Психологические взаимоотношения в воинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Как известно, силовые структуры Российской Федерации в силу специфики решаемых ими задач имеют разветвленную иерархическую структуру. Однако в ее сложной организации особое место занимают небольшие группы военнослужащих и гражданского персонала, входящих в состав низовых подразделений – команд, расчетов, экипажей и т.д. Все они являются малыми социальными структурами и характеризуются тем, что составляющие их люди живут и действуют в сфере непосредственных военно-профессиональных и межличностных контактов. Они взаимодействуют при решении служебных, вахтенных и боевых задач, в социально-бытовой и других сферах функционирования подразделений.

Содержание работы

1.Введение
2.Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач
2.1Сущность и содержание взаимоотношений в воинском коллективе.
2.2Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач
3. Психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления
3.1Межличностные взаимоотношения между военнослужащими
3.2 Пути укрепления взаимоотношений в воинском коллективе
4.Заключение
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по нвп.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

От содержания, направленности взаимоотношений в коллективе зависит уровень групповой сплоченности, слаженности и в итоге качество выполнения служебных задач.

Групповая сплоченность - это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены  активно работают, всеми силами поддерживая остальных и поощряя на самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым военнослужащие защищают друг друга от общей угрозы и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности интерес к развитию и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и авторитета уходит на второй план, вероятность плодотворных совместных действий ее членов уменьшается.

При высоком уровне групповой  сплоченности военнослужащие идут на существенные жертвы, чтобы помочь друг другу в выполнении общей задачи. Члены воинского коллектива могут регулярно делиться опытом, обмениваться информацией и оказывать друг другу практическую помощь.

Чем более прочными и  нравственно зрелыми являются взаимоотношения, тем крепче воинский коллектив, выше его слаженность и боевая эффективность.

Боевая слаженность - способность воинского коллектива действовать в любой ситуации подобно единому организму. Она  достигается за счет четкой организации  службы, отличной выучки, исполнительности каждого военнослужащего, его умения тактически мыслить, понимать командирский замысел, стремления трудиться инициативно, творчески, с полной отдачей.

Слаженность зависит  от стремления и умения воинов согласовывать  свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением. Как известно, в ходе боевой подготовки осуществляется практическое слаживание отделений, взводов, рот и им равных подразделений. Военнослужащие учатся взаимодействовать, работать в едином ритме как участники одного процесса. Они усваивают общую структуру коллективной деятельности, ее цели и свою роль в их реализации, вникают в задачи каждого из своих товарищей и в особенности его стиля боевой работы. Они обучаются информировать друг друга, взаимно предвидеть действия и осуществлять различные контакты, необходимые для слияния своих действий, учатся деловому взаимопониманию.

Взаимопонимание - это  способность понимания одного человека другим, она носит взаимный, обоюдный характер. О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир и ценностные ориентации, понимание индивидуальных особенностей друг друга,

 понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки своих возможностей и способностей и т. д.

Условием взаимопонимания является не только понимание другого человека, но и понимание его отношения  к себе как к партнеру по общению  и, наконец, понимание самих отношений, складывающихся и развивающихся  между общающимися людьми. Не менее важным условием является принятие способов понимания людьми друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым.

Важнейшим средством его установления является речь, которая позволяет осуществлять обмен мыслями.

В процессе межличностного общения  возникают и развиваются различные  социально-психологические явления, такие как удовлетворенность  психологическим статусом, стремление личности к самоутверждению.

Самоутверждение личности - это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических  отношений в коллективе, которая  обеспечивала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность  или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Процесс самоутверждения личности - это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя в коллективе.

Вместе с тем следует иметь  в виду, что в связи с самоутверждением личности в среде себе подобных может возникать множество разнообразных ситуаций, отражающихся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, результативности его деятельности. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение.

Психологические проблемы во внутри коллективных отношениях могут возникать из-за психологической несовместимости военнослужащих.

Совместимость - взаимное приятие партнеров по общению  и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.            

Критерием совместимости  является высокая непосредственная удовлетворенность членов коллектива результатом и главное процессом взаимодействия, когда каждый из них оказался на высоте требований другого, и не потребовалось специальных усилий на установление взаимопонимания. Совместимость, как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов. Особое значение совместимость приобретает в сложных, экстремальных условиях совместной жизнедеятельности (космическом полете, экспедиции, вооруженном столкновении и т.д.), т.е. тогда, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства, количества участников, необходимых для ее реализации.

Современный бой требует  от личного состава предельной самоотдачи, решительных самостоятельных действий, готовности к личному и коллективному  самопожертвованию. Для достижения победы необходимо, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал замысел и требования командира, проникся чувством безграничного доверия к нему, своим боевым товарищам, был постоянно готов к самостоятельным, инициативным действиям. И, конечно же, успех боевых действий немыслим без веры командира в подчиненных, в их творческие силы, непобедимую решимость до конца выполнить боевую задачу. Психологическая значимость доверия заключается в том, что оно повышает у военнослужащего чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных членов коллектива. Доверие не имеет ничего общего с попустительством, недобросовестным отношением к ратному труду.

Таким образом, характер взаимоотношений в воинском коллективе оказывает прямое, непосредственное влияние на успешность выполнения военнослужащими служебных и боевых задач. Основная задача состоит в том, чтобы общеколлективные интересы, задачи поддержания постоянной боевой готовности, повышения качества учебы должны стать руководящими принципами в отношениях между военнослужащими, придать товариществу и дружбе деловой настрой.

 

 

 

Психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления

Межличностные взаимоотношения между военнослужащими

 

Термин «взаимоотношения»  означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.

К основным функциям межличностных  взаимоотношений военнослужащих в  воинском коллективе относятся: обмен  информацией; взаимодействие; взаимопонимание; влияние на эмоциональные переживания.

Взаимоотношения в воинском коллективе могут быть: официальными; неофициальными; деловыми; личными; рациональными; эмоциональными.

Официальные взаимоотношения  между военнослужащими возникают в результате их служебно-должностной деятельности. Они регламентируются и регулируются общевойсковыми уставами ВС РФ, правилами, положениями и нормами поведения.

Неофициальные взаимоотношения  складываются на почве личных симпатий и интересов. Здесь не существует юридической основы, общепринятых законов и норм.

Деловые взаимоотношения - это отношения (как официальные, так и неофициальные), которые  связаны с выполнением совместной деятельности.

Личные взаимоотношения  складываются независимо от совместной деятельности.

Рациональные взаимоотношения  строятся на условиях взаимной договоренности с целью получения обоюдной пользы.

Эмоциональные взаимоотношения  складываются на чувственном переживании, субъективном восприятии людей (нравится - не нравится).

Взаимоотношения между военнослужащими могут различаться по этапам их развития.

Первый этап - это безразличные взаимоотношения (люди, не знающие друг друга или мало знающие, не могут  иметь определенных отношений).

Второй этап - это взаимоотношение  адаптации, когда военнослужащие узнают друг друга. При этом формируются неформальные малые группы (по два - три человека). Здесь могут возникать конфликтные отношения, как закрытые (человек переживает остроту отношений, но внешне не выражает), так и открытые.

Третий этап укрепления взаимоотношений, когда стабилизируются отношения между членами группы, и как результат укрепляются взаимоотношения внутри неформальных малых групп. Члены группы начинают обладать предписанными им социально-ролевыми функциями. Формируются и укрепляются морально-нравственные ценности группы.

Нарушение взаимоотношений  между военнослужащими может  привести к конфликтной ситуации и в конечном итоге к конфликту. В такой ситуации не может идти речи ни о какой нормальной деятельности воинского коллектива. Поэтому необходимо постоянно и кропотливо проводить профилактическую работу, направленную на укрепление взаимоотношений между военнослужащими.

 

 

Пути укрепления взаимоотношений в воинском коллективе

 

Деятельность по укреплению взаимоотношений в воинском коллективе должна осуществляться не только командирами всех степеней, но и самими военнослужащими.

В связи с этим рассмотрим два направления деятельности военнослужащего  по укреплению взаимоотношений в  воинском коллективе.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - приемы и способы коррекции своего отношения и поведения в предконфликтной ситуации.

1. Ухудшение взаимоотношений  между военнослужащими возникает  обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя понять, что эмоциональный  накал, например спора, начинает  превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками проявления спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что, кстати, обычно и бывает на самом деле; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например завтра (когда эмоции улягутся).

2. Иногда взаимоотношения  между военнослужащими ухудшаются  в результате искажения или  потери информации или из-за  того, что взаимодействующие стороны рассматривают одну и туже ситуацию с разных позиций. Эти две причины могут вызвать споры. Их целесообразно избегать.

3. Военнослужащему необходимо  быть твердым по отношению  к проблеме, к выполнению требований  дела и мягким по отношению к людям. Если партнер в чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это. Достаточно разобраться более глубоко в проблеме. После чего необходимо сообщить партнеру, что он не прав. Не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т.п.

4. Напряженный ритм  военной службы, наличие социально-экономических,  экологических, физических, психотравмирующих,  токсических и других факторов  способствуют формированию у  военнослужащих повышенной тревожности  и агрессивности. При этом повышается конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат на службе, в семье и т.п.

5. Текущее психическое  состояние изменяется в течение  суток под влиянием различных  обстоятельств, иногда существенно.  Успешность работы, степень усталости,  общение с сослуживцами, физиологическое  состояние организма, погода и т.д. - все это влияет на состояние психики и, следовательно, на возникновение конфликтности. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.

6. У окружающих также  есть свои интересы, и они имеют  право отстаивать их. В процессе  взаимодействия столкновение интересов  разных людей и разных социальных  групп, естественно, неизбежно.  Нужно быть внутренне готовым  к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса.

Информация о работе Психологические взаимоотношения в воинском коллективе