что медицинское и социальное обслуживание старых людей должно быть построено по единой системе, которая достигала бы единой цели - сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека в заключительные периоды жизни.

    В комплексе проблем социального  обслуживания ядром служат социальные проблемы людей старшего возраста (их социально-значимые потребности − так называемые личностные проблемы).

    Социальные проблемы пожилых людей - это специфические проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Назовем лишь некоторые из них: проблемы пенсионного обеспечения ("пенсионной малообеспеченности"), проблемы неудовлетворительного состояния здоровья и получения качественной медицинской помощи, проблемы одиночества и семейного благополучия, проблемы адаптации к новым условиям жизни и др.

    Проблемы  создания рабочих мест для пожилых  людей, социального обеспечения  растущей массы неработающих пенсионеров, развития инфраструктуры бытовых услуг  для пожилых людей, дифференциации мер социальной поддержки пенсионеров, технологизации социальной работы с семьёй пенсионера, инноваций в работе с пожилыми людьми, качества социального обслуживания, компетентности специалиста по социальной работе с пожилыми людьми и т. д. − это проблемы уже другой категории.

    К категории общих для объекта и субъекта можно отнести проблемы маргинальности пожилых людей, геронтологических стереотипов общественного сознания, депривации в отношении пожилых людей, образования и трудовой занятости пожилых людей. Перечень можно продолжить, однако следует заметить, что деление социальных проблем на категории − условно и не является целью нашего рассмотрения.

    Проблемы социального обслуживания включают в себя и проблемы технологических иннований, и проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старшего возраста, и проблемы профессионализма социальных работников, обслуживающих пенсионеров, и проблемы использования зарубежного опыта удовлетворения специфических потребностей людей старшего возраста.

    Часто разговор о новых технологиях социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми ограничивается технологиями, связанными с организацией групп взаимопомощи, и программами различных ассоциаций, с деятельностью добровольцев по активизации образа жизни пожилых людей. Говоря о сотрудничестве органов государственной власти и общественных объединений в деле социального обслуживания граждан старшего поколения, следует учитывать реальный жизненный уровень этой категории, а также состояние нормативно-правовой базы, уровень развития социальной инфраструктуры.

    Современные западные технологии можно применять  в работе с пожилыми людьми в полустационарных или нестационарных учреждениях  социального обслуживания. Однако стационары пока не располагают современной  материально-технической базой, специальным оборудованием и профессиональными кадрами, в них пока сложно организовать социальную адаптацию и социальную реабилитацию, в особенности гериатрическую реабилитацию, направленную на сохранение, поддержание и восстановление функционирования пожилых и старых людей.

    Стремление  через инновационный опыт к дешевизне, минимизации расходов на социальное обслуживание часто сопровождается минимизацией численности специалистов: в штатном расписании могут быть не представлены психологи, специалисты  социальной работы, гериатры, т. е. специалисты по поддержанию, восстановлению функционирования пожилых и старых людей [48, с. 22-23].

    Попробуем рассмотреть эти проблемы, несмотря на их глубокую внутреннюю связь, отдельно, учитывая их конкретную значимость.

Формы и учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста

    Суть  социальной работы с людьми "третьего возраста" прежде всего состоит  в создании сети учреждений социального  обслуживания, способной обеспечить удовлетворение потребностей пожилых  людей, создать условия для реализации их возможностей.

    В ст. 16-20 Федерального закона от 02.08.95 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" определены следующие основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста (и инвалидов):

    1) стационарное социальное обслуживание  в стационарных учреждениях социального  обслуживания (дома-интернатах, пансионатах  и других учреждениях социального  обслуживания независимо от их  наименования);

    2) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

    3) полустационарное социальное обслуживание  в отделениях дневного (ночного)  пребывания учреждений социального  обслуживания;

    4) срочное социальное обслуживание;

    5) социально-консультативная помощь.

    Социальное  обслуживание населения в России, как и в других странах, ставит благородную цель - обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой группы в адекватном уходе и одновременно создать более благоприятные возможности для их социальной адаптации, включения их в процессы функционирования гражданского общества.

    По  данным на начало 2002 года в системе социальной защиты населения РФ действовали:

    14 геронтологических центров на 3,2 тысячи мест;

    611 домов-интернатов общего типа  на 93,4 тысячи мест;

    440 психоневрологических интернатов на 130,6vтысяч мест;

    76 домов милосердия на 2,8 тысяч мест.

    Прослеживается  чёткая тенденция социально-медицинской  специализации и повышения комфортности проживания престарелых пенсионеров  в стационарных учреждениях социального  обслуживания, в основном за счёт разукрупнения многоместных домов-интернатов.

    Получили  развитие инновационные формы стационарного  социального обслуживания: дома-интернаты  милосердия, дома-интернаты малой  вместимости, геронтологические и  реабилитационные центры, хосписы.

    Ускорился процесс формирования сети учреждений малой вместимости. Как правило, такие учреждения состоят в ведении  органов местного самоуправления и  органов исполнительной власти субъектов  РФ и финансируются из соответствующих  бюджетов.

    Открываются учреждения социального обслуживания малой вместимости в сельской местности (Мордовии, Татарстана, Краснодарского и Ставропольского краёв и др.)

    В 31 регионе России работают 48 специализированных домов- интернатов для лиц без определённого места жительства и занятий и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.

    Кроме этого, действуют 40 домов ночного  пребывания, 16 социальных приютов, 21 социальная гостиница, 20 центров социальной адаптации и 8 других подобных учреждений, обслуживающие около 52-ти тысяч человек (бомжей, освободившихся из мест лишения свободы).

    Во  всех субъектах РФ действуют отделения  срочного социального обслуживания.

    Приоритетной  формой социальной помощи пожилым в  нестационарных условиях является предоставление социально-бытовых услуг на дому. Эта форма обслуживания является самой востребованной и экономически выгодной (ежегодно свыше 1 млн человек обслуживается этой формой).

    Активно внедряются участковый, бригадный методы обслуживания клиентов на дому; организуется мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в труднодоступных районах; практикуется посещение пожилых людей психологом. В отдельных регионах проводится эксперимент по централизованной доставке продуктов питания для обслуживаемых на дому, предоставлению коммунальных услуг через организованные столы заказов.

    Всего в России 1883 Центра социального обслуживания, в структуре многих из них предусмотрены  геронтологические отделения. Большой  популярностью у пожилых людей  пользуются отделения дневного пребывания (в структуре Центров 1142 отделения, обслуживающих около 730 тысяч человек в год). В структуре Центров имеются также отделения временного пребывания для престарелых (596 отделений ежегодно обслуживают более 50-ти тысяч человек). Оказываются разовые услуги − срочную социальную помощь в 2001 г. получили более чем 12 млн человек.

    В социально-реабилитационных отделениях в течение года могут пройти реабилитацию более 80-ти тысяч пенсионеров.

    Для приближения социальной помощи к  месту проживания граждан в структуре  ЦСО создаются филиалы, организуются выездные бригады специалистов по социальному обслуживанию, автобусы и поезда "Милосердия", автопоезда в сельскую местность и так называемые "социальные экспрессы".

    Учитывая  рост платы за проезд на местных  автобусных маршрутах, учреждения социального обслуживания населения ряда областей России организовывают для малообеспеченных пенсионеров социальные автобусные рейсы. В регионах начато создание службы социального такси.

    В Пензенской области создана "биржа  обменных услуг", направленная на развитие помощи пожилых людей друг другу, безденежный взаимообмен услугами, которые они в состоянии предложить и предоставить. Создаются группы взаимопомощи и самопомощи в домах по соседству - добровольное объединение на договорных принципах граждан, живущих по соседству.

    На  базе бывших санаториев и пансионатов  открываются социально-оздоровительные  центры для проведения полустационарных мероприятий, укрепления здоровья, повышения  физической активности клиентов (в 2001 г. их действовало более 40).

Информация о работе Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми