Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:49, реферат
В качестве введения хочу отметить, что деятельности офицера-командира, военного инженера - многогранна и сложна и на первом месте всегда стоит работа с людьми. Эта работа включает ряд взаимосвязанных направлений: руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. А в связи с этим офицеру необходимо знать психологические аспекты обучения и воспитания, закономерности психической деятельности людей, духовную жизнь человека, то есть ему необходимо знание психологии. В своем реферате я освещу психические состояния личности военнослужащего как один из аспектов психологии личности воина.
Введение. 3
Общая характеристика психических состояний. 4
Классификация психических состояний. 5
Причины различных психических состояний. 7
Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя. 10
Заключение. 16
Используемая литература 17
Если по всем
вопросам в организации службы
и порядка в части имеется
достаточная ясность и
Когда же в части невысокая организация службы, нет твердого установленного порядка, в состояниях людей будут проявляться элементы неуверенности, неопределенности, нервозности.
Велико влияние
на психические состояния
Приведу конкретный пример. Если офицер выезжает на выполнение боевой задачи или заступает в наряд, а его семья не обеспечена жильем, если он не смог нормально отдохнуть перед заступлением, если в гарнизоне негде провести свободное время - весь груз этих- неурядиц «заступает» с офицером в наряд и, естественно, его психическое состояние оставляет желать лучшего.
Следует иметь
в виду, что это совершенно не
означает, однако, что для создания
положительных психических
Психические состояния воина максимально зависят от служебно-боевой обстановки в коллективе. Четко организованный, хотя и напряженный до предела, процесс службы, боевой учебы, повышение интереса к избранной специальности, порождают состояния увлеченности, профессиональной гордости и радости за успехи коллектива. Это в свою очередь умножает силы людей, побуждает их к новым успехам.
На психические состояния курсантов, воинов существенно влияют порядок в училище или училище или части, расположение, вид военного городка, порядок в казармах и общежитиях, культура и этика воинского быта.
Особенно сильно сказываются на психических состояниях человека морально-психологическая атмосфера коллектива, стиль отношений руководителей с подчиненными, деловая устремленность в общем успехе, тип отношения к службе, характер общественного мнения, преобладающие межличностные и групповые настроения, традиции и т.д. При этом психические состояния во многом зависят от настроения командира.
На психических состояниях воинов прямо отражаются отношения в коллективе. Люди спокойны, уверенны в себе и в своих силах, высокоработоспособны при сложившихся между ними отношениях взаимной принципиальной требовательности, справедливости и добро желательности.
В возникновении психических состояний велика роль привычек. Большинство курсантов, военнослужащих встречают трудности учебы и службы оптимистично, в их среде бытует мнение: «Для того трудности и существуют, чтобы их преодолевать».
Однако в каждом коллективе можно встретить людей, которые нередко по дурной привычке снижают настроение окружающих. Требуется специальная работа офицеров по перестройке привычек у подчиненных с целью профилактики пессимистических настроений всего коллектива.
На психические состояния воина оказывают влияют предшествующие им состояния. Связь между данным психическим состоянием и тем, которое ему предшествовало, может быть двоякой. В одних случаях предшествующее состояние сменяется противоположным. Высокое, например, напряжение, бдительность, мобилизация своих физических и духовных сил, присущие оператору несения дежурства за коммутатором, сменяются расслабленностью, разрядкой, когда дежурство сдано.
В других обстоятельствах
между предшествующим и последующим
психическими состояниями имеется
отношение не противоположности, а
сходства. Более того, предшествующее
состояние может усиливать
Исключительно велика зависимость психического состояния человека от его здоровья. По ухудшению самочувствия человека врачи судят о начале заболевания еще до появления объективных симптомов. Ухудшение психического состояния человека по болезни должно в обязательном порядке учитываться всеми офицерами в повседневной жизни и деятельности.
Психические состояния воинов
претерпевают существенные изменения
в связи с воздействием на организм
резко изменяющихся при выполнении
учебно-боевой задачи климатических
условий специфических
Необходимость
климатической адаптации
Неподготовленность воинов к действиям в условиях опасности, экстремальных условиях, действиях с техникой связи иногда порождают, боязнь электронной техники и т.д.
Пребывание групп людей в ограниченном пространстве (экипаж станции, дежурная смена и т.д.), когда трудно физически на какое-то время избавиться от «надоевшего человека», повышает чувствительность людей к форме обращения (шутке, голосу, жесту) товарищей, командиров и может способствовать не только взаимопониманию членов коллектива, но и вызывать нежелательные состояния недовольства (раздражительности), которые, повторяясь, могут перерасти в психологическую несовместимость членов коллектива.
Поэтому в частях, где офицеры заранее учитывают эти объективные факторы и принимают меры для борьбы о ними, их вредное воздействие может быть значительно ослаблено и даже сведено к минимуму.
Путем усиления психологического и медицинского контроля, психологических тренировок, наиболее правильного чередования работ и отдыха, распределения личного состава по микроколлективам (экипаж) с учетом их психологической совместимости, учета специфики проводимой воспитательной работы, улучшения бытовых условий, качества приготовления пищи и других мероприятии можно поставить достаточно надежную преграду на пути распространения отрицательного влияния этих факторов.
Знание причин психических состояний и умение выявлять их помогает офицерам управлять личным составом, воспитывать воинов, всесторонне подготовить их к успешному выполнению боевой задачи.
Как я уже отмечал выше, успешному решению служебных и боевых задач способствуют определение психические состояния воинов. Важнейшими из них являются: состояние постоянной боевой готовности; состояние готовности к решению конкретных служебных и боевых задач мирного времени; состояние боевой активности.
Эти состояния способствуют незамедлительной перестройке всей психики воина к быстрому его включению в решение служебных и боевых задач без затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
При наличии таких состояний воин с самого начала учений, выполнения боевой задачи действует с полной отдачей сил.
Уровни психологической готовности могут быть различны: от делового, боевого настроя - ситуационной готовности (временного психического состояния, проявляющегося только в данной ситуации и по отношению к конкретному виду боевой и служебной деятельности) до постоянной внутренней готовности (устойчивого личностного состояния, проявляющегося в любое время в любых условиях).
По моему
мнению указанные психические
Непосредственная психологическая подготовка занимает важное место в общей подготовке воинов и в решении служебных задач (наряды, дежурства» учения, маневры и т.д.).
Морально-психологическая
подготовка воинов и коллективов
создает предпосылки для
Поддержание положительных психических состояний связано с преодолением ряда отрицательных психических состояний воинов и коллективов на разных этапах их деятельности.
Существует определенная закономерность в динамике психических состояний. Известно, что даже самый подготовленный человек и коллектив (обладающий нужными знаниями, опытом, навыками, морально-психологическими мотивами и т.д.) может не быть в состоянии готовности к конкретным служебным и боевым действиям, боевой работе.
Обращают на себя внимание, например, поворотные пункты (критические точки), в которых в связи с переходом от одних действий к другим с неизбежностью возникает смена или яркое проявление типичных психических состояний. В динамике психических состояний воина-связиста можно выделить три существенных периода: подготовка к выполнению боевой задачи, непосредственное ее выполнение и смена.
При подготовке к заступлению на дежурство, скажем, за коммутатором, связист обычно испытывает и может переживать состояние тревожного ожидания. Особенно если это первое заступление.
В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящее дежурство. Ожидание может быть различным по психическому содержанию. Оно проявляется двояко: или же в виде подъема, энтузиазма, или же наоборот, предбоевой апатии, неуверенности, тревоги за исход дежурства и за личную судьбу.
Состояние человека в момент тревожного ожидания характеризуется повышенной напряженностью (стрессом).
Главными источниками и причинами напряженности по-моему являются:
Виды и формы напряженности различны. Существует hапряженность, которая тонизирует деятельность, обостряет восприятие, мобилизует мышление, повышает активность.
Далее я приведу список мероприятий, с помощью которых, на мой взгляд, можно предотвратить чрезмерную напряженность:
Переход от подготовительного этапа к выполнению боевой задачи, как правило, связан с преодолением состояния ригидности, ( rigidus - лат. - негибкость, оцепенелость), в котором проявляется инертность психики человека, возникающая в результате стереотипности его поведения, тяготения к заученным операциям, формам и способам действий.
Информация о работе Психология в военно-профессиональной деятельности офицера