Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, реферат
В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.
Модуль 3. Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми
Тема 7. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В советский период данные о состоянии наименее защищённых групп граждан относились к числу закрытых и не публиковались ни в средствах массовой информации, ни в научных изданиях.
В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.
До второй половины 80-х гг. в СССР существовало два типа государственных учреждений, занимающихся социальным обслуживанием людей старшего возраста: собесы, ведавшие пенсиями, санаторно-курортными путёвками, льготами для некоторых категорий, т. е. выполнявшие управленческие функции, и собственно учреждения обслуживания − стационарные интернаты для престарелых и больных хроническими психическими заболеваниями. С 1987 г. при собесах и частично при домах-интернатах стали формироваться отделения помощи на дому. Последующее развитие новых форм социального обслуживания, возникновение самостоятельных учреждений, предоставляющих социальные услуги, привело к появлению в 1995 г. ряда федеральных законов, регулирующих их деятельность. Законодательная база социальной защиты пожилых людей в сфере социального обслуживания в основном сформирована, законы не только существуют на бумаге, но и работают.
Известный советский геронтолог А. В. Токарь ещё в 1990 г. писал, что прогрессирующее нарастание численности людей пожилого возраста в общей демографической структуре населения мира заставило по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с удовлетворением потребностей этой группы населения.
Д. Ф. Чеботарёв подчёркивал, что медицинское и социальное обслуживание старых людей должно быть построено по единой системе, которая достигала бы единой цели - сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека в заключительные периоды жизни.
В комплексе проблем социального обслуживания ядром служат социальные проблемы людей старшего возраста (их социально-значимые потребности − так называемые личностные проблемы).
Социальные проблемы пожилых людей - это специфические проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Назовем лишь некоторые из них: проблемы пенсионного обеспечения ("пенсионной малообеспеченности"), проблемы неудовлетворительного состояния здоровья и получения качественной медицинской помощи, проблемы одиночества и семейного благополучия, проблемы адаптации к новым условиям жизни и др.
Проблемы создания рабочих мест для пожилых людей, социального обеспечения растущей массы неработающих пенсионеров, развития инфраструктуры бытовых услуг для пожилых людей, дифференциации мер социальной поддержки пенсионеров, технологизации социальной работы с семьёй пенсионера, инноваций в работе с пожилыми людьми, качества социального обслуживания, компетентности специалиста по социальной работе с пожилыми людьми и т. д. − это проблемы уже другой категории.
К категории общих для объекта и субъекта можно отнести проблемы маргинальности пожилых людей, геронтологических стереотипов общественного сознания, депривации в отношении пожилых людей, образования и трудовой занятости пожилых людей. Перечень можно продолжить, однако следует заметить, что деление социальных проблем на категории − условно и не является целью нашего рассмотрения.
Проблемы социального обслуживания включают в себя и проблемы технологических иннований, и проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старшего возраста, и проблемы профессионализма социальных работников, обслуживающих пенсионеров, и проблемы использования зарубежного опыта удовлетворения специфических потребностей людей старшего возраста.
Часто разговор о новых технологиях социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми ограничивается технологиями, связанными с организацией групп взаимопомощи, и программами различных ассоциаций, с деятельностью добровольцев по активизации образа жизни пожилых людей. Говоря о сотрудничестве органов государственной власти и общественных объединений в деле социального обслуживания граждан старшего поколения, следует учитывать реальный жизненный уровень этой категории, а также состояние нормативно-правовой базы, уровень развития социальной инфраструктуры.
Современные западные технологии можно применять в работе с пожилыми людьми в полустационарных или нестационарных учреждениях социального обслуживания. Однако стационары пока не располагают современной материально-технической базой, специальным оборудованием и профессиональными кадрами, в них пока сложно организовать социальную адаптацию и социальную реабилитацию, в особенности гериатрическую реабилитацию, направленную на сохранение, поддержание и восстановление функционирования пожилых и старых людей.
Стремление через инновационный опыт к дешевизне, минимизации расходов на социальное обслуживание часто сопровождается минимизацией численности специалистов: в штатном расписании могут быть не представлены психологи, специалисты социальной работы, гериатры, т. е. специалисты по поддержанию, восстановлению функционирования пожилых и старых людей [48, с. 22-23].
Попробуем рассмотреть эти проблемы, несмотря на их глубокую внутреннюю связь, отдельно, учитывая их конкретную значимость.
Формы и учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста
Суть социальной работы с людьми "третьего возраста" прежде всего состоит в создании сети учреждений социального обслуживания, способной обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей, создать условия для реализации их возможностей.
В ст. 16-20 Федерального закона от 02.08.95 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" определены следующие основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста (и инвалидов):
1) стационарное социальное
обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
2) социальное обслуживание на
дому (включая социально-медицинское обслуживание);
3) полустационарное социальное
обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
4) срочное социальное
обслуживание;
5) социально-консультативная
помощь.
Социальное обслуживание населения в России, как и в других странах, ставит благородную цель - обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой группы в адекватном уходе и одновременно создать более благоприятные возможности для их социальной адаптации, включения их в процессы функционирования гражданского общества.
По данным на начало 2002 года в системе социальной защиты населения РФ действовали:
14 геронтологических центров на 3,2 тысячи мест;
611 домов-интернатов общего типа на 93,4 тысячи мест;
440 психоневрологических интернатов на 130,6vтысяч мест;
76 домов милосердия на 2,8 тысяч мест.
Прослеживается чёткая тенденция социально-
медицинской специализации и повышения комфортности проживания престарелых пенсионеров в стационарных учреждениях социального обслуживания, в основном за счёт разукрупнения многоместных домов-интернатов.
Получили развитие инновационные формы
стационарного социального обслуживания: дома-интернаты милосердия, дома-интернаты малой вместимости, геронтологические и реабилитационные центры, хосписы.
Ускорился процесс формирования сети учреждений малой вместимости. Как правило, такие учреждения состоят в ведении органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ и финансируются из соответствующих бюджетов.
Открываются учреждения социального обслуживания малой вместимости в сельской местности (Мордовии, Татарстана, Краснодарского и Ставропольского краёв и др.)
В 31 регионе России работают 48 специализированных домов- интернатов для лиц без определённого места жительства и занятий и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Кроме этого, действуют 40 домов ночного пребывания, 16 социальных приютов, 21 социальная гостиница, 20 центров социальной адаптации и 8 других подобных учреждений, обслуживающие около 52-ти тысяч человек (бомжей, освободившихся из мест лишения свободы).
Во всех субъектах РФ действуют отделения срочного социального обслуживания.
Приоритетной формой социальной помощи пожилым в нестационарных условиях является предоставление социально-бытовых услуг на дому. Эта форма обслуживания является самой востребованной и экономически выгодной (ежегодно свыше 1 млн человек обслуживается этой формой).
Активно внедряются участковый, бригадный методы обслуживания клиентов на дому; организуется мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в труднодоступных районах; практикуется посещение пожилых людей психологом. В отдельных регионах проводится эксперимент по централизованной доставке продуктов питания для обслуживаемых на дому, предоставлению коммунальных услуг через организованные столы заказов.
Всего в России 1883 Центра социального обслуживания, в структуре многих из них предусмотрены геронтологические отделения. Большой популярностью у пожилых людей пользуются отделения дневного пребывания (в структуре Центров 1142 отделения, обслуживающих около 730 тысяч человек в год). В структуре Центров имеются также отделения временного пребывания для престарелых (596 отделений ежегодно обслуживают более 50-ти тысяч человек). Оказываются разовые услуги − срочную социальную помощь в 2001 г. получили более чем 12 млн человек.
В социально-реабилитационных отделениях в течение года могут пройти реабилитацию более 80-ти тысяч пенсионеров.
Для приближения социальной помощи к месту проживания граждан в структуре ЦСО создаются филиалы, организуются выездные бригады специалистов по социальному обслуживанию, автобусы и поезда "Милосердия", автопоезда в сельскую местность и так называемые "социальные экспрессы".
Учитывая рост платы за проезд на местных автобусных маршрутах, учреждения социального обслуживания населения ряда областей России организовывают для малообеспеченных пенсионеров социальные автобусные рейсы. В регионах начато создание службы социального такси.
В Пензенской области создана "биржа обменных услуг", направленная на развитие помощи пожилых людей друг другу, безденежный взаимообмен услугами, которые они в состоянии предложить и предоставить. Создаются группы взаимопомощи и самопомощи в домах по соседству - добровольное объединение на договорных принципах граждан, живущих по соседству.
На базе бывших санаториев и пансионатов открываются социально-
оздоровительные центры для проведения полустационарных мероприятий, укрепления здоровья, повышения физической активности клиентов (в 2001 г. их действовало более 40).
Информация о работе Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми