Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:45, реферат
Автомобиль - излюбленное место закладки ВУ преступником в том случае, если только он не досматривается, т.к. машина представляет возможность использовать ВУ практически с любым способом взрывания, малой мощности и размера и привести к эффективному конечному результату. Это обусловлено техническими и конструктивными особенностями автомобиля. Об этом никогда не нужно забывать, и досмотр автотранспорта проводить в обязательном порядке. Следующей особенностью является то, что современный автомобиль - это сложный технический комплекс из металла, электроники, органических и синтетических мате
Спецтактика
Досмотр автомобиля
Автомобиль - излюбленное место закладки ВУ преступником в том случае, если только он не досматривается, т.к. машина представляет возможность использовать ВУ практически с любым способом взрывания, малой мощности и размера и привести к эффективному конечному результату. Это обусловлено техническими и конструктивными особенностями автомобиля. Об этом никогда не нужно забывать, и досмотр автотранспорта проводить в обязательном порядке. Следующей особенностью является то, что современный автомобиль - это сложный технический комплекс из металла, электроники, органических и синтетических материалов, поэтому применение многочисленных технических средств, используемых при досмотре, затруднено.
Основной метод поиска - физическим путем, полагаясь на свои органы чувств. В досмотре автомобиля обязательно принимает участие водитель, т.к. он знает все конструктивные особенности машины, все следы или изменения в конструкции, которые оставлены им самим. Поэтому водитель автомобиля обязательно должен владеть навыками поиска и распознавания ВУ. То же самое относится и к досмотру любого транспортного средства (самолет, судно, поезд и т.д.). В осмотре всегда должны принимать участие технические специалисты, знающие уязвимые конструктивные особенности транспортного средства. Для осмотра должен комплектоваться специальный досмотровый набор, учитывающий все конструктивные особенности конкретного вида транспорта. Для автомобиля, помимо специальной поисковой аппаратуры для обнаружения ВВ и ВУ, применяются:
- щупы;
- мощные фонари;
- веревка с крюком (кошкой);
- наборы досмотровых зеркал;
- эндоскоп;
- набор инструментов (отвертки, плоскогубцы, ключи и т.д.).
Осмотр автомобиля условно можно разделить на 2 части:
1. Снаружи |
2. Внутри | |
Очередность |
- вокруг - корпус - под (днище и под днищем) |
- салон - двигатель и моторный отсек - багажное отделение |
В соответствии с приведенной очередностью, автомобиль и место его расположения досматриваются снаружи и лишь затем идет внутренний досмотр.
Одновременно с досмотром автомобиля по выявлению возможной закладки ВУ, проводится профилактический осмотр по возможному выводу из строя преступником конструктивных систем и элементов автомобиля (тормозная система, рулевое управление, крепление колес и т.д.) с целью инсценировки ДТП, а также на наличие отравляющих веществ (закладываются, как правило, в систему вентиляции салона), проводится радиационный контроль.
ВУ в автомобиле может приводиться в действие различными способами взрывания, используя разные принципы действия замыкателей. Этому способствуют следующие конструктивные особенности автомобиля: электрический способ взрывания может применяться как с автономным источником питания, так и от сети автомобиля, т.е., начиная от АКБ и заканчивая любым потребителем электроэнергии, могут устанавливаться компактные ВУ. Используя отдельные потребители электроэнергии, такие, как кнопка омывателя стекол, включение радиоприемника, указателя поворота и т.д., достигается желаемое замедление расчетного времени взрыва.
Следующий принцип, используемый
в автомобиле для установки ВУ,
это ситуация, связанная с нагревом
- повышение температуры
Механический способ замыкания цепи, реагирующий на любое движение - колес, карданов, рулевого управления, рычагов управления, педалей, подголовников, сидений и спинок кресел и т.д. - это принципы физического воздействия при замыкании цепи (давление, натяжение и принципы, обратные от них). ВУ могут устанавливаться и автономно, совершенно независимо от систем машины, с замедлением по времени на таймер или радиоуправляемое командным сигналом извне.
Здесь для автомобиля есть
свои особенности. Зафиксированы случаи,
когда преступники, расшифровав
с помощью сканирующих
Помимо перечисленных, существуют и другие излюбленные преступниками места установки ВУ в автомобиле. К ним можно отнести бензобак, который легко детонирует даже от малого количества ВВ. ВУ может закладываться внутрь через заливную горловину, например, химические ингредиенты в прорезиненном пакете. При разъедании оболочки бензином происходит химическая реакция с выделением тепла, провоцирующая взрыв. Кроме того может быть установлена магнитная мина снаружи со стороны днища к корпусу бензобака. Подобная операция выполняется за 1,5-2 сек. даже при включенной сигнализации или с водителем, сидящим за рулем. Человек может, по вполне естественной причине, наклониться, завязывая шнурок или поднимая упавшую книгу и, одновременно, быстрым движением установить ВУ.
Следующие "удобные" места - установка ВУ под клиента, т.е. под кресло, половичок, в подголовник, либо за переборку (спинку сиденья) со стороны багажника. Аналогично, ВУ может устанавливаться и под водителем. Здесь добавляется еще и панель управления автомобилем (с изнаночной стороны - удобное место для запитки током и удобное направление взрыва). Устранение водителя на большой скорости в оживленном потоке или на крутом повороте дает гарантированный эффект. Подобные ВУ точного поражения компактны, незаметны и эффективны.
Рассказывали такой случай. Под днище автомобиля одного наркодельца конкуренты подложили радиоуправляемое ВУ. Заложено оно было под днище автомобиля со стороны водителя, т.к. "клиент" сам управлял автомобилем. Однако, к этому моменту, словно что-то почувствовав, он нанял водителя и ездил на заднем сиденье. Причина на самом деле была далека от мистики - наркоделец к этому времени сам пристрастился к "продукции" и боялся в подобном состоянии управлять автомобилем. План срывался, т.к. вместе с водителем было изменено и место парковки автомобиля, что затрудняло переустановку ВУ. Однако, преступники-конкуренты продолжали выжидать и дождались своего часа. При подъезде к заправочной станции водитель вышел рассчитываться с оператором, а "клиент" пересел от двух девиц, с которыми он удобно располагался на заднем сиденье, на водительское, чтобы подогнать машину к бензоколонке. Этим моментом и воспользовались преступники, чтобы нажать кнопку. ВУ было настолько точно выверено, что погиб от тяжелых ранений только тот, против кого ВУ и предназначалось, девицы отделались лишь небольшой контузией. Этот случай иллюстрирует и еще одну ситуацию - неизвестно сколько автомобиль ездил с подвешенной миной, но, очевидно, достаточно долго, и все это время никто не удосужился заглянуть под днище автомобиля.
Прежде чем приступить к описанию конкретных действий по досмотру автомобиля, остановимся на некоторых подготовительных мероприятиях, которые должны предшествовать этой процедуре.
Прежде всего, ограничение доступа к автомобилю во время стоянки уже само по себе хорошее профилактическое средство. Поэтому, автомобиль желательно оставлять на ночь в надежном гараже или на охраняемой стоянке. Однако, не стоит доверять всецело безопасность своей жизни только запорам и охранникам парковочных площадок, стоит обратить внимание на несколько важных моментов.
Первое - перед тем, как ставить машину на стоянку, зачистите место парковки и вблизи него от посторонних предметов и всякого мусора. Это делается для того, чтобы утром по внешним признакам выявить возможное присутствие кого-либо за время, пока вас не было. Телохранитель всегда должен не просто смотреть, а уметь видеть. Присутствие постороннего человека могут выдать такие признаки, как следы от обуви, обгорелая спичка или окурок сигареты, плевок или комок жвачки и т.д. Непосредственные действия человека могут выдать: грязь, обвалившаяся с днища автомобиля в месте прикосновения (прикрепления ВУ), царапины в местах проникновения (замки, форточки). Уже приводился прием, как определить, проникал человек на объект или нет, с помощью примет, которые оставлены специально, и разрушение которых подтверждает проникновение преступника. С этой же целью автомобиль на стоянке желательно оставлять грязным (мыть с утра после досмотра).
Человек, копошащийся ночью возле машины, может случайно зацепить рукой, плечом, оставить следы, которые будут заметны при дневном свете. Преступник, проникая на объект, действует, как правило, в стесненных обстоятельствах. На него воздействуют и чисто психологические факторы: он работает в темноте, ограничен во времени, испытывает естественный страх быть обнаруженным, не выполнить задание, подорваться на собственном ВУ и т.д. Одним словом, работая в условиях стресса, преступник, как правило, допускает ошибки, которые способен заметить внимательно проводящий досмотр телохранитель. Очень часто именно из-за таких ошибок преступников и остаются демаскирующие признаки установки ВУ.
Известен случай, когда преступник, устанавливая гранату под днище автомобиля, обронил текстолитовую пробку, которой закрывают запальное отверстие. В темноте она закатилась за колесо, и преступник этого не заметил. Когда утром хозяин машины заглянул под автомобиль, то первое, что он увидел, это пробку от гранаты. И это, повторяю, не исключительный случай. Очень часто на месте преступления (в зависимости от типа ВУ и способа взрывания) остаются фрагменты упаковки ВВ, материалов, используемых в качестве уплотнения (песок, грунт, деревянные бруски и т.д.), резиновые пробки, предохранительные чеки от взрывателя, обрезки скотча, изоленты, проволоки, элементы растяжки и т.д. Иногда вспугнутый чем-то преступник забывает на месте преступления инструменты (обжим, отвертку, перчатки).
Второе, что рекомендуется сделать при постановке машины на стоянку (это условие выполняется, как правило, если машина стоит в гараже) - все, что можно снять с машины изнутри и снаружи - снимается. Колпаки колес, коврики, подголовники, чехлы, из багажника и салона вытаскивается все: радиомагнитола, аптечка, огнетушители, инструмент, запасное колесо и т.д. Все, что открывается внутри салона (перчаточный ящик, противосолнечные козырьки, пепельницы и т.д.) оставляется в открытом состоянии. Все, что вытаскивается, складируется отдельно в закрытом шкафу. Это делается для того, чтобы утром можно было досмотреть автомобиль, не притрагиваясь к местам возможной закладки ВУ, и для того, чтобы такие однотипные предметы, как огнетушители, аптечка, подголовник кресла, аудиоколонка, кассеты и т.д., которые можно приобрести в любом магазине и заранее "снарядить", не могли быть заменены. Кстати, подобные вещи, страхуя от подмены, рекомендуют маркировать. Капля краски или царапина в определенном месте подскажут вам, что вещь "родная".
Методика осмотра автомобиля, вообщем-то та же, что и помещения. Досматривают двое (водитель обязательно), один по часовой стрелке, другой против. Не приближаясь к машине вплотную на открытой площадке метров с 15-20, не менее, обойти по периметру, внимательно осмотреть подступы к машине, корпус, заглянуть под машину. Отсюда же, насколько позволяет дистанция, снять с сигнализации. Подобным осмотром можно выявить следы пребывания посторонних людей, подозрительные предметы под машиной, растяжки от машины к земле, бордюру, забору, нарушение целостности почвы перед колесом и т.д. Иногда встречаются такие сюрпризы, как смятая жестянка "колы" или пакет из-под молока на капоте или крыше машины. Не спешите смахивать их, ругая докучливых подростков, можно остаться без руки. Расстояние до машины сокращается постепенно, позволяя увидеть более мелкие детали.
Наружный осмотр начинается
с тыла (от глушителя). Обязательно
нужно проверить глушитель
При осмотре корпуса через стекла идет предварительный осмотр салона (растяжки к дверям, пакеты, свертки под сиденьями, сдвинутые с места предметы и т.д.). Если стекла тонированы, лучше воспользоваться мощным фонарем или смотреть через лобовое стекло. Внимательно нужно досмотреть пазухи с внутренней стороны бамперов, решетку радиатора, заглянуть под номерные знаки. С помощью мощного фонаря просмотреть все светоприборы (фары, подфарники и т.д.) снаружи. Обычно они крепятся к корпусу изнутри (из моторного или багажного отсека), но некоторые светоприборы (лампа-фара, галогеновые "противотуманки" и т.д.), закрепляются, как правило, снаружи. К ним, как к источнику электропитания преступник может подсоединиться при установке ВУ. Затем идет досмотр днища. Здесь хорошо иметь досмотровые зеркала, их можно установить под разным углом и на разную длину. Постепенно досматриваются все участки днища (бензобак, места под клиентом и водителем), все подвижные детали (внутренние стороны дисков колес, карданные валы, тросы и т.д.). Вместе с днищем с помощью зеркала досматриваются подкрылки.
После наружного осмотра переходим к внутреннему досмотру салона. Предварительно осмотрев все через стекло, открывается передняя дверь со стороны пассажира. Открытие капота, багажника, люка бензобака осуществляется по тем же правилам, что и описанное уже открывание дверей в помещение. Со стороны пассажира открывается дверь потому, что это место более открытое для визуального досмотра, чем место водителя, т.е. это своеобразный "плацдарм" для дальнейшего осмотра. Открыв дверь, прежде чем лезть в машину, облокачиваться на что-нибудь, нужно внимательно посмотреть, послушать, понюхать, проанализировать. Не рекомендуется пользоваться внутри салона ароматизаторами воздуха, они перебьют запах отравляющего вещества или ВВ, признаки присутствия постороннего человека (запах пота, табака, одеколона).