Тушение пожаров и ликвидация ЧС в жилых и административных зданиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Общая оперативно-тактическая характеристика зданий. Тушение пожаров в подвалах, на этажах и чердаках зданий. Организация тушения пожаров. Тушение пожаров в детских, лечебных учреждениях и учебных заведениях. Тушение пожаров в счетно-вычислительных центрах и конструкторских бюро.

Файлы: 1 файл

Реферат жилые и адм здания.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)

При угрозе обрушения лесов, пе­рекрытий и других строительных кон­струкций следует своевременно от­вести личный состав в безопасное место. Для этой цели назначают специально человека, ответственного за соблюдение правил техники безо­пасности, и устанавливают специ­альные сигналы.

      Тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях

Обстановка на пожаре. К театраль­но-зрелищным учреждениям относят­ся здания, имеющие зрительский комп­лекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений. Это — театры, дворцы и дома куль­туры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещать библио­теки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружко­вой работы, а в цирках — помеще­ния для расположения различных животных.

Театральные здания делятся на две части: сценическую и зритель­ную, которые отделяются друг от дру­га противопожарной стеной. Демон­страцию представлений осуществляют через портальный проем, площадь которого может достигать 200—300 м2. В театрах сценический комплекс вклю­чает в себя сцену, карманы и скла­ды декорации, артистические убор­ные, мастерские по изготовлению де­корации и бутафории и другие по­мещения.

Сцена состоит из сценической ко­робки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих ма­териалов высотой 25—40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сце­ны и противоположного занавеса, пунктом управления освещением рас­полагается под планшетом сцены и мо­жет иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или за сценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт уп­равления освещением.

Планшет сцены представляет со­бой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения элект­ропотребителей. Площадь планшета может достигать 300—600 м2.

Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусь­ев в виде обрешетки и две-три рабо­чие площадки (галереи). Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. Их выполняют в виде лен­точных балконов из металлических или железобетонных несущих элемен­тов с деревянным настилом. Выхо­дят на галереи и колосники из лест­ничных клеток, расположенных по бо­кам сценической коробки и имеющих самостоятельные выходы наружу и на покрытие сценической коробки. Если такие лестничные клетки от­сутствуют, тогда выходы из колосни­ков и галерей устраивают на на­ружные стационарные пожарные лестницы

Покрытие сцены бесчердачное, вы­полненное иногда из горючих элементов. Для удаления дыма и измене­ния направления движения продуктов сгорания во время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения по­жарного поста театра.

К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории. Они соединяются со сценой проемами высотой до 6—8 м. В некоторых теат­рах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной деко­рации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих мате­риалов.

Сцена и прилегающие к ней поме­щения характеризуются наличием большого количества горючих мате­риалов в виде конструкций планшета сцены, трюма, колосников, горючей декорации и бутафории. Пожарная нагрузка с сильно развитой поверх­ностью в сценическом комплексе до­стигает 200—350 кг/м2.

Зрительный зал от фойе, гардеро­бов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эва­куационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, вы­полняют подвесными трудногорючими или горючими по сложным фермам. В чердачных помещениях располага­ют сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.

Полы в зрительных залах устраи­вают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пус­тоты. Большую опасность представ­ляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из го­рючих материалов с пустотами. По­жарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30—50 кг/м2.

В зрительных залах вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются про­тивопожарными занавесами.

В театрально-зрелищных учреж­дениях устраивают стационарные системы водотушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внут­ренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем водоту­шения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным за­лом, а также портальный проем и проемы в карманы защищают спринклерными и дренчерными установка­ми. В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанав­ливать лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и по­этому каждое из них имеет свои осо­бенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах.

Как показывает статистика, 60— 70 % всех пожаров в театрах воз­никает на сцене. Быстрому развитию пожаров на сцене способствует объем сцены, который достигает до 20 тыс. м3 и более, наличие большого количе­ства горючих материалов и образо­вание мощных конвекционных по­толков.

Если пожар возник на сцене, когда портальный проем перекрыт противо­пожарным занавесом и дымовые люки закрыты или отсутствуют, то огонь в течение 5—10 мин охватывает весь объем сцены. В этих условиях огонь быстро распростра­няется по подвешенным декорациям на колосники и покрытие сцены, может распространиться в чердак зрительного зала, уйти в трюм, а через открытые проемы — в смежные помещения и затем в зрительный зал. Линейная скорость распространения огня на планшете сцены достигает 3, а вверх по декорациям 6 м/мин. В объеме сцены создается значитель­ное давление продуктов сгорания: 40—60 кг/м2 и более. При пожарах на сцене скорость выгорания деревян­ных конструкций и деревянных кон­струкций и декорации составляет в среднем до 80 кг/м2-ч, а температура в зоне горения достигает 1100— 1200 °С. В этих условиях металличе­ские конструкции быстро нагрева­ются и поэтому через 25—30 мин после начала пожара возможно об­рушение покрытия сцены. При закры­том портальном проеме и открытых дымовых люках или обрушении покрытия над сценой; происходит подсос воздуха в объем сцены, который изменяет направле­ние газообмена и способствует интен­сивному горению. В этих условиях снижается опасность распространения огня и дыма в зрительный зал. Если пожар возник на сцене, когда пор­тальный проем открыт и закрыты дымовые люки , то со­здается явная угроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что в этих ус­ловиях зрительный зал заполняется дымом в течение 1—2 мин. При горе­нии декораций и бутафории, изго­товленных из синтетических веществ и материалов, продукты сгорания со­держат большое количество отрав­ляющих веществ. Если в зрительном зале находятся люди, то уже через 3 мин с начала интенсивного горе­ния может создаваться угроза их жизни. Конвекционные потоки про­дуктов сгорания и огонь быстро перемещаются в зрительный зал и со­здают угрозу чердачному перекры­тию и чердаку.

Если пожар возник на сцене при открытых дымовых люках и пор­тальном проеме ,то про­дукты сгорания только частично могут поступать в зрительный зал, а основ­ная их часть уходит через дымовые люки. В этом случае нижняя часть зрительного зала и сцена находятся под разрежением, несколько снижа­ется опасность распространения огня в зрительный зал и смежные поме­щения со сценой, а потоки воздуха могут плотно закрывать двери, веду­щие на сцену.

При возникновении пожаров в трю­мах огонь интенсивно распространя­ется по конструкциям из горючих материалов, может проникать на план­шет сцены, через дверные проемы в оркестровую яму и на пульт управ­ления освещением, а затем в зри­тельный зал. Развитие пожаров в трю­мах несколько аналогично развитию пожаров в подвалах с наличием электрического оборудования.

Если пожар возникает в зритель­ном зале, то огонь быстро распро­страняется по мебели и конструкциям из горючих материалов, создается уг­роза распространения огня на подвес­ное покрытие и в чердак. Линейная ско­рость распространения огня в зритель­ном зале достигает 0,8—1,5 м/мин. Быстрому распространению огня спо­собствуют системы вентиляции, воз­душного отопления и кондициониро­вания воздуха. По мере развития пожара при открытом портальном проеме огонь из зрительного зала бо­лее интенсивно распространяется на сцену, а также может распростра­няться через открытые двери в другие смежные помещения.

     При закрытом портальном проеме огонь интенсивнее распространяется на перекрытия. В условиях пожара возможна деформация металлических конструкций и обрушение подвес­ного перекрытия. Огонь может рас­пространяться в пустотах под полом. Это приводит к интенсивному задым­лению зрительного зала и к быстрому распространению огня по вентиля­ционным каналам.

Развитию пожаров в зрительной части здания цирка способствует
большой объем самого помещения,
большого количества конструкций из
горючих материалов, мебели, амфи­
театров, трибун и ярусов, а также
пустот в конструкциях и развитой
системе вентиляции. При возникно­вении пожаров возможно сильное
задымление, быстрое распростране­ние огня и обрушение конструкций.
Пожары в цирках могут возникать
в подсобных помещениях, где содер­жатся животные. Быстрое задымле­ние и повышение температуры в этих помещениях нередко приводит к ги­бели ценных цирковых животных.
Пожары в кинотеатрах чаще всего
происходят в киноаппаратных. Огонь
может быстро распространяться по
кинопленке, конструкциям из горю­
чих материалов и системе вентиля­ции киноаппаратной. В этих случаях
могут выделяться токсичные про­дукты сгорания и проникать в зрительный зал.

Боевые действия  по тушению пожаров.

Тушение  пожара   в  зрелищных  учреждениях  связано  с  необхо­димостью    проведения    спасательных работ, особенно в период их работы. Статистика показывает, что примерно    10—12 %  пожаров  в театрах проис­ходило во время представлений, ког­да    в   театрах    находились   зрители, причем   ряд   из   них   сопровождался массовой гибелью людей. При пожа­рах в зрелищных предприятиях люди могут погибать от отравляющих дей­ствий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислоро­да, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежур­ные местной пожарной охраны вызы­вают пожарные подразделения, за­крывают декоративный занавес и спускают огнезащитный, при необ­ходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара. Представители ад­министрации прерывают представ­ление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, вклю­чают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслужи­вающий персонал согласно плану эва­куации зрителей. При этом необхо­димо в кратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей в безопасные места.

Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслу­живающего персонала, определяет степень угрозы их жизни и выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и ха­рактер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опас­ность обрушения конструкций и деко­раций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необ­ходимо ли вскрывать дымовые люки.

При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно про­водить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, что­бы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охра­ны. Появление работников пожар­ной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей.

Разведку пожара в районе колос­ников, в трюмах и на чердаке зри­тельного зала осуществляют группа­ми с помощью звеньев или отделе­ний ГДЗС.

Эвакуация зрителей. Руководитель тушения пожара обязан в кратчай­ший срок организовать и провести эвакуацию зрителей, а также при­нять меры к предотвращению пани­ки. Если по прибытии на пожар эва­куация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному их удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Основные силы и средства подраз­делений в этих случаях используют для спасания людей из задымленных помещений и тушения пожара. Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия по­жарных подразделений эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой лик­видации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допус­тить возникновения паники.

Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создалась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и про­ведения спасательных работ. В пер­вую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстрое проникнове­ние продуктов сгорания и резкое повышение температуры.

Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для орга­низации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных под­разделений расставляют по путям эвакуации для организации спокой­ного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направ­ляют для пресечения паники. Для этой цели используют электромегафоны и другие средства звуковой связи, а так: же подают стволы на тушение види­мых зрителям очагов горения. Одно­временно с этим РТП вместе с груп­пами пожарных осматривает задым­ление помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание.

Информация о работе Тушение пожаров и ликвидация ЧС в жилых и административных зданиях