Психология в военно-профессиональной деятельности офицера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

В качестве введения хочу отметить, что деятельности офицера-командира, военного инженера - многогранна и сложна и на первом месте всегда стоит работа с людьми. Эта работа включает ряд взаимосвязанных направлений: руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. А в связи с этим офицеру необходимо знать психологические аспекты обучения и воспитания, закономерности психической деятельности людей, духовную жизнь человека, то есть ему необходимо знание психологии. В своем реферате я освещу психические состояния личности военнослужащего как один из аспектов психологии личности воина.

Содержание работы

Введение. 3
Общая характеристика психических состояний. 4
Классификация психических состояний. 5
Причины различных психических состояний. 7
Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя. 10
Заключение. 16
Используемая литература 17

Файлы: 1 файл

психологические аспекты1.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

Если по всем вопросам  в организации службы и порядка в части имеется  достаточная ясность и четкость, все отработано и  налажено, каждый знает, что и когда он должен делать в той или иной обстановке, то характерными психическими состояниями будут состояния служебного рвения, высокой работоспособности,  уверенности.

 

Когда же в части  невысокая организация службы, нет  твердого установленного порядка, в  состояниях людей будут проявляться  элементы неуверенности, неопределенности, нервозности.

 

Велико влияние  на психические состояния организации  быта, отдыха и досуга. Ведь в сфере  быта удовлетворяются многие потребности  личного состава, а психические  состояния органически отвязаны с потребностями. Очень удачно эту мысль в свое время выразил К. Маркс. Он писал: «Пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства cвоими потребностями, а стало быть, и самим собой».

 

Приведу конкретный пример. Если офицер выезжает на выполнение боевой задачи или заступает в наряд, а его семья не обеспечена жильем, если он не смог нормально отдохнуть перед заступлением, если в гарнизоне негде провести свободное время - весь груз этих- неурядиц «заступает» с офицером в наряд и, естественно, его психическое состояние оставляет желать лучшего.

 

Следует иметь  в виду, что это совершенно не означает, однако, что для создания положительных психических состояний  воинов необходимо полное удовлетворение всех их материальных и духовных потребностей. Служба тем и отличается от гражданских условий, что здесь появляются объективные трудности и необходимость серьезных ограничений.

 

Психические состояния  воина максимально зависят от служебно-боевой обстановки в коллективе. Четко организованный, хотя и напряженный  до предела, процесс службы, боевой учебы, повышение интереса к избранной специальности, порождают состояния увлеченности, профессиональной гордости и радости за успехи коллектива. Это в свою очередь умножает силы людей, побуждает их к новым успехам.

 

На психические состояния курсантов, воинов существенно влияют порядок в училище или училище или части, расположение, вид военного городка, порядок в казармах и общежитиях, культура и этика воинского быта.

 

Особенно сильно сказываются  на психических состояниях человека морально-психологическая атмосфера коллектива, стиль отношений руководителей с подчиненными, деловая устремленность в общем успехе, тип отношения к службе,  характер общественного мнения, преобладающие межличностные и групповые настроения, традиции и т.д. При этом психические состояния во многом зависят от настроения командира.

 

На психических состояниях воинов прямо отражаются отношения  в коллективе. Люди спокойны, уверенны в себе и в своих силах, высокоработоспособны при сложившихся между ними отношениях взаимной принципиальной требовательности, справедливости и добро желательности.

 

В возникновении психических  состояний велика роль привычек. Большинство  курсантов, военнослужащих встречают  трудности учебы и службы оптимистично, в их среде бытует мнение: «Для того трудности и существуют, чтобы их преодолевать».

 

Однако в каждом коллективе можно встретить людей, которые  нередко по дурной привычке снижают  настроение окружающих. Требуется специальная  работа офицеров по перестройке привычек у подчиненных с целью профилактики пессимистических настроений всего коллектива.

 

На психические состояния  воина оказывают влияют предшествующие им состояния. Связь между данным психическим состоянием и тем, которое  ему предшествовало, может быть двоякой. В одних случаях предшествующее состояние сменяется противоположным. Высокое, например, напряжение, бдительность, мобилизация своих физических и духовных сил, присущие оператору несения дежурства за коммутатором, сменяются расслабленностью, разрядкой, когда дежурство сдано.

 

 

 

В других обстоятельствах  между предшествующим и последующим  психическими состояниями имеется  отношение не противоположности, а  сходства. Более того, предшествующее состояние может усиливать действенность  последующих состояний.

 

Исключительно велика зависимость психического состояния человека от его здоровья. По ухудшению самочувствия человека врачи судят о начале заболевания еще до появления объективных симптомов. Ухудшение психического состояния человека по болезни должно в обязательном порядке учитываться всеми офицерами в повседневной жизни и деятельности.

 

Психические состояния воинов претерпевают существенные изменения  в связи с воздействием на организм резко изменяющихся при выполнении учебно-боевой задачи климатических  условий специфических особенностей воинской службы.

 

Необходимость климатической адаптации приводит к повышению физической нагрузки на личный состав, к затрате значительно  больших сил и энергии для  выполнения одной и той же работы, к внутренним физиологическим изменениям (например, к снижению артериального давления). У отдельных связистов могут возникнуть отрицательные психические состояния из-за длительности выполнения боевой задачи, снижается интерес к окружающему, возникают безразличие, равнодушие, повышенная утомляемость, вялость, сосредоточенное внимание только на своих отрицательных переживаниях.

 

Неподготовленность  воинов к действиям в условиях опасности, экстремальных условиях,  действиях с техникой связи иногда порождают, боязнь электронной техники и т.д.

 

Пребывание  групп людей в ограниченном пространстве (экипаж станции, дежурная смена и  т.д.), когда трудно физически на какое-то время избавиться от «надоевшего  человека», повышает чувствительность людей к форме обращения (шутке, голосу, жесту) товарищей, командиров и может способствовать не только взаимопониманию членов коллектива, но и вызывать нежелательные состояния недовольства (раздражительности), которые, повторяясь, могут перерасти в психологическую несовместимость членов коллектива.

 

Поэтому в частях, где офицеры заранее учитывают эти объективные факторы и принимают меры для борьбы о ними, их вредное воздействие может быть значительно ослаблено и даже сведено к минимуму.

 

Путем усиления психологического и медицинского контроля, психологических тренировок, наиболее правильного чередования работ и отдыха, распределения личного состава по микроколлективам (экипаж) с учетом их психологической совместимости, учета специфики проводимой воспитательной работы, улучшения бытовых условий, качества приготовления пищи и других мероприятии можно поставить достаточно надежную преграду на пути распространения отрицательного влияния этих факторов.

 

Знание причин психических состояний и умение выявлять их помогает офицерам управлять  личным составом, воспитывать воинов, всесторонне подготовить их к успешному выполнению боевой задачи.

Управление психическими состояниями  военнослужащих в специфических  условиях службы и боя.

 

Как я уже  отмечал выше, успешному решению  служебных и боевых задач способствуют определение психические состояния воинов. Важнейшими из них являются: состояние постоянной боевой готовности; состояние готовности к решению конкретных служебных и боевых задач мирного времени; состояние боевой активности.

 

Эти состояния  способствуют незамедлительной перестройке всей психики воина к быстрому его включению в решение служебных и боевых задач без затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

 

При наличии  таких состояний воин с самого начала учений, выполнения боевой задачи действует с полной отдачей сил.

 

Уровни психологической  готовности могут быть различны: от делового, боевого настроя - ситуационной готовности (временного психического состояния, проявляющегося только в данной ситуации и по отношению к конкретному виду боевой и служебной деятельности) до постоянной внутренней готовности (устойчивого личностного состояния, проявляющегося в любое время в любых условиях).

 

По моему  мнению указанные психические состояния  можно сформировать в результате:

  1. Заблаговременной морально-психологической подготовки, в результате которой воспитываются устойчивые широкие мотивы поведения в боевой обстановке. В этот период различии и способами: воспитывается любовь и преданность Родине и ненависть к ее врагам; уверенность в командирах, в себе и товарищах; накапливается опыт эмоционально-волевого поведения в экстремальных условиях; закладывается основа эмоционально-волевой устойчивости человека на войне.
  2. Непосредственной морально-психологической подготовки к выполнению боевой задачи. В процессе решения этой задачи: активизируются воспитанные в мирных условиях мотивы поведения и необходимые в данных условиях психические состояния; преодолеваются отрицательные ситуативные мотивы и психические состояния.

 

Непосредственная  психологическая подготовка занимает важное место в общей подготовке воинов и в решении служебных задач (наряды, дежурства» учения, маневры и т.д.).

 

Морально-психологическая  подготовка воинов и коллективов  создает предпосылки для управления психическими состояниями личного  состава в бою.

Поддержание положительных  психических состояний связано  с преодолением ряда отрицательных  психических состояний воинов и  коллективов на разных этапах их деятельности.                 

 

Существует  определенная закономерность в динамике психических состояний. Известно, что даже самый подготовленный человек и коллектив (обладающий нужными знаниями, опытом, навыками, морально-психологическими мотивами и т.д.) может не быть в состоянии готовности к конкретным служебным и боевым действиям, боевой работе.

 

Обращают на себя внимание, например, поворотные пункты (критические точки), в которых  в связи с переходом от одних  действий к другим с неизбежностью  возникает смена или яркое  проявление типичных психических состояний. В динамике психических состояний  воина-связиста можно выделить три существенных периода: подготовка к выполнению боевой задачи, непосредственное ее выполнение и смена.

 

При подготовке к заступлению на дежурство, скажем, за коммутатором, связист обычно испытывает и может переживать состояние тревожного ожидания. Особенно если это первое заступление.

 

В этом состоянии  происходит заблаговременная настройка  человека на предстоящее дежурство. Ожидание может быть различным по психическому содержанию. Оно проявляется  двояко: или же в виде подъема, энтузиазма, или же наоборот, предбоевой апатии, неуверенности, тревоги за исход дежурства и за личную судьбу.

 

Состояние человека в момент тревожного ожидания характеризуется  повышенной напряженностью (стрессом).

 

Главными источниками  и причинами напряженности по-моему являются:

  • в боевой обстановке опасность создающая угрозу жизни;
  • ответственность за выполнение задачи;
  • краткость и неопределенность поступающей информации;
  • дефицит времени на принятие решений действий;
  • чрезвычайная эмоциональная возбудимость, впечатлительность и низкая эмоциональная устойчивость отдельных воинов;
  • несоответствие уровня развития военно-профессиональных качеств требованиям, предъявляемым боевой обстановкой к личности;
  • психологическая неподготовленность к выполнению конкретного задания;
  • неуверенность, в надежности техники и оружия;
  • социальная изоляция (действия в отрыве от коллектива, замкнутость пространства, нахождение в изолированных помещениях и т.д.).

 

Виды и формы  напряженности различны. Существует hапряженность, которая тонизирует деятельность, обостряет восприятие, мобилизует мышление, повышает активность.

 

Далее я приведу  список мероприятий, с помощью которых, на мой взгляд, можно предотвратить  чрезмерную напряженность:

  1. Ознакомление воина с характером выполнения предстоящей задачи.
  2. Целеустремленная воспитательная работа накануне выполнения задачи. К сожалению, насколько показывает практика, эта работа в большинстве случаев носит формальный характер.
  3. Недопущение излишней строгости в отношениях с подчиненными.
  4. "Оживление" опыта эмоционально-волевого поведения накопленного в прошлом.
  5. Отработка до автоматизма основных компонентов предстоящей деятельности.
  6. Уверенное и спокойное поведение командиров и начальников накануне выполнения поставленной задачи.
  7. Обеспечением обычной занятости личного состава накануне учений или боевых действий.
  8. Поддержание бесперебойной связи и личных контактов с подчиненными.
  9. Пресечение случаев неорганизованности, расхлябанности, распространения слухов, страха и паники. Ведь все это ведет к "празднику труса", а трусов уважать их все же нельзя"

 

Переход от подготовительного  этапа к выполнению боевой задачи, как правило, связан с преодолением состояния ригидности, ( rigidus - лат. - негибкость, оцепенелость), в котором проявляется инертность психики человека, возникающая в результате стереотипности его поведения, тяготения к заученным операциям, формам и способам действий.

Информация о работе Психология в военно-профессиональной деятельности офицера