Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, реферат
В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.
Проблема взаимоотношения НКО и
государства в сфере социального обслуживания пожилых людей пока не стала предметом исследования, поэтому воспользуемся анализом высказываний представителей государственных структур и некоммерческих организаций относительно их взаимодействия [6; с. 56-58].
Этот анализ даёт противоречивую картину.
С одной стороны, на самом низовом уровне между центрами социального обслуживания и первичными ветеранскими организациями, а также другими организациями, обслуживающими пожилых людей, взаимодействие осуществляется достаточно активно. Именно здесь, по-видимому, отношения между государственными и общественными организациями строятся на принципах равноправия и партнёрства. Но чем выше по вертикали, тем больше начинает проявляться отношение к некоммерческим организациям, как к неумелому подмастерью, выполняющему мелкую черновую работу в социальной сфере.
Представители государственных структур объясняют это отношение слабостью и неразвитостью российских общественных организаций: широкого спектра вопросов у нас общественные организации не решают. На Западе - масса различных организаций, каждая из которых занимается отдельной проблемой или подкатегорией граждан. Наши организации в своём большинстве не имеют ничего, кроме управленческого аппарата. Некоторые общественные объединения не слишком глубоко и последовательно стремятся к "самодеятельности" в своей работе и самофинансированию. Они стараются получить помощь и поддержку от государства на свои программы, но сами не имеют сколько-нибудь прочного "актива", надёжной опоры. Для развития своей деятельности, как это ни парадоксально, они не видят социально значимых целей и очень часто обращаются в вышестоящие государственные органы за материальной поддержкой. Но эту поддержку они должны искать в первую очередь у населения, в обществе.
С другой стороны, представители общественных организаций обвиняют государственных чиновников в нежелании идти на контакт, в инертности и пассивности. Одни считают, что в нашей стране к общественным организациям относятся очень негативно. Другие "общественники" полагают, что население относится к ним более доверительно, чем к органам власти, и контакты между некоммерческими организациями и государственными структурами необходимы более тесные.
Вероятно, упрёки с обеих сторон достаточно обоснованы. Как правило, в некоммерческих организациях, решающих проблемы пожилых, также работают пожилые люди, привыкшие к старой, патерналистской, модели взаимодействия между государством и любыми общественными организациями. Многим из них не удаётся преподнести себя в роли равноправных партнёров. Чаще общественные организации выступают в роли просителей. Мало кто из них может доказать, что не законодательная и не исполнительная власть "кормит народ", а наоборот, и что с мнением простых людей "слуги народа" должны считаться. Мало кто из этих организаций предпринимает какие-либо шаги для работы со средствами массовой информации, для того, чтобы сделать свою организацию известной, укрепить её имидж, привлечь достаточное количество добровольцев, заработать "кредитную историю", без которой с ними никто не будет вести серьёзного разговора.
Правда и то, что привлечение добровольцев идёт достаточно сложно. В отличие от США, например, добровольный труд на благо общества в современной России пока не только не стал элементом национальной культуры, а, напротив, в значительной степени дискредитирован, как и понятие "общественник" в целом. Поэтому общественные организации, работающие в этом направлении, начинают не с "нуля", не с побуждения людей, а с "минуса" − преодоления их предубеждений.
Правда и то, что государственные структуры до сих пор находятся под гипнозом цифр. И если некоммерческая организация не поражает воображение своими количественными показателями или масштабами работы, на неё мало кто обращает внимание. Из-за этого многие прекрасные идеи и инновационные модели работы общественных организаций остаются неизвестными государственным структурам, не получают своего воплощения и распространения.
Правда и то, что наличие межведомственных барьеров не только затрудняет работу государственных органов, призванных решать проблемы старшего поколения, но и осложняет межсекторное взаимодействие, особенно если общественные организации пытаются решать комплексные проблемы какой-то группы пожилых людей.
Пока наиболее открытыми и готовыми к сотрудничеству с некоммерческими организациями в сфере работы с пенсионерами являются органы социальной защиты населения, которые хотя и не признают общественные организации эффективно действующими субъектами, но, по крайней мере, демонстрируют понимание того, что они необходимы для решения проблем старшего поколения.
Ещё одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с жилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.
Вопросы и задания для самоконтроля
Информация о работе Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми