Психология в военно-профессиональной деятельности офицера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

В качестве введения хочу отметить, что деятельности офицера-командира, военного инженера - многогранна и сложна и на первом месте всегда стоит работа с людьми. Эта работа включает ряд взаимосвязанных направлений: руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. А в связи с этим офицеру необходимо знать психологические аспекты обучения и воспитания, закономерности психической деятельности людей, духовную жизнь человека, то есть ему необходимо знание психологии. В своем реферате я освещу психические состояния личности военнослужащего как один из аспектов психологии личности воина.

Содержание работы

Введение. 3
Общая характеристика психических состояний. 4
Классификация психических состояний. 5
Причины различных психических состояний. 7
Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя. 10
Заключение. 16
Используемая литература 17

Файлы: 1 файл

психологические аспекты1.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

Ригидность  как замедленная переключаемость  психики может оказать на деятельность сковывающее влияние, существенно  снизить гибкость поведения, затруднить адаптацию его к изменяющимся условиям обстановки.

 

Главным условием преодоления ригидности является тренировка воинов в сложных условиях, проведение учений и занятий на незнакомой местности  и в разных климатических условиях. Однако при этом следует учитывать, что такие тренировки, осуществляемые без постепенного усложнения, могут дать не только положительный, но и отрицательный эффект: однообразная отработка операций начинает тяготить, вызывает утомление, раздражение другие отрицательные эмоции и состояния.

 

Я считаю, что  этого не случится при соблюдении следующих правил:

  • вводить сложные ситуации не только в условия деятельности, но и ее компоненты;
  • перед началом тренировок максимально  активизировать положительные мотивы;
  • своевременным поощрением помочь воину подавить в себе отрицательные эмоции, побудить его набраться терпения и с полной отдачей снова и снова шлифовать свои действия.

 

На этапе  выполнения боевой задачи важное значение имеет поддержание состояния  боевой активности, высокого гражданского подъема и патриотической приподнятости. Огромную роль здесь также играют состояния собранности, бдительности, решительности, боевого возбуждения, подъема, энтузиазма, спаянности и сплоченности коллектива, готовности к самопожертвованию. Ведь настоящая храбрость человека познается не во всяком бою, а только в таком, где надо осмысленно идти на риск, из которого мало шансов выйти живым.

 

Следовательно, задача офицера - поддерживать положительные  психические состояния, внушать  подчиненным уверенность в победе, твердо управлять во войсками, умело стимулировать боевое возбуждение, правильно расставлять актив, информировать подчиненных о развитии событий.

 

В тяжелой боевой обстановке у психологически неподготовленных воинов может возникнуть страх - аффективное психологическое состояние, которое вызывается чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. Оно может нарушить психическую устойчивость, вызвать отрицательные проявления, ослабить боеспособность.

 

По степени  интенсивности и глубине переживаний страх бывает в виде:

  • беспокойства;
  • тревоги;
  • волнения;
  • боязни и ужаса.

 

Состояние ужаса  проявляется в астенической и  стенической формах. В первом случае под влиянием опасности человек  цепенеет и оказывается неспособным  к движению и действиям; стеническая характеризуется, напротив, резким двигательным возбуждением, суетливостью, стремлением уйти от угрозы для жизни, без способности учитывать особенности ситуации. Это состояние дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение.

 

 Одной из глубоких патологических форм страха является психологический шок - временная утрата всякой способности психической деятельности у людей, не подготовленных в психологическом отношении к современной войне.

 

У выдающегося  Гете есть прекрасные слова: «Богатство потерять - немного потерять, честь потерять - много потерять, мужесtbo потерять - все потерять».

 

Страх может  вызвать панику (групповое состояние) подавляющий аффект, развивающийся  внезапно при неожиданном впечатлении  угрожающего характера и быстро распространяющийся путем психического влияния на множество лиц.

 

Паника охватывает, подобно эпидемии, почти внезапно целую массу лиц, заражает их чувством неминуемой опасности.

 

Выделяют два  вида паники:

  • паника, развивающаяся при внезапном возникновении угрожающей обстановки в отсутствие периода ожидания опасности (например, при внезапном применении противником ядерного оружия;
  • паника, возникающая в обстановке длительного опасности, нарастания тревоги и групповой напряженности, которые способствуют истощению нервной энергии людей, и они начинают на обычные раздражители реагировать паническими реакциями.

 

Возникновению такой паники способствуют:

  • отрицательные слухи и недостаток информации;
  • незанятость людей;
  • отсутствие ответственности за какой-либо участок работы;
  • разрушения окружающей обстановки;
  • вид обезображенных людей и т.д.

 

В возникновении  панических настроений определенную роль играет и время суток (чаще всего  такое состояние возникает вечером  и ночью, когда ухудшается зрительная связь и человек испытывает утомление).

 

Панику, как  и страх, легче предупредить, чем  остановить. Основным условием предупреждения паники является общественно-гуманитарная подготовка, в ходе которой формируются нравственные чувства, идейные мотивы, волевые качества, а также возмещение недостатка боевого опыта путем проведен специальных психологических тренировок (специальные тренировки в аварийных ситуациях). Поскольку паника и страх быстрее возникают там, где люди действуют пассивно, постольку важно побуждать подчиненных в бою к активным действиям.

 

Основными путями подавления и пресечения страха и  паники являются:

  • твердое и решительное руководство офицеров;
  • умение выявляуь паникеров и изолировать очаги паники;
  • способность восстановить организационную структуру и подчиненность подразделений;
  • четкость команд, распоряжений и жестов.

 

Паника не является неизбежным состоянием, она возникает  только при определенных условиях. Опытные офицеры-воспитатели предвидят  возможность возникновения страха и паники и умеют принимать  предупредительные меры для ликвидации этих настроений.

 

После смены  с дежурства, в зависимости от его исхода, воины переживают различные  психические состояния: удовлетворенности  успешным выполнением боевой задачи, высокого подъема морального духа, самоуверенности и самоуспокоенности, снижения бдительности и боеготовности, усталости, апатии, послебоевой эйфории (чрезмерной радости победы, притупляющей разум и бдительность воина) и т.д.

 

Морально и  психологически неустойчивые люди при  неудачном исходе выполнения боевой задачи могут находиться долгое время в состоянии глубокой фрустрации.

 

Фрустрация - сложное  психическое состояние, объединяющее в себе тревогу, безнадежность и  апатию, обреченность и депрессию, возникающие, как правило, в связи с духовными  срывами, неудачами в достижении намеченного. В бою такое состояние чревато потерей способности к сопротивлению.

 

Но в любом  случае, при любом исходе учений, боя с офицера, командира не снимается  ответственность за поддержание  оптимальных состояний и предупреждение отрицательных состояний.

 

В случае неудачного выполнения боевой задачи для преодоления  отрицательных состояний необходимо вскрыть истинные причины и довести  их до всего личного состава. С  учетом причин срыва провести тщательный разбор событий, по-новому организовать подготовку к выполнению предстоящей задачи.

 

 При неудачах  пассивность в послебоевой деятельности  может усугубить их отрицательный  духовный настрой. Главные средства  предупреждения - его активная деятельность  по подготовке к ведению боевых действий и устранению причин неудач, сопровождаемые активным воспитательным влиянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, психические состояния - это сложные, целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности личности на длительном промежутке времени.

 

Знание динамики протекания и специфики формирования - необходимое условие успеха деятельности офицера по сплочению личного  состава, обеспечению качества выполнения боевых задач. И более того - знание военной психологии облегчает труд офицера, помогает регулировать и стоить взаимоотношения с людьми, глубже понимать действенные мотивы поступков людей.

 

Я отдаю себе отчет в том, что не рассмотрев психические процессы, трудно понять сущность, а главное - происхождение психических процессов. Но это сделано мною сознательно. Дело в том, что психические процессы: ощущения, внимание, мышление, память и т.д. присутствуют у каждого человека, независимо от его положения в обществе, социального статуса или служебной принадлежности. Но меня, как военного человека, в первую очередь интересуют те аспекты психологии, которые имеют непосредственное отношение к военной службе и от которых зависит качество выполнения обязанностей таковой.

 

Для определения  же психических состояний в непосредственной деятельности офицера я мог бы рекомендовать методику «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, но конкретно в реферате приводить тест по этой методике не буду, в конце концов это - не моя  задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

Военная психология. - М.: Воениздат, 1972.

Военная педагогика и психология. - М.: Воениздат, 1986.

Общая психология. - М.: Просвещение, 1981.

Левитов Н. О  психических состояниях человека - М.: Просвещение, 1964.

Ковалев А. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965.




Информация о работе Психология в военно-профессиональной деятельности офицера