Тушение пожаров и ликвидация ЧС в жилых и административных зданиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Общая оперативно-тактическая характеристика зданий. Тушение пожаров в подвалах, на этажах и чердаках зданий. Организация тушения пожаров. Тушение пожаров в детских, лечебных учреждениях и учебных заведениях. Тушение пожаров в счетно-вычислительных центрах и конструкторских бюро.

Файлы: 1 файл

Реферат жилые и адм здания.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)

       

Тушение пожаров в школах и дет­ских учреждениях. Обстановка на пожаре.

 

Здания школ и школ-интер­натов, как правило, строят из него­рючих материалов I и II степеней ог­нестойкости по типовым проектам высотой 3—5 этажей. В настоящее время еще много эксплуатируется зданий школ III степени огнестойкости с пустотными конструкциями из труд­но горючих материалов, а иногда встречаются и одноэтажные здания IV, V степеней огнестойкости. Пла­нировка этажей в зданиях общеобра­зовательных школ и школ-интер­натов коридорная с вестибюлями с односторонним или двусторонним рас­положением классов, специальных кабинетов и лабораторий. В зданиях школ могут располагаться спортив­ные залы, зрительные залы, мастер­ские.

Детские сады, ясли и комбинаты строят одно- или двухэтажными I и II степеней огнестойкости. Они могут размещаться в нескольких зданиях, соединенных закрытыми переходами. Планировку этажей детских учреж­дений осуществляют так, чтобы по­мещения детских групп (игровые ком­наты и спальни) были изолированы друг от друга для каждой группы детей. На первых этажах детских учреждений располагают преимущест­венно комнаты для детей ясельного или младшего возраста, кухни, сти­ральные помещения, изоляторы, кла­довые, кабинеты администрации и др.

Горючая нагрузка в школах и дет­ских учреждениях в основном нахо­дится в пределах 30—50 к'г/м2. В не­которых помещениях (библиотеки, кладовые и т. п.) она может быть значительно больше.

Администрация школ и детских учреждений заранее разрабатывает планы эвакуации детей на случай по­жара, изучает его с обслуживающим персоналом и периодически отрабатывает действия согласно планам. В пожарных частях, в районах вы­езда которых расположены школы и детские учреждения, на них разра­батывают оперативные карточки. В оперативных карточках указывают планировку и конструктивные осо­бенности зданий, места расположе­ния и количество детей в дневное и ночное время, основные и резервные пути эвакуации и другие данные, не­обходимые РТП для организации ту­шения пожаров.

Следуя на пожар, командир пер­вого пожарного подразделения по опе­ративной карточке и вкладышу о на­личии детей в данный момент уточ­няет возможную обстановку, а по прибытии на пожар немедленно устанавливает связь с обслуживаю­щим персоналом и выясняет, какие приняты меры по эвакуации детей и тушению пожаров, а также предус­матривает предотвращение паники.

В разведке пожара РТП опреде­ляет: количество и возраст учащих­ся или детей, кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и уг­розу от огня и дыма; началась ли эвакуация детей и как она прохо­дит; сколько человек из обслуживаю­щего персонала можно использо­вать для эвакуации.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эва­куации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внут­ренних пожарных кранов на их защиту. При этом особое внимание уделяют удалению дыма из поме­щений, коридоров и лестничных кле­ток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, груп­повые и другие помещения, где на­ходятся люди, необходимо плотно за­крывать.

Эвакуацию учащихся и детей осу­ществляют по заранее разработан­ным планам эвакуации. При возник­новении пожаров в школах учащихся эвакуируют по классам под руковод­ством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе, а в детских учреждениях— по группам под руководством воспи­тателей и нянь. Поэтому по прибы­тии на пожар РТП должен немед­ленно оказать помощь педагогам и воспитателям в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и ста­ционарные пожарные лестницы. Ино­гда для вывода детей из задымлен­ных помещений в безопасное место используют не задымленные помеще­ния, расположенные в противополож­ной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и от­резанных дымом помещений учащих­ся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лест­ницам, спасательным рукавам и с по­мощью спасательных веревок. При спасании детей по пожарным лест­ницам необходимо помнить, что де­тей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей рас­пределяют по группам или классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в бли­жайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указы­вают в оперативных карточках и пла­нах эвакуации.

При пожарах в школах и детских учреждениях РТП обязан тщатель­но проверить, не остались ли дети в классах, игровых и спасательных комнатах и других задымленных по­мещениях. При этом следует прове­рять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под кроватями, за зана­весками и различной мебелью.

Одновременно с организацией эвакуации детей и защитой путей эвакуации обеспечивают ввод ство­лов на основных путях распростра­нения огня и в очаг пожара. Для тушения пожара в школах и детских учреждениях применяют воду, вод­ные растворы смачивателей и воздушно-механическую пену средней кратности. Для подачи воды при ту­шении пожаров, как правило, исполь­зуют стволы РС-50 и РСК-50, а при развившихся пожарах в клубах, мас­терских, спортивных и актовых залах подают стволы РС-70. Тушение пожа­ров в химических и физических каби­нетах, лабораториях, музеях школ, подсобных помещениях и кладовых детских учреждений целесообразно осуществлять воздушно-механической пеной средней кратности. Особенно сложная обстановка создается тогда, когда пожары возникают в школах и детских учреждениях в момент проведения новогодних праздников, торжественных собраний учащихся, вечеров художественной самодеятель­ности, спектаклей и других массовых мероприятий. По прибытии на пожар РТП в этих случаях принимает сроч­ные меры по эвакуации детей и введе­нию стволов от автоцистерны и внут­ренних пожарных кранов для защиты путей эвакуации и проникновения в помещения, где остались дети.

Тушение пожаров в новостроящихся зданиях

 

Обстановка на пожаре.

В настоящее время гражданские здания воз­водятся, как правило, из сборных железобетонных и других конструк­ций из негорючих материалов, что снижает, но не исключает возмож­ность возникновения пожаров на строительных объектах. Строитель­ство зданий и сооружений связано , с устройством внутренних и наруж-I ных лесов, опалубки, деревянных шахт и лотков для сброса строитель­ного мусора, трапов и переходов, теп­лых помещений и других устройств из древесины. В первых этажах строящихся зданий устраивают раз­девалки и помещения для нужд рабочих, склады краски, дверных и оконных блоков и других горючих материалов и изделий. В строящихся зданиях могут временно находиться силовые электрокабели, балконы с горючими газами, барабаны с карби­дом кальция.

Дверные и оконные проемы в про­цессе строительства могут быть без полотнищ и остекленных рам, неза­конченные междуэтажные перекры­тия и перегородки могут иметь сквоз­ные проемы между этажами и со­седними помещениями, в капиталь­ных стенах и перекрытиях бывает много отверстий для прокладки ин­женерных коммуникаций, строитель­ство противопожарных преград может быть не закончено.

Для выполнения строительных ра­бот внутри строящихся зданий в зимний период могут устраивать теп­лые помещения, число входов в зда­ние ограничивают, существующие входы оборудуют деревянными там­бурами, а часть оконных проемов зашивают досками и утепляют.

На строительных площадках ус­траивают временные строения для хранения лесоматериалов, цемента, песка, размещения бетонных узлов, деревообрабатывающих мастерских, разрывы между которыми незначи­тельны. Территория строительной площадки может быть изрыта тран­шеями, котлованами, завалена раз­личными конструкциями и мусором. У строящихся зданий располагают башенные краны и другую строи­тельную технику.

Строительные площадки, как пра­вило, недостаточно обеспечены во­дой для целей пожаротушения. К зданиям и сооружениям, располо­женным на строительных площадках, зачастую отсутствуют благоустроен­ные дороги.

Большое количество горючих ма­териалов и изделий в строящихся зда­ниях создает благоприятные условия для образования открытых очагов по­жара, а незащищенные проемы спо­собствуют быстрому распространению огня и дыма в различных направле­ниях. При этом воздействие высокой температуры на металлические кон­струкции и различные закладные де­тали может приводить к обрушению значительной части зданий. Особенно быстро огонь может распространить­ся по лоткам деревянных шахт, тра­пам и настилам лестничных клеток в верхние этажи.

В процессе строительства зданий пожары могут возникать на наруж­ных лесах, шахтах и лотках мусоро­проводов. При этом огонь быстро распространяется снаружи и созда­ется угроза распространения огня через оконные проемы и балконы внутрь здания. При возникновении пожаров внутри зданий создается угроза перехода огня на наружные леса и временные строения и склады. При развившихся пожарах горение может происходить как снаружи, так и внутри строящегося здания.

Пожары в помещениях, где хра­нятся краски, растворители, баллоны с газами и т. п., могут сопровож­даться взрывами, а в помещениях, где находятся отделочные и рулон­ные материалы, сантехнические из­делия из пластмасс, могут сопровож­даться выделением токсичных паров и газов.

Пожары в строящихся зданиях могут создавать угрозу башенным кранам и другим строительным меха­низмам, а также временным соору­жениям на строительной площадке.

 

Тушение пожаров.

Пожарные под­разделения по прибытии на пожар принимают меры по его локализации снаружи и внутри здания, а также обеспечивают защиту от обрушения несущих конструкций, наружных и внутренних лесов, трапов, переходов и опалубок.

 

Разведка пожара.

Ее организуют снаружи и внутри здания. Снаружи здания определяют: состояние наруж­ных лесов и места их горения; воз­можность и места перехода огня внутрь здания; возможность исполь­зования лесов и строительной техни­ки для боевых действий пожарных подразделений; кратчайшие пути и способы прокладки и подъема рукав­ных линий на высоту; угрозу строи­тельным механизмам и временным строениям.

Разведка пожара  внутри здания определяет: возможность распро­странения огня на леса; пути распро­странения огня на лестничные клетки, вышерасположенные этажи и в сосед­ние секции; наличие и состояние про­тивопожарных преград и капиталь­ных стен, а также наличие баллонов
с газами, карбида кальция, отделоч­ных материалов, красок и других материальных ценностей.

Одновременно с проведением раз­ведки подают стволы на тушение, удаляют из зоны горения вещества, которые могут привести к взрыву или быстрому развитию пожара, а также при необходимости строитель­ные механизмы в безопасное место.

Тушение пожаров. По прибытии на пожар пожарные автоцистерны направляют, как правило, к месту пожара, а автонасосы устанавливают на ближайшие водоисточники. Не­редко ближайшие водоисточники на­ходятся на значительном расстоя­нии от строящихся зданий, поэтому магистральные линии прокладывают с помощью рукавных автомобилей по основным подъездам к строительным площадкам. По территории же строи­тельных площадок рукавные линии прокладывают с учетом загроможденности их материалами и конструк­циями, а также наличия траншей и котлованов. Поднимают их на вы­соту с помощью спасательных вере­вок и пожарных лестниц. При по­даче стволов на этажи разветвления устанавливают на лестничных пло­щадках и в вестибюлях горящих или нижерасположенных этажей.

    Для тушения пожаров применяют воду, воду со смачивателями, а также воздушно механическую пену. При горении наружных и внутренних ле­сов, дощатых шахт, лотков, деревян­ных конструкций, опалубки исполь­зуют компактные и распыленные струи воды. При тушении пожаров в складах утеплителей, отделочных материалов, сантехнических изделий из пластмасс применяют водные растворы смачи­вателей. Для тушения красок, лаков, растворителей, а также в закрытых объемах успешно используют воздушно-механическую   пену   низкой   и средней кратности.

Для тушения пожара на наружных _лесах мощные водяные струи подают с земли,   автолестниц   и   коленчатых автоподъемников,   башенных   кранов других строительных механизмов, а также   одновременно   вводят   стволы РС-50, РСК.-50 внутрь здания к дверным  и оконным  проемам  против  го­фрящих лесов.

При пожаре внутри здания стволы в первую   очередь    подают    внутрь здания по лестничным клеткам и через оконные проемы и балконы, а резер­вные стволы вводят для защиты лесов к оконным и дверным проемам тех помещений,  в  которых  происходит  горение.

Если   при   пожаре   в   строящемся (здании   создается   угроза   строитель­ным объектам  (складам, навесам), а также   строительной   технике,   часть стволов выделяют на их защиту и выставляют подвижные посты со сред­ствами тушения для ликвидации отдельных загораний.

В строящихся зданиях при пожа­ре в первую очередь тушат несущие элементы лесов, опалубок, а также защищают стальные балки, каркасы, колонны и другие несущие конструк­ции. Введение стволов осуществляют через проемы в стенах, перекрытиях и перегородках. При этом особое вни­мание уделяют защите лестничных клеток.

Для ограничения распространения огня по лесам при недостатке сил и средств производят их разборку или обрушение. Для этой цели привлекают рабочих и строительные механизмы. Одновременно с тушением пожара осуществляют защиту и эвакуацию материальных ценностей, находящих­ся в помещениях первых этажей. В первую очередь в безопасное место удаляют краски, растворители, балло­ны с газами, запасы карбида кальция и другие вещества и материалы, ус­ложняющие обстановку на пожаре. При пожарах в теплых помеще­ниях одновременно с введением ство­лов на тушение вскрывают крышу, осуществляют выпуск дыма и произ­водят разборку их конструкций.

При тушении пожаров в строя­щихся зданиях боевые участки орга­низуют по периметру снаружи и по лестничным клеткам или по этажам внутри зданий.

В ходе тушения пожаров соблю­дают меры безопасности. Передвиже­ние в задымленных и темных поме­щениях осуществляют только с про­стукиванием конструкций впереди се­бя, не скапливаясь на участках, где есть возможность обрушения кон­струкций, не перегружая отдель­ные конструкции. При вскрытии и раз­борке не допускают нарушения несу­щих конструкций и элементов. Обя­зательно отключают временные элект­росети, кабели и электроаппараты.

Информация о работе Тушение пожаров и ликвидация ЧС в жилых и административных зданиях