Психологические взаимоотношения в воинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Как известно, силовые структуры Российской Федерации в силу специфики решаемых ими задач имеют разветвленную иерархическую структуру. Однако в ее сложной организации особое место занимают небольшие группы военнослужащих и гражданского персонала, входящих в состав низовых подразделений – команд, расчетов, экипажей и т.д. Все они являются малыми социальными структурами и характеризуются тем, что составляющие их люди живут и действуют в сфере непосредственных военно-профессиональных и межличностных контактов. Они взаимодействуют при решении служебных, вахтенных и боевых задач, в социально-бытовой и других сферах функционирования подразделений.

Содержание работы

1.Введение
2.Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач
2.1Сущность и содержание взаимоотношений в воинском коллективе.
2.2Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач
3. Психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления
3.1Межличностные взаимоотношения между военнослужащими
3.2 Пути укрепления взаимоотношений в воинском коллективе
4.Заключение
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по нвп.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

7. Улыбка выполняет  четыре позитивные функции. Она  показывает, что у вас все в  порядке. Люди с большим удовольствием  общаются с теми, кто достиг  успеха. Улыбка свидетельствует,  что человек рад собеседнику,  она способствует бесконфликтному решению проблем. Улыбка вызывает ответную симпатию у партнера по общению. Она способствует уменьшению негативных эмоций.

8. Негативные эмоции - один из основных факторов, способствующих  возникновению конфликтов. Они часто  являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций:

во-первых, необходимо уметь  хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций;

во-вторых, желательно иметь  возможности для изменения хода событий в нужном направлении, если они начали развиваться не так, как  ожидалось;

в-третьих, нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, и быть готовым к нему.

9. Необходимо научиться  делать добро бескорыстно, не  рассчитывая на что-либо взамен. Желательно не завышать свой  прогноз в отношении возможных  поступков окружающих.

10. Общаться с сослуживцами надо, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению. Она проявляется в стремлении понять его проблемы, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях сложной и трудной служебной деятельности сослуживцы часто нуждаются в сочувствии. Интерес к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним.

11. Необходимо повышать  свою конфликто-устойчивость. Другими словами - повышать способность сохранять конструктивные способы взаимоотношения и взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликто-устойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Конфликто-устойчивость зависит от нескольких групп факторов:

- психофизиологических, проявляющихся в эмоционально-волевой  устойчивости;

- когнитивных, проявляющихся  в качестве психических познавательных процессов человека;

- мотивационных, проявляющихся  в направленности личности и  ее мотивах в конкретной ситуации  общения;

- социально-психологических,  отражающих социально-психологические  особенности личности, стереотипы  ее взаимодействия с окружающими.

12. В предупреждении  конфликтов трудно переоценить  роль здорового чувства юмора.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  деятельности военнослужащих по укреплению взаимоотношений в воинском коллективе - приемы и способы коррекции отношения  и поведения в предконфликтной ситуации своего оппонента.

1. Не требуйте от  сослуживцев невозможного. Учитывайте, что их способности к различным  видам деятельности различны. Если  военнослужащий обладает неразборчивым  почерком, то бесполезно требовать  от него заполнения служебной  документации каллиграфическим почерком. Если у воина плохая память, то не следует поручать ему задания, требующие наличия великолепного запоминания.

2. Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий  перевоспитать или «переделать»  человека. Такие попытки часто приводят к резкому ухудшению взаимоотношений и не дают желаемых результатов. Все новое в природе и обществе обычно создается достаточно медленно. Быстро идут только разрушительные процессы.

3. В процессе общения  важно оценивать актуальное психическое состояние партнера и избегать обсуждения острых проблем, если повышена вероятность агрессивной реакции с его стороны. Точно так же, как изменяется ваше психическое состояние, подвержено переменам настроение партнера. Необходимо научиться оценивать его актуальное настроение. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы. В этом случае проблема, скорее всего, не будет решена, и возможен конфликт. Необходимо выбрать подходящее время. Оценке актуального психического состояния партнера способствует знание законов невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений.

4. Эффективный способ  предупреждения конфликтов - своевременная  информация окружающих об ущемлении  ваших интересов. Человек даже  себя часто знает далеко не полностью. Иметь верное представление о ценностях, мотивах, слабостях других людей вообще весьма затруднительно. Поэтому если кто-либо из сослуживцев наступает вам на «любимую мозоль», не исключено, что он делает это не специально. Ведь это не его «мозоль», и он может просто не догадываться о ее существовании у вас. При этом не нужно требовать от него каких-то действий. Нужно просто сказать ему о том, в чем затронуты ваши интересы. Если человек достаточно воспитан, то он извинится и прекратит блокирование ваших интересов без дополнительных просьб.

5. По отношению к  защите своих интересов можно  занимать достаточно твердую  позицию и отстаивать их упорно. По отношению к самому оппоненту,  его личности целесообразно занимать  по возможности мягкую позицию. Необходимо показать, что вы понимаете слабости оппонента и не лишаете его права на них. Находясь на его месте, вы, возможно, занимали бы аналогичную позицию. Однако справедливым будет решение, учитывающее не только его, но и ваши интересы. Мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость защиты ваших интересов. Это уменьшит вероятность ухудшения взаимоотношений, увеличив ваши шансы на отстаивание своих прав.

6. В процессе обсуждения  проблемы важно не перебивать  оппонента, а дать ему выговориться. Такая стратегия общения с оппонентом позволяет минимизировать его негативные эмоции. Это очень важно для конструктивного улучшения взаимоотношений.

7. Желательно заблаговременно  информировать людей о ваших  решениях, затрагивающих их интересы. Человек, как правило, отрицательно реагирует на неожиданные изменения ситуации, затрагивающие его интересы. Такая реакция естественна. Человек оказывается не готов к внезапным изменениям обстановки, вынужден принимать решения экспромтом. Это почти всегда вызывает у него негативные эмоции и отрицательное отношение к виновнику усложнения и без того сложной ситуации. Принимая решения, необходимо всегда оценивать, чьи интересы оно может затронуть. Лучше согласовывать эти решения до того, как они будут приняты.

8. Для сохранения конструктивных  взаимоотношений важно не расширять  сферу противодействия с оппонентом, не увеличивать число обсуждаемых  проблем, не критиковать личностные  качества партнера по общению.  Для этого важно обсуждать  с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов. Если необходимо решить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным.

9. Не загоняйте оппонента  в угол. Если он принял неграмотное  решение, то желательно отказаться  от публичного разоблачения его  некомпетентности . Человек, поставленный  в безвыходную ситуацию, униженный  и оскорбленный, легко идет на острый конфликт ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить свое лицо», он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство собственного достоинства.

10. В процессе общения желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и личности партнера. Категоричная форма высказываемых суждений способствует обострению ситуации общения. Во-первых, категоричность суждений - признак незрелости ума. Во-вторых, крайние оценки часто ошибочны и несправедливы. В-третьих, безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.

Если же сохранить  взаимоотношения на должном уровне не удалось и их осложнение привело к возникновению конфликта, то необходимо конструктивно его разрешить. Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Рассмотрим их подробнее:

а) прекращение конфликтного взаимодействия - первое и очевидное  условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут предприниматься  какие-то меры с одной или с  двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может;

б) поиск общих или  близких по содержанию точек соприкосновения  в общих целях, интересах является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на общих интересах, а не на личности оппонента;

в) при разрешении конфликта  сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное - снизить интенсивность негативных эмоций. Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща. Этому способствует:

во-первых, критический  анализ собственной позиции и  действий. Выявление и признание  собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента;

во-вторых, необходимо постараться  понять интересы другого. Понять -не значит принять или оправдать. Однако это  расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным;

в-третьих, целесообразно  выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или хороших л1одей и социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта;

г) важно уменьшить  негативные эмоции противоположной стороны путем:

- положительной оценки  некоторых действий оппонента;

- готовности идти на  сближение позиций;

- обращения к третьей  стороне, которая авторитетна  для оппонента, критичное отношение  к самому себе;

- уравновешенного собственного поведения и др.;

д) объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих  интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы;

е) когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим  учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное  положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком высокие требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

 

Заключение

Психологические явления  в любой социальной общности, в  том чис-

ле и в воинских коллективах, оказывают существенное влияние на качество

всех видов групповой  военно-профессиональной деятельности. Для того,

чтобы сформировать в  подчиненном коллективе положительный  социально-

психологический климат, офицеру-руководителю необходимо знать сущ-

ность и закономерности формирования и проявления основных психологиче-

ских явлений в социальной общности его подчиненных. Овладев  доступными

методиками оценки социально-психологических  явлений в первичном воин-

ском коллективе, офицер сможет быстро и достаточно глубоко их

диагностировать (изучать), оказывать на них эффективное  управленческое

влияние, повышая качество решения стоящих перед коллективом

боевых и служебных  задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список литературы  

1.http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2011/2011-03-2.html

2. http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2007/2007-03-2.html




Информация о работе Психологические взаимоотношения в воинском коллективе