Сотрудником органов федеральной
службы безопасности может быть
гражданин Российской Федерации,
не имеющий гражданства (подданства)
иностранного государства, способный
по своим личным и профессиональным
качествам, возрасту, образованию и состоянию
здоровья исполнять возложенные на него
обязанности. Квалификационные требования
к профессиональным знаниям и навыкам,
необходимым для исполнения должностных
обязанностей сотрудника органов федеральной
службы безопасности, устанавливаются
руководителем федерального органа исполнительной
власти в области обеспечения безопасности.
Граждане Российской Федерации,
поступающие на военную службу
по контракту, на федеральную
государственную гражданскую службу
или на работу в органы федеральной службы
безопасности, проходят проверку в целях
определения их пригодности к службе или
работе в органах федеральной службы безопасности,
в том числе посредством проведения психофизиологического
исследования в порядке, установленном
руководителем федерального органа исполнительной
власти в области обеспечения безопасности.
С гражданами Российской
Федерации, являющимися высококвалифицированными
специалистами, достигшими возраста
40 лет, может быть заключен
первый контракт о прохождении
военной службы, с достигшими предельного
возраста пребывания на военной службе,
- новый контракт о прохождении военной
службы в порядке, определяемом руководителем
федерального органа исполнительной власти
в области обеспечения безопасности.
Военнослужащие органов федеральной
службы безопасности проходят
военную службу в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о прохождении военной
службы с учетом установленных
настоящим Федеральным законом
особенностей, обусловленных спецификой
исполняемых ими обязанностей. При осуществлении
оперативно-служебной деятельности сотрудники
органов федеральной службы безопасности
подчиняются только непосредственному
и прямому начальнику. При получении приказа
или распоряжения, противоречащих федеральному
закону, сотрудник органов федеральной
службы безопасности должен руководствоваться
федеральным законом.
Сотрудникам органов федеральной
службы безопасности запрещается
совмещать военную службу в
органах федеральной службы безопасности
(федеральную государственную гражданскую
службу или работу в органах федеральной
службы безопасности) с иной оплачиваемой
деятельностью, кроме научной, преподавательской
и иной творческой деятельности, за исключением
случаев, когда это предусмотрено законодательством
Российской Федерации и (или) необходимо
для решения задач оперативно-служебной
деятельности.
Сотрудники органов федеральной
службы безопасности при исполнении
служебных обязанностей являются
представителями федеральных органов
государственной власти и находятся
под защитой государства. Никто, кроме
государственных органов и должностных
лиц, уполномоченных на то федеральными
законами, не вправе вмешиваться в их служебную
деятельность.
Воспрепятствование исполнению
сотрудником органов федеральной
службы безопасности служебных
обязанностей, оскорбление, сопротивление,
насилие или угроза применения насилия
по отношению к нему в связи с исполнением
указанным сотрудником служебных обязанностей
влекут за собой ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
Защита жизни и здоровья,
чести и достоинства, а также
имущества сотрудника органов
федеральной службы безопасности
и членов его семьи от преступных
посягательств в связи с исполнением
им служебных обязанностей осуществляется
в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
При исполнении сотрудником
органов федеральной службы безопасности
служебных обязанностей не допускаются
его привод, задержание, личный досмотр
и досмотр его вещей, а также
досмотр личного и используемого
им транспорта без официального представителя
органов федеральной службы безопасности
или решения суда.
Сведения о сотрудниках органов
федеральной службы безопасности,
выполнявших (выполняющих) специальные
задания в специальных службах
и организациях иностранных государств,
в преступных группах, составляют государственную
тайну и могут быть преданы гласности
только с письменного согласия указанных
сотрудников и в случаях, предусмотренных
федеральными законами.
Военнослужащим органов федеральной
службы безопасности из числа высококвалифицированных
специалистов в выслугу лет для назначения
пенсии и исчисления процентной надбавки
за выслугу лет может засчитываться стаж
их трудовой деятельности до зачисления
на военную службу в порядке, определяемом
руководителем федерального органа исполнительной
власти в области обеспечения безопасности.
Время выполнения сотрудниками
органов федеральной службы безопасности
специальных заданий в специальных
службах и организациях иностранных
государств, в преступных группах
подлежит зачету в выслугу лет в льготном
исчислении для назначения пенсии, присвоения
воинского звания и исчисления процентной
надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие органов федеральной
службы безопасности при исполнении служебных
обязанностей в сельской местности пользуются
правом проезда на попутном транспорте
(за исключением личного) при предъявлении
служебного удостоверения.
Военнослужащие органов федеральной
службы безопасности, обеспечивающие
безопасность объектов транспорта, имеют
право проезда в поездах, на речных, морских
и воздушных судах в пределах обслуживаемых
объектов без приобретения проездных
документов исключительно при выполнении
служебных обязанностей, связанных с обеспечением
безопасности указанных объектов.
Сотрудникам органов федеральной
службы безопасности, использующим
в служебных целях личный транспорт,
выплачивается денежная компенсация
в порядке и размере, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации.
Таким образом, военнослужащие
обладают специальным правовым
статусом и наделены определенными
правами и обязанностями. Сотрудники
Федеральной службы Безопасности
наделены ещё более широкими
правами и обязанностями, что
подчеркивает важность выполняемых
ими задач.
Заключение.
В данной работе поставленные
цели и задачи были достигнуты.
Была рассмотрена правовая сущность
обязанности граждан Российской
Федерации по защите Отечества,
формы реализации этой обязанности,
наиболее подробно рассмотрено
прохождение военной службы по призыву,
а так же правовой статус военнослужащего
и сотрудника ФСБ.
Правовой основой воинской
обязанности и военной службы
являются Конституция Российской
Федерации, федеральные законы
и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации в
области обороны, воинской обязанности,
военной службы и статуса военнослужащих,
международные договоры Российской Федерации.
Граждане вправе исполнять
конституционный долг по защите
Отечества путем добровольного
поступления на военную службу
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. Граждане проходят
военную службу по призыву, а также в добровольном
порядке (по контракту).
Воинская обязанность граждан
Российской Федерации, предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной
службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы
по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы
и прохождение военных сборов
в период пребывания в запасе.
Граждане, проходящие военную
службу, являются военнослужащими и имеют
статус, устанавливаемый федеральным
законом. Граждане имеют право на замену
военной службы альтернативной гражданской
службой в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральным законом.
В период мобилизации, в
период военного положения и в военное
время воинская обязанность граждан определяется
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Исполнение гражданами воинской
обязанности обеспечивают в пределах
своей компетенции органы государственной
власти, иные государственные органы
и учреждения, органы местного
самоуправления, организации независимо
от организационно - правовых форм
и форм собственности и их должностные
лица.
Сведения о военнослужащих
вносятся в их личные дела
и документы воинского учета,
ведение и хранение которых
осуществляются в порядке, установленном
законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской
Федерации.
Граждане Российской Федерации,
принимаемые на военную службу,
федеральную государственную гражданскую
службу и работу в органы
федеральной службы безопасности,
проходят процедуру оформления
допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну, и проверку,
которая связана с обеспечением собственной
безопасности органов федеральной службы
безопасности и порядок осуществления
которой определяется руководителем федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности, если иное не
предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
Список литературы.
Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета",
N 237, 25.12.1993
Федеральный закон от 03.04.1995
N 40-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О Федеральной
службе безопасности" (принят
ГД ФС РФ 22.02.1995) // "Российская
газета", N 72, 12.04.1995.
Федеральный Закон от 28.03.1998 N 53
-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О воинской обязанности
и военной службе" " (принят ГД ФС
РФ 06.03.1998 // "Российская газета", N
63-64, 02.04.1998.
Федеральный закон от 27.05.1998
N 76-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "О статусе
военнослужащих" (принят ГД ФС РФ
06.03.1998) // "Российская газета", N 104,
02.06.1998.
Федеральный закон от 31.05.1996
N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об обороне"
(принят ГД ФС РФ 24.04.1996) // "Российская
газета", N 47, 05.08.1996
Федеральный закон от 12.07.1999
N 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О материальной
ответственности военнослужащих" (принят
ГД ФС РФ 22.06.1999). // "Российская газета",
N 47, 29.06.1999
Военное право. Учебник. Л.Л
Попов, Ю.И.Мигачев., М.: Юристъ, 2008г.
– 576 с.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А.
Административное право России Учебник.
М., 2005: – 398 с.
Бахрах Д.Н. Административное
право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В.
Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма,
2008. – 466 с.