Таким образом, выполнение
обязанности по защите Отечества
имеет широкое правовое закрепление
в Конституции Российской Федерации,
федеральных законах, и носит
обязательных характер для граждан
Российской Федерации.
Глава 2. Особенности реализации
конституционной обязанности граждан
РФ по защите Отечества.
2.1. Статус гражданина-военнослужащего.
Согласно Федеральному закону "О
статусе военнослужащих" статус
военнослужащих есть совокупность прав,
свобод, гарантированных государством,
а также обязанностей и ответственности
военнослужащих, установленных законодательством
Российской Федерации.1
Военнослужащие обладают правами
и свободами человека и гражданина
с некоторыми ограничениями, установленными
законодательством. Предусмотрены
воинские звания. На них возлагаются
обязанности по вооруженной защите Российской
Федерации и подготовке к ней, которые
связаны с необходимостью беспрекословного
выполнения поставленных задач в любых
условиях, в том числе с риском для жизни.
В связи с особым характером этих обязанностей
военнослужащим предоставляются льготы,
гарантии и компенсации.
Особенности статуса военнослужащего,
проходящего военную службу в
военное время, в период мобилизации,
во время исполнения обязанностей
военной службы в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах, регулируются Федеральным
законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об
обороне" (принят ГД ФС РФ 24.04.1996).1
Гражданин приобретает статус
военнослужащего с началом военной
службы и утрачивает его с
ее окончанием.
Правовая защита военнослужащих
и членов их семей является
функцией государства и предусматривает
закрепление в законах и иных
нормативных правовых актах прав,
льгот, гарантий и компенсаций
указанных лиц и иных мер
их социальной защиты, а также
правовой механизм их реализации.
Социальная защита военнослужащих
и членов их семей является
функцией государства и предусматривает:
- реализацию их прав, льгот,
гарантий и компенсаций органами
государственной власти, органами
военного управления и органами
местного самоуправления;
- совершенствование механизмов
и институтов социальной защиты
указанных лиц;
- охрану их жизни
и здоровья, а также иные меры,
направленные на создание условий
жизни и деятельности, соответствующих
характеру военной службы и ее роли
в обществе.
Реализация мер правовой
и социальной защиты военнослужащих,
граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей возлагается
на органы государственной власти,
органы местного самоуправления,
федеральные суды общей юрисдикции,
правоохранительные органы в пределах
их полномочий, а также является обязанностью
командиров (начальников).
Федеральный закон
"О статусе военнослужащих"
особо подчеркивает, что никто
не вправе ограничивать военнослужащих
и членов их семей в правах
и свободах, гарантированных Конституцией
РФ и законодательством о статусе военнослужащих.
Должностные лица органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и организаций, а также командиры, виновные
в неисполнении обязанностей по реализации
прав военнослужащих и членов их семей,
несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие находятся
под защитой государства. Никто
не вправе вмешиваться в их
служебную деятельность, за исключением
лиц, уполномоченных на то законодательством
и общевоинскими уставами.
Оскорбление военнослужащих,
насилие по отношению к ним
и угроза его применения, посягательство
на их жизнь, здоровье, честь,
достоинство, жилище, имущество,
а равно другие действия (бездействие),
нарушающие и ущемляющие их права в связи
с исполнением ими обязанностей военной
службы, влекут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащим гарантируется
свобода вероисповедания. Они
вправе участвовать в богослужениях
и религиозных церемониях как частные
лица и только в свободное от военной службы
время. Военнослужащие не вправе отказываться
от исполнения обязанностей военной службы
по религиозным мотивам и использовать
свои служебные полномочия для религиозной
пропаганды. Религиозная символика, литература
и предметы культа используются ими только
по их личному желанию.
Все военнослужащие,
в том числе проходящие военную
службу по призыву, имеют право
на защиту своих прав и законных
интересов путем обращения в
суд в порядке, установленном законодательством.
При этом проходящие военную службу по
призыву освобождаются от уплаты государственной
пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам,
связанным с прохождением военной службы.
Юридические консультации
и коллегии адвокатов бесплатно
оказывают юридическую помощь военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву,
по вопросам прохождения военной службы,
а также по иным основаниям, установленным
федеральными законами.
Существо воинского
долга составляют защита государственного
суверенитета и территориальной целостности
Российской Федерации, обеспечение безопасности
государства, отражение вооруженного
нападения, а также выполнение задач в
соответствии с международными обязательствами
Российской Федерации.
Воинский долг обязывает
военнослужащих:
• быть верными военной
присяге, беззаветно служить своему
народу, мужественно и умело защищать
свое Отечество;
• строго соблюдать Конституцию
РФ и законы, требования общевоинских
уставов, беспрекословно выполнять
приказы командиров;
• дорожить честью и боевой
славой защитников своего народа,
честью воинского звания и
войсковым товариществом;
• совершенствовать воинское
мастерство, содержать в постоянной
готовности к применению вооружение
и военную технику, беречь
военное имущество;
• быть дисциплинированными,
бдительными, хранить государственную
и военную тайну;
• соблюдать общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
Российской Федерации.
Должностные обязанности военнослужащих
и порядок их исполнения определяются
федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
и общевоинскими уставами.
Командиры являются единоначальниками
и отвечают в мирное и военное
время за постоянную боевую
и мобилизационную готовность,
успешное выполнение боевых задач, боевую
подготовку, воспитание, воинскую дисциплину,
правопорядок, морально-психологическое
состояние подчиненного личного состава
и безопасность военной службы, состояние
и сохранность вооружения, военной техники
и военного имущества, материальное, техническое,
финансовое, бытовое обеспечение и медицинское
обслуживание.
Военнослужащие, находящиеся на
боевом дежурстве (боевой службе),
в суточном и гарнизонном нарядах,
привлеченные для ликвидации
последствий стихийных бедствий, а
также при других чрезвычайных обстоятельствах
исполняют специальные обязанности. Специальные
обязанности и порядок их исполнения устанавливаются
федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
и общевоинскими уставами. Для их исполнения
военнослужащие могут наделяться дополнительными
правами (на применение оружия, силы, предъявление
требований, обязательных для исполнения,
подчинение строго определенным лицам
и т. д.), которые определяются федеральными
законами, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и общевоинскими
уставами.
Военнослужащие в зависимости
от характера и тяжести совершенного
правонарушения несут дисциплинарную,
административную, материальную, гражданско-правовую
и уголовную ответственность
За проступки, связанные с
нарушением воинской дисциплины
или общественного порядка, военнослужащие
несут дисциплинарную ответственность
по основаниям и в порядке,
которые определены общевоинскими
уставами.
Командиры не несут дисциплинарной
ответственности за правонарушения, совершенные
их подчиненными, за исключением тех случаев,
когда командиры скрыли преступления
или в пределах своей компетенции не принимали
необходимых мер по предупреждению и предотвращению
указанных правонарушений, привлечению
к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения
(нарушение правил дорожного движения,
правил охоты, рыболовства и
охраны рыбных запасов, таможенных
правил) военнослужащие несут административную
ответственность на общих основаниях,
но к ним не могут быть применены административные
взыскания в виде штрафа, лишения права
на управление транспортными средствами,
исправительных работ и административного
ареста. За остальные административные
правонарушения военнослужащие несут,
дисциплинарную ответственность в порядке,
определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный
военнослужащими государству при
исполнении ими обязанностей
военной службы, т.е. привлекаются
к материальной ответственности
в соответствии с Федеральным законом
от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О материальной
ответственности военнослужащих" (принят
ГД ФС РФ 22.06.1999).1
За невыполнение или ненадлежащее
выполнение предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
обязательств, за убытки и моральный вред,
причиненные военнослужащими, не находящимися
при исполнении обязанностей военной
службы, государству, физическим и юридическим
лицам и в других случаях, предусмотренных
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
военнослужащие несут гражданско-правовую
ответственность.
За совершенные преступления
военнослужащие несут уголовную
и другие виды ответственности
в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
2.2 Особый статус военнослужащего
ФСБ.
Граждане Российской Федерации, принимаемые
на военную службу, федеральную государственную
гражданскую службу и работу в
органы федеральной службы безопасности,
проходят процедуру оформления допуска
к сведениям, составляющим государственную
тайну, и проверку, которая связана с обеспечением
собственной безопасности органов федеральной
службы безопасности и порядок осуществления
которой определяется руководителем федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности, если иное не
предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
Физические лица допускаются
к сведениям об органах федеральной
службы безопасности, составляющим
государственную и иную охраняемую
законом тайну, в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации
о государственной и иной охраняемой законом
тайне, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.1
Физическим лицам может
быть отказано в доступе к сведениям об
органах федеральной службы безопасности,
составляющим государственную и иную
охраняемую законом тайну, по основаниям,
предусмотренным законодательством Российской
Федерации о государственной и иной охраняемой
законом тайне, либо по соображениям собственной
безопасности органов федеральной службы
безопасности.
Физические лица допускаются
к участию в контрразведывательной
деятельности, борьбе с терроризмом
и преступностью, разведывательной
деятельности, пограничной деятельности
и деятельности по обеспечению информационной
безопасности, осуществляемой органами
федеральной службы безопасности, и (или)
к материалам, полученным в результате
осуществления такой деятельности, в порядке,
определяемом руководителем федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности.
Документы и материалы, содержащие
сведения о военнослужащих, федеральных
государственных гражданских служащих,
работниках органов федеральной
службы безопасности, лицах, оказывающих
или оказывавших им содействие
на конфиденциальной основе, а также об
организации, о тактике, методах и средствах
осуществления органами федеральной службы
безопасности оперативно-служебной деятельности,
подлежат хранению в органах федеральной
службы безопасности.
Органы федеральной службы
безопасности комплектуются (в
том числе на конкурсной основе)
военнослужащими, федеральными государственными
гражданскими служащими и работниками
(далее также - военнослужащие
и гражданский персонал). Военнослужащие
органов федеральной службы безопасности,
проходящие службу по контракту, а также
федеральные государственные гражданские
служащие органов федеральной службы
безопасности и работники органов федеральной
службы безопасности, назначенные на должности
военнослужащих, являются сотрудниками
органов федеральной службы безопасности.