МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Нижневартовский экономико-правовой
институт (филиал)
Кафедра философии и теории
права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политические институты
и процессы в современной России»
ТЕМА: ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА:
ОБОРОННАЯ ДОКТРИНА И СОСТОЯНИЕ ВООРУЖЕННЫХ
СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выполнила:
студентка 3 курса
направления
«Государственное и муниципальное
управление»
очная форма обучения,
группа Г-31
Проверил:
кандидат философских наук, доцент
О.В. Парфёнов
Нижневартовск - 2014
Регистрационный номер (кафедра)
Дата
________________
____________201_
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Источники военной опасности…………………………………………5
1.1. Возможные угрозы безопасности России……………………………...…...5
1.2. Военно-политическая обстановка:…………………………………...…….13
Глава 2. Задачи государства
в области обеспечения военной безопасности..14
2.1. Военная безопасность Российской
Федерации…………………….…......14
2.2. Основное содержание обеспечения
военной безопасности……………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Глоссарий………………………………………………………………………...20
Список источников и использованной
литературы…………………………...21
Введение
Доктрина
(лат. doctrine) – учение, научная или философская
теория, политическая система, руководящий
теоретический или политический принцип.
Военная доктрина
– система официальных взглядов и положений,
устанавливающая направление военного
строительства, подготовки страны и вооруженных
сил к возможной войне, способы ее ведения.
Основные положения военной доктрины
определяются характером общественного
строения, политикой государства, уровнем
развития средств ведения войны и военной
науки.
Доктрина вводится
в действие указом Президента Российской
Федерации, следовательно, согласно Конституции
России, ее положения являются обязательными
на всей территории страны для всех органов
исполнительной власти и управления, предприятий,
учреждений и организаций (независимо
от форм собственности), на которые российским
законодательством возложена, в пределах
их обязанностей и полномочий, ответственность
за решение задач военной безопасности.
Современная военная
доктрина развивает Основные положения
военной доктрины Российской Федерации
1993 г. и конкретизирует применительно
к военной сфере установки концепции национальной
безопасности Российской Федерации. Она
опирается на комплексную оценку состояния военно-политической
обстановки и стратегический прогноз
развития, на научно обоснованное определение
текущих и перспективных задач, объективных
потребностей и реальных возможностей
обеспечения военной безопасности Российской
Федерации, а также на выводы системного
анализа содержания и характера современных
войн и вооруженных конфликтов, отечественного
и зарубежного опыта военного строительства
и военного искусства.
Правовую базу военной доктрины составляют
Конституция РФ, федеральные законы и
другие нормативно-правовые акты Российской
Федерации, а также международные обязательства
России в области обеспечения военной
безопасности.
Реализация военной
доктрины достигается единым централизованным
государственным и военным управлением,
скоординированной деятельностью, в пределах
их компетенции, всех ветвей и органов
государственной власти, общественных
объединений и граждан по осуществлению комплекса политико-дипломатических,
экономических, социальных, информационных,
правовых, военных и других мер, направленных
на обеспечение военной безопасности
Российской Федерации, и ее союзников1.
Военная доктрина
Российской Федерации (далее именуется
- Военная доктрина) представляет собой
совокупность официальных взглядов (установок),
определяющих военно-политические, военно-стратегические
и военно-экономические основы обеспечения
военной безопасности Российской Федерации.
Целью выполнения работы
является изучение военной политики Российской
Федерации.
Задачи:
-Изучить возможные
угрозы безопасности России;
-Изучить и описать,
военно-политическую обстановку;
-Изучить и представить
общее состояние вооруженных сил Российской
Федерации.
Глава 1. Источники военной
опасности
1.1. Возможные угрозы
безопасности России
Основные виды безопасности
государства
Политическая безопасность
Экономическая безопасность
Экологическая безопасность
Научно-техническая безопасность
Информационная безопасность
Главные причины
возможных угроз безопасности России:
Передел транснациональными
корпорациями топливно- энергетических
регионов мира (в пределах России их три – Каспийский, Кавказский и Восточно-Сибирский).
После 2015 года Россия может
стать главной ареной ожесточенной борьбы
за источники сырья и другие природные
богатства.
Недопущение возрождения на
территории России нового Евроазиатского
центра силы и мощного конкурента на мировой
политической и экономической арене.
Россия граничит с 16 государствами.
Протяженность границ 60 932,3 км (сухопутных
– 14 509,3 км; морских - 38 807 км; речных – 7
141 км; озерных – 475 км). Площадь исключительной
экономической зоны составляет 8,6 млн.
км². Граница, унаследованная от СССР,
оформленная в международно-правовом
отношении, составляет 9 850 км (8 сопредельных
государств). В то же время граница, не
оформленная в международно-правовом
отношении – 13 599 км (8 сопредельных государств).
Из 89 субъектов России - 45 (51%) являются
приграничными. Из них 24 субъекта оказались
приграничными впервые.
Качественное и количественное
наращивание мощи вооруженных сил другими
странами в регионах, прилегающих к нашей
Государственной границе.
Интенсивная и противоправная
разведывательная деятельность других
государств.
Территориальные притязания,
неурегулированность вопросов о разграничении
территории, экономических зон и континентального
шельфа
Ущемление экономических интересов
государства и посягательства на его природные
богатства.
Наличие очагов вооруженных
конфликтов, прежде всего вблизи границ
России и ее союзников.
Нравственно-психологическая
экспансия.
Основные Внешние Угрозы:
1) территориальные претензии
к Российской Федерации;
2) вмешательство во внутренние
дела Российской Федерации;
3) попытки игнорировать (ущемлять)
интересы Российской Федерации
в решении проблем международной
безопасности, противодействовать
ее укреплению как одного из
влиятельных центров многополярного
мира;
4) наличие очагов вооруженных
конфликтов, прежде всего вблизи
государственной границы Российской
Федерации и границ ее союзников;
5) создание (наращивание) группировок
войск (сил), ведущее к нарушению
сложившегося баланса сил, вблизи
государственной границы Российской
Федерации и границ ее союзников,
а также на прилегающих к
их территориям морях;
6) расширение военных
блоков и союзов в ущерб
военной безопасности Российской
Федерации;
7) ввод иностранных войск
в нарушение Устава ООН на
территории сопредельных с Российской
Федерацией и дружественных ей
государств;
8) создание, оснащение и
подготовка на территориях других
государств вооруженных формирований
и групп в целях их переброски
для действий на территориях
Российской Федерации и ее
союзников;
9) нападения (вооруженные
провокации) на военные объекты
Российской Федерации, расположенные
на территориях иностранных государств,
а также на объекты и сооружения
на государственной границе Российской
Федерации, границах ее союзников
и в Мировом океане;
11) враждебные, наносящие
ущерб военной безопасности Российской
Федерации и ее союзников, информационные
(информационно-технические, информационно-психологические)
действия;
12) дискриминация, подавление
прав, свобод и законных интересов
граждан Российской Федерации
в иностранных государствах;
13) международный терроризм1.
Угрозы безопасности
российской федерации на севере:
1. Широкомасштабное изучение
США под видом научно-исследовательских
работ Арктического бассейна.
2. Территориальные претензии
на Северо-Западе к России:
Эстонии – на Кингисепский
район Ленинградской области;
Латвии на район Псковской области;
Угрозы Безопасности
Российской Федерации На Западе:
1. Дальнейшее продвижение
блока НАТО на Восток.
2. Выдвигаемые в Литве,
Польше и ФРГ требования уменьшить
группировку российских войск, а
затем полностью демилитаризовать
Калининградскую область.
3. Активное вовлечение
стран Восточной Европы и Балтии
в сферу военного влияния НАТО
через программу «Партнерство во имя мира».
4. Дискриминация русскоязычного
населения в странах Балтии.
5. Территориальные притязания
Литвы на отдельные районы, в
частности на Куршскую косу, местность
в районе озера Выштитис.
Угрозы безопасности Российской Федерации
на Юго-Западе:
Возрастание происламских настроений
в Закавказье и среднеазиатских республиках
СНГ.
Усиление сепаратизма и исламского
экстремизма.
Взаимоотношения между Азербайджаном
и Арменией.
Конфликтная ситуация вокруг
нефтегазодобычи на континентальном шельфе
Каспийского моря (Россия, Азербайджан,
Казахстан, Туркмения, Иран).
Нерегулируемый рост мусульманско-татарского
населения в Крыму.
Ситуация в Чеченской Республике.
Взаимоотношения между Грузией
и Абхазией.
Проамериканская позиция Грузии.
Угрозы
безопасности Российской Федерации на
Юге:
Активность стран НАТО в регионе
Черного моря.
Рост влияния в регионе Турции
и Ирана.
Нестабильность внутриполитической
обстановки в Узбекистане, Таджикистане,
Туркмении.
Внутриполитическая обстановка
в Афганистане.
Стремление Украины в НАТО.
Проблемы взаимоотношений между
Азербайджаном, Туркменией, Узбекистаном,
Киргизией, Казахстаном.
Проамериканская позиция Киргизии,
Таджикистана, Узбекистана.
Угрозы безопасности
Российской Федерации на Востоке:
- Усиление позиции в регионе
Японии и Китая.
- Взаимоотношения Северной Кореи
и Южной Кореи.
- Территориальные претензии
Японии (острова Итуруп, Кунашир, Шикотан,
Хабомаи) и спорные территории (остальные
Курильские острова и Южный Сахалин).
- Экономическая экспансия Китая
против России.
- Территориальные претензии
Китая (остров Уссурийский и др.).
- Незаконное проникновение китайских
переселенцев на территорию России (в
некоторых приграничных районах Приморья китайцев в
1,5 – 2 раза больше, чем русскоязычного населения).
- Быстроразвивающиеся экономика
и рост численности населения Китая более чем миллиардное население Китая (25 % населения мира) растет на 1,1 % в год, тогда как экономика растет еще быстрее
– более чем на 10% в год.
- Суммирование наиболее неблагоприятных
факторов и тенденций развития международной
обстановки позволяет определить наиболее
уязвимое с точки зрения безопасности
направление. Им является стык Европейского
и Центрально-Азиатского стратегического
районов, и в особенности Юго-Западное
направление.
Во-первых, здесь проходит линия
соприкосновения двух геополитических
частей России – европейской и азиатской
части, причем в первой сосредоточен основной
экономический, интеллектуальный, демографический
потенциал и центры, обеспечивающие существование
государства как суверенного субъекта
мировой цивилизации (утрата европейской
части России – это реальная угроза существованию
государства в целом); во-вторых, данный
район характеризуется повышенной конфликтностью
и способностью при определенных условиях
обеспечить дальнейшее расширение зоны
конфликта на север между Уралом и Волгой
за счет сепаратизма отдельных субъектов
Федерации;