Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:49, реферат
В качестве введения хочу отметить, что деятельности офицера-командира, военного инженера - многогранна и сложна и на первом месте всегда стоит работа с людьми. Эта работа включает ряд взаимосвязанных направлений: руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. А в связи с этим офицеру необходимо знать психологические аспекты обучения и воспитания, закономерности психической деятельности людей, духовную жизнь человека, то есть ему необходимо знание психологии. В своем реферате я освещу психические состояния личности военнослужащего как один из аспектов психологии личности воина.
Введение. 3
Общая характеристика психических состояний. 4
Классификация психических состояний. 5
Причины различных психических состояний. 7
Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя. 10
Заключение. 16
Используемая литература 17
Ригидность
как замедленная
Главным условием преодоления ригидности является тренировка воинов в сложных условиях, проведение учений и занятий на незнакомой местности и в разных климатических условиях. Однако при этом следует учитывать, что такие тренировки, осуществляемые без постепенного усложнения, могут дать не только положительный, но и отрицательный эффект: однообразная отработка операций начинает тяготить, вызывает утомление, раздражение другие отрицательные эмоции и состояния.
Я считаю, что этого не случится при соблюдении следующих правил:
На этапе выполнения боевой задачи важное значение имеет поддержание состояния боевой активности, высокого гражданского подъема и патриотической приподнятости. Огромную роль здесь также играют состояния собранности, бдительности, решительности, боевого возбуждения, подъема, энтузиазма, спаянности и сплоченности коллектива, готовности к самопожертвованию. Ведь настоящая храбрость человека познается не во всяком бою, а только в таком, где надо осмысленно идти на риск, из которого мало шансов выйти живым.
Следовательно, задача офицера - поддерживать положительные психические состояния, внушать подчиненным уверенность в победе, твердо управлять во войсками, умело стимулировать боевое возбуждение, правильно расставлять актив, информировать подчиненных о развитии событий.
В тяжелой боевой обстановке у психологически неподготовленных воинов может возникнуть страх - аффективное психологическое состояние, которое вызывается чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. Оно может нарушить психическую устойчивость, вызвать отрицательные проявления, ослабить боеспособность.
По степени интенсивности и глубине переживаний страх бывает в виде:
Состояние ужаса проявляется в астенической и стенической формах. В первом случае под влиянием опасности человек цепенеет и оказывается неспособным к движению и действиям; стеническая характеризуется, напротив, резким двигательным возбуждением, суетливостью, стремлением уйти от угрозы для жизни, без способности учитывать особенности ситуации. Это состояние дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение.
Одной из глубоких патологических форм страха является психологический шок - временная утрата всякой способности психической деятельности у людей, не подготовленных в психологическом отношении к современной войне.
У выдающегося Гете есть прекрасные слова: «Богатство потерять - немного потерять, честь потерять - много потерять, мужесtbo потерять - все потерять».
Страх может вызвать панику (групповое состояние) подавляющий аффект, развивающийся внезапно при неожиданном впечатлении угрожающего характера и быстро распространяющийся путем психического влияния на множество лиц.
Паника охватывает, подобно эпидемии, почти внезапно целую массу лиц, заражает их чувством неминуемой опасности.
Выделяют два вида паники:
Возникновению такой паники способствуют:
В возникновении
панических настроений определенную роль
играет и время суток (чаще всего
такое состояние возникает
Панику, как и страх, легче предупредить, чем остановить. Основным условием предупреждения паники является общественно-гуманитарная подготовка, в ходе которой формируются нравственные чувства, идейные мотивы, волевые качества, а также возмещение недостатка боевого опыта путем проведен специальных психологических тренировок (специальные тренировки в аварийных ситуациях). Поскольку паника и страх быстрее возникают там, где люди действуют пассивно, постольку важно побуждать подчиненных в бою к активным действиям.
Основными путями подавления и пресечения страха и паники являются:
Паника не является
неизбежным состоянием, она возникает
только при определенных условиях.
Опытные офицеры-воспитатели
После смены
с дежурства, в зависимости от
его исхода, воины переживают различные
психические состояния: удовлетворенности
успешным выполнением боевой задачи,
высокого подъема морального духа,
самоуверенности и самоуспокоен
Морально и психологически неустойчивые люди при неудачном исходе выполнения боевой задачи могут находиться долгое время в состоянии глубокой фрустрации.
Фрустрация - сложное психическое состояние, объединяющее в себе тревогу, безнадежность и апатию, обреченность и депрессию, возникающие, как правило, в связи с духовными срывами, неудачами в достижении намеченного. В бою такое состояние чревато потерей способности к сопротивлению.
Но в любом
случае, при любом исходе учений,
боя с офицера, командира не снимается
ответственность за поддержание
оптимальных состояний и
В случае неудачного
выполнения боевой задачи для преодоления
отрицательных состояний
При неудачах
пассивность в послебоевой
Таким образом, психические состояния - это сложные, целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности личности на длительном промежутке времени.
Знание динамики протекания и специфики формирования - необходимое условие успеха деятельности офицера по сплочению личного состава, обеспечению качества выполнения боевых задач. И более того - знание военной психологии облегчает труд офицера, помогает регулировать и стоить взаимоотношения с людьми, глубже понимать действенные мотивы поступков людей.
Я отдаю себе отчет в том, что не рассмотрев психические процессы, трудно понять сущность, а главное - происхождение психических процессов. Но это сделано мною сознательно. Дело в том, что психические процессы: ощущения, внимание, мышление, память и т.д. присутствуют у каждого человека, независимо от его положения в обществе, социального статуса или служебной принадлежности. Но меня, как военного человека, в первую очередь интересуют те аспекты психологии, которые имеют непосредственное отношение к военной службе и от которых зависит качество выполнения обязанностей таковой.
Для определения
же психических состояний в
Военная психология. - М.: Воениздат, 1972.
Военная педагогика и психология. - М.: Воениздат, 1986.
Общая психология. - М.: Просвещение, 1981.
Левитов Н. О психических состояниях человека - М.: Просвещение, 1964.
Ковалев А. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965.
Информация о работе Психология в военно-профессиональной деятельности офицера