в-третьих, происходящие на
Кавказе вооруженные конфликты уже перекинулись
на территорию России, а усиление боевого
потенциала Турции и форсированное решение
ею курдской проблемы при помощи военной
силы свидетельствуют о предпосылках
превращения этой страны в реального военного
противника России на юге;
в-четвертых, фланговые ограничения
России по Парижскому соглашению, а также
полностью деформированная структура
военного строительства, в результате
развала Советского Союза, наиболее остро
проявились на юге России, а непосредственная
близость к Крыму «завязывает» данный
район на ход и результаты разрешения
противоречий между Украиной и Россией,
между Россией и Турцией;
в-пятых, после западного направления
это наиболее короткое расстояние к европейскому
центру России.
Основные внутренние угрозы:
1) попытка насильственного свержения
конституционного строя;
2) противоправная деятельность
экстремистских националистических,
религиозных, сепаратистских и террористических
движений, организаций и структур,
направленная на нарушение единства
и территориальной целостности
Российской Федерации, дестабилизацию
внутриполитической обстановки
в стране;
3) планирование, подготовка и осуществление
действий, направленных на дезорганизацию
функционирования федеральных органов
государственной власти, нападения
на государственные, хозяйственные,
военные объекты, объекты жизнеобеспечения
и информационной инфраструктуры;
4) создание, оснащение, подготовка
и функционирование незаконных
вооруженных формирований;
5) незаконное распространение (оборот)
на территории Российской Федерации
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и других средств, которые могут
быть использованы для осуществления
диверсий, террористических актов,
иных противоправных действий;
6) организованная преступность, терроризм,
контрабандная и иная противозаконная
деятельность в масштабах, угрожающих
военной безопасности Российской
Федерации2.
Внутренние угрозы безопасности
России:
Угрозы в социальной сфере:
- расслоение общества на узкий
круг богатых и преобладающую
массу малообеспеченных граждан;
- увеличение удельного веса
населения, живущего за чертой
бедности;
- рост безработицы;
- усиление социальной напряженности.
Угрозы экономической безопасности:
- нестабильное и уязвимое геоэкономическое
и торгово-политическое положение
страны;
- разрушение прежних экономических
союзов;
- сохранение дискриминационных
ограничений во взаимоотношениях
с западными странами;
- уход с традиционных рынков.
Угрозы истощения природных
ресурсов и ухудшение экологической ситуации:
- преимущественное развитие топливно-энергетических
отраслей промышленности;
- неразвитость законодательной
основы природоохранной деятельности;
- отсутствие или ограниченное
использование природосберегающих
технологий;
- низкая экологическая культура.
Угрозы терроризма и организованной
преступности:
- нарастание масштабного, зачастую
конфликтного изменения форм
собственности;
- обострение борьбы за власть
на основе групповых и этнонационалистических
интересов3.
1.2. Военно-политическая обстановка
Военно-политическая обстановка определяется
следующими основными факторами:
- Снижение опасности развязывания крупномасштабной
войны, в том числе ядерной;
- Формирование и укрепление региональных
центров силы;
- Усиление национального, этнического
и религиозного экстремизма;
- Активизация сепаратизма;
- Распространение локальных войн и вооруженных
конфликтов;
- Усиление региональной гонки вооружений;
- Распространение ядерного и других видов
оружия массового уничтожения, средств
его доставки;
- Обострение информационного противоборства.
- Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую
обстановку оказывают:
- Попытки ослабить (игнорировать) существующие
механизмы обеспечения международной
безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);
- Использование военно-силовых акций в
качестве средства «гуманитарного вмешательства» без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;
- Нарушение отдельными государствами международных
договоров и соглашений в области ограничения
вооружений и разоружения;
- Использование субъектами международных
отношений информационных и других (в
том числе нетрадиционных) средств и технологий
в агрессивных (экспансионистских) целях;
- Деятельность экстремистских националистических,
религиозных, сепаратистских, террористических
движений, организаций и структур
Глава 2. Задачи государства
в области обеспечения военной безопасности
2.1. Военная безопасность
Российской Федерации
Обеспечение
военной безопасности – важнейшее направление
деятельности государства. Российская
Федерация рассматривает обеспечение
своей военной безопасности в контексте
строительства демократического правового
государства, осуществления социально-экономических
реформ, утверждения принципов равноправного
партнерства, взаимной выгоды и добрососедства
в международных отношениях, последовательного
формирования общей и всеобъемлющей системы
международной безопасности, сохранения
и укрепления всеобщего мира1.
Главные цели обеспечения военной безопасности – предотвращение, локализация
и нейтрализация военных угроз Российской
Федерации.
Военная безопасность Российской
Федерации обеспечивается всей совокупностью
имеющихся в ее распоряжении сил, средств
и ресурсов.
В современных условиях Российская
Федерация исходит из необходимости обладать
ядерным потенциалом, способным гарантированно
обеспечить нанесение заданного ущерба
любому агрессору (государству либо коалиции
государств) в любых условиях.
При этом ядерное
оружие, которым оснащены
Вооруженные Силы Российской Федерации,
рассматривается Российской Федерацией как
фактор сдерживания агрессии, обеспечения
военной безопасности Российской Федерации,
и ее союзников, поддержания международной
стабильности и мира.
Российская
Федерация оставляет за собой право на
применение ядерного оружия в ответ на
использование против нее и (или) ее союзников
ядерного и других видов оружия массового
уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную
агрессию с применением обычного оружия
в критических для национальной безопасности
Российской Федерации ситуациях.
Российская
Федерация не применит ядерного оружия против
государств - участников Договора о нераспространении
ядерного оружия, не обладающих ядерным
оружием, кроме как в случае нападения
на Российскую Федерацию, Вооруженные
Силы Российской Федерации или другие
войска, ее союзников или на государство,
с которым она имеет обязательства в отношении
безопасности, осуществляемого или поддерживаемого
таким государством, не обладающим ядерным
оружием, совместно или при наличии союзнических
обязательств с государством, обладающим
ядерным оружием.
Принципы обеспечения военной безопасности:
1) сочетание твердого
централизованного руководства
военной организацией государства
с гражданским контролем ее
деятельности;
2) эффективность прогнозирования,
своевременность вскрытия и классификации
военных угроз, адекватность реагирования
на них;
3) достаточность сил, средств
и ресурсов, необходимых для обеспечения
военной безопасности, их рациональное
использование;
4) соответствие уровня
готовности, подготовки и обеспечения
военной организации государства
потребностям военной безопасности;
5) ненанесение ущерба
международной безопасности и
национальной безопасности других
стран.
Российская Федерация:
исходит из непреходящего значения
основополагающих принципов и норм международного
права, которые органично взаимосвязаны
и дополняют друг друга;
сохраняет статус ядерной державы
для сдерживания (предотвращения) агрессии
против нее и (или) ее союзников;
проводит совместную с Республикой
Белоруссия оборонную политику, координирует
с ней деятельность в области военного
строительства, развития вооруженных сил государств – участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;
придает приоритетное значение
укреплению системы коллективной безопасности
в рамках Содружества Независимых Государств
на основе развития и укрепления Договора
о коллективной безопасности;
рассматривает в качестве партнеров
все государства, чья политика не наносит
ущерба ее национальным интересам и безопасности
и не противоречит Уставу ООН;
отдает предпочтение политическим,
дипломатическим и иным невоенным средствам
предотвращения, локализации и нейтрализации
военных угроз на региональном и глобальном
уровнях;
строго соблюдает международные
договоры Российской Федерации в области
ограничения, сокращения и ликвидации
вооружений, содействует их реализации,
обеспечению определяемого ими режима;
пунктуально выполняет международные
договоры Российской Федерации по стратегическим
наступательным вооружениям и противоракетной
обороне, готова к дальнейшему сокращению
своего ядерного оружия на двусторонней
основе с США, а также на многосторонней
основе с другими ядерными2.
2.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение военной
безопасности, основное содержание обеспечения
военной безопасности
В мирное время:
формирование и реализация
единой государственной политики в области
обеспечения военной безопасности;
поддержание внутриполитической
стабильности, защита конституционного
строя, целостности и неприкосновенности
территории РФ;
развитие и укрепление дружественных
(союзнических) отношений с соседними
и другими государствами;
создание и совершенствование
системы обороны РФ и ее союзников;
подготовка системы мероприятий
по переводу ВС РФ и других войск на условия
военного времени (в том числе по их мобилизационному
развертыванию);
защита объектов и сооружений
РФ в Мировом океане, космическом пространстве,
на территориях иностранных государств,
защита судоходства, промысловой и других
видов деятельности в прилегающей морской
зоне и удаленных районах Мирового океана;
охрана и защита государственной
границы РФ в пределах приграничной территории,
воздушного пространства и подводной
среды, а также исключительной экономической
зоны и континентального шельфа РФ и их
природных ресурсов;
подготовка к территориальной
и гражданской обороне;
развитие необходимой военной
инфраструктуры;
обеспечение безопасности и
защита граждан РФ от военных угроз;
формирование сознательного
отношения населения к обеспечению военной
безопасности страны;
осуществление контроля за
взаимным выполнением договоров в области
ограничения, сокращения и ликвидации
вооружений и укрепления мер доверия;
обеспечение готовности к участию
(участие) в миротворческой деятельности1.
В угрожаемый период
и с началом войны (вооруженного конфликта):
своевременное объявление состояния
войны, введение военного или чрезвычайного
положения в стране либо в отдельных ее
местностях, проведение полного или частичного
стратегического развертывания Вооруженных
Сил Российской Федерации и других войск
либо их части, приведение их в готовность
к выполнению задач;
координация в соответствии
с федеральным законодательством деятельности
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных
организаций и граждан в интересах отражения
агрессии;
организация и скоординированное
ведение вооруженной, политической, дипломатической,
информационной, экономической и других
видов борьбы;