В результате реформы государственного
аппарата в 1775-1785 годах количество местных
учреждений и архивов при них еще более
возросло. В процессе деятельности адмиʜᴎϲтративных,
судебных и финансовых органов создавались
обширные комплексы документов. Они скапливались
в многочисленных архивах. Сюда поступали
так же неоконченные дела ликвидированных
центральных учреждений, которые теᴨȇрь
относились к комᴨȇтенции местных властей.
Наряду с концентрацией фондов центральных
учреждений наблюдалось рассредоточение
их по местным архивам.
- Развитие архивного дела в XVIII – XIX вв., Попытки реорганизации архивного
дела в России
В конце XVIII в. и особенно в первой
половине XIX в. в России проявляется кризис
феодально-крепостнических отношений,
в недрах которых зарождались элементы
капиталистического уклада. В начале XIX
в. правительство Александра I (1801 — 1825)
было вынуждено под давлением объективных
обстоятельств приступить к модернизации
страны. В этой связи был проведен ряд
реформ государственного управления.
В 1811 г. было принято «Общее
учреждение министерств», которое регламентировало
структуру и все направления деятельности
министерств, в том числе и обязательное
создание при министерствах архивов. Подразумевалось,
что архивы будут существовать при каждом
департаменте министерства и подчиняться
непосредственно директору департамента.
На практике это решение привело к созданию
большого количества и дробности ведомственных
архи
вов. Министерские архивы оказались
без единого руководства, что и было зафиксировано
в 1820 г. в указе Сената.
В начале XIX в. в Военном министерстве
были созданы два исторических архива:
Военно-топографическое депо (позже получил
название Военно-ученый архив) и Московское
отделение инспекторского департамента
(позже назывался архив Главного штаба).
Вместо Государственного архива Коллегии
иностранных дел в июне 1834 г. был создан
Государственный архив Министерства иностранных
дел. Важнейшее событие произошло в 1852
г., когда был создан Московский архив
Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии
именно этот архив стал своеобразным методическим
центром, определявшим работу архивов.
В 1872 г. был создан Московский
дворцовый архив, в который была включена
и коллекция документов Оружейной палаты.
Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был
создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский
и Петербургский дворцовые архивы были
объединены в архив Министерства двора.
Таким образом, начиная со второй
четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств
происходит концентрация документов и
создание единого архива.
Более сложным было положение
архивов в местных органах управления.
Так, в годы правления императора Павла
I (1796 — 1801) были изданы два указа: в 1798 и
1800 гг., по которым предписывалось в каждой
губернии создать три архива: при губернском
правлении, судебной палате и казенной
палате, что
должно было обеспечить хотя
бы минимальную сохранность документов
местных органов власти. Однако в начале
XIX в., при проведении реформ управления,
требования, предъявляемые к созданию
провинциальных архивов, изменились. В
1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало
создание архива при каждом местном учреждении,
но недостаток финансов, приспособленных
помещений и подготовленных для архивной
работы чиновников на практике приводил
к тому, что архивы на местах были в заброшенном
состоянии, поэтому многие документы погибли.
- Уничтожение архивов и создание
губернских учёных комиссий
Кроме того, «бумажный бум»,
охвативший в начале века учреждения,
и особенно центральные министерства,
привел к тому, что архивы оказались переполненными
документами различной ценности. В этих
условиях правительство приняло ряд решений,
оказавшихся губительными для архивов.
Архивные фонды стали спешно «переселять»
из одного помещения в другое, менее загруженное.
Это привело к рассредоточению единых
архивных комплексов, путанице, потерям.
Другой, не менее пагубной практикой хранения
документов было использование заброшенных,
пустующих и совершенно не приспособленных
для хранения помещений. Подобная практика
была характерна как для крупных, столичных
и губернских, центров, так и для провинции.
И наконец, третья, самая губительная
и практически бесконтрольная, «разгрузка
архивов» была связана с уничтожением
документов. Особенно это было распространено
после проведения реформ 1861 г., когда началось
варварское уничтожение документов дореформенных
учреждений («бумагу» сдавали на переработку
на фабрики, а чиновники, перевыполнившие
своеобразный
«план по сдаче», получали вознаграждение,
что было неплохим дополнением к маленькому
жалованью чиновников низших разрядов).
Научная общественность пыталась
обратить внимание правительства на совершенно
недопустимое отношение к архивам. Так,
Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал
перед правительством об образовании
особой комиссии для выработки общих правил
работы архивов. В ответ на ходатайство
в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств
и ученых учреждений, основная задача
которой состояла в написании положения
о Главной
архивной комиссии как правительственном
учреждении, долженствовавшем объединить
управление архивами разных ведомств
и подчинить их однообразным правилам
хранения и пользования. В предлагаемом
положении помимо основного требования
— учредить Главную архивную комиссию
— предлагалось также учредить для всех
ведомств общие архивы в губернских городах,
а в
общих архивах учредить особые
комиссии для разбора местных документов
под наблюдением Главной архивной комиссии.
Эта рекомендация была осуществлена
лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены
губернские ученые архивные комиссии
(ГУАК), на которые возлагалась задача
разбора материалов местных государственных
учреждений, отбора материалов для уничтожения
и формирования местных исторических
архивов. Комиссии были в ведении Министерства
внутренних дел, подчинялись гу
бернаторам и состояли из местных
чиновников.
- Основные тенденции развития
архивного дела в Российской империи
Архивная деятельность в годы
царствования Петра I. К исходу XVII в. система
государственных учреждений — приказов
— изрядно устарела.
В первой четверти XVIII в. с началом
преобразований в области экономики, военного
дела, государственного управления приказы
были упразднены.
В 1708 г. была проведена реформа
местного управления, в результате которой
государство было поделено на губернии.
В хранилищах при вновь созданных
местных учреждениях сконцентрировались
документы предшествующих органов местного
самоуправления, а также стали откладываться
документы учреждений, пришедших им на
смену: в губерниях — при губернских канцеляриях,
в провинциях — при провинциальных канцеляриях,
в уездах — при земских комиссарах.
Под влиянием развития книгопечатания
и в целях улучшения
сохранности документов в делопроизводство
стало внедряться ведение дел на листах
книг и тетрадей. В 1700-1726 гг. столбцовое
делопроизводство было отменено, и документы
приняли знакомую для нас форму.
Важно отметить, что в результате
петровских реформ государственного аппарата
архивы были отделены от канцелярий учреждений
и стали самостоятельными структурными
подразделениями.
Подобная ситуация существовала
до 70-х гг. XVIII в., когда в результате реформы
государственного аппарата (1775-1785), проведенной
в царствование Екатерины II (1762-1796), количество
местных учреждений и соответственно
архивов при них возросло.
В годы правления Екатерины
II был разработан проект нового управления
губерниями — «Учреждения для управлениями
губерниями Всероссийской империи»
(1775).
Финансовые вопросы в губернии
находились в ведении Казенной палаты,
а в уездах — казначейств.
Сложившаяся в результате реформ
система местных органов государственного
управления просуществовала до 60-х гг.
XIX., а введенное Екатериной II административное
деление страны оставалось практически
неизменным до 1917 года.
Создание новых губернских
учреждений, предусмотренных екатерининскими
реформами, растянулось на несколько лет.
Ликвидированные в их результате учреждения
должны были сдать оконченные дела в Санкт
Петербургский государственный архив
старых дел, имевший самостоятельное положение:
архив находился в ведении Сената (просуществовал
с 1781 по 1834 г.)
Комплекс документов, связанных
с помещичьим землевладением, ранее хранившихся
в Поместном приказе, а затем переданных
в Вотчинную коллегию, имел огромное значение
для подтверждения прав на землю. В связи
с важностью этих документов по указу
Екатерины II в 1786 г. был создан Поместно-Вотчинный
архив. Его основу составили документы
центральных поместно-вотчинных учреждений
XVI-XVIII вв. (указы Сената, протоколы и журналы
заседаний коллегий и присутствия Вотчинного
департамента, материалы о купле-продаже
крестьян, а также комплекс документов
по межеванию). Состав документов делал
этот архив тематически близким Межевому
архиву.
В начале XIX в. правительство
Александра I (1801 — 1825) было вынуждено под
давлением объективных обстоятельств
приступить к модернизации страны.
В 1810 г. был создан законосовещательный
Государственный совет, на котором рассматривались
новые законопроекты и важнейшие государственные
дела, связанные с внутренней и внешней
политикой России.
Много документов, особенно
в Москве, погибло в Отечественную войну
1812 г.
В начале XIX в. в Военном министерстве
были созданы два исторических архива:
Военно-топографическое депо (позже получил
название Военно-ученый архив) и Московское
отделение инспекторского департамента
(позже назывался архив Главного штаба).
В 1872 г. был создан Московский
дворцовый архив, в который была включена
и коллекция документов Оружейной палаты.
Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был
создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский
и Петербургский дворцовые архивы были
объединены в архив Министерства двора.
в начале XIX в., при проведении
реформ управления, требования, предъявляемые
к созданию провинциальных архивов, изменились.
В 1820 г. «Общее губернское учреждение»
регламентировало создание архива при
каждом местном учреждении, но недостаток
финансов, приспособленных помещений
и подготовленных для архивной работы
чиновников на практике приводил к тому,
что архивы на местах были в заброшенном
состоянии, поэтому многие документы погибли.
В 1861 г., началось варварское
уничтожение документов дореформенных
учреждений («бумагу» сдавали на переработку
на фабрики, а чиновники, перевыполнившие
своеобразный «план по сдаче», получали
вознаграждение, что было неплохим дополнением
к маленькому жалованью чиновников низших
разрядов)
В апреле 1884 г., когда были учреждены
губернские ученые архивные комиссии
(ГУАК), на которые возлагалась задача
разбора материалов местных государственных
учреждений, отбора материалов для уничтожения
и формирования местных исторических
архивов.
После свержения монархии в
марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками
государственного аппарата уничтожить
документы, компрометирующие действия
властей.
Таким образом, хотя в дореволюционной
России и сложилась значительная сеть
архивов, над ними не было единого руководящего
органа, все они находились в подчинении
различных ведомств.
Заключение
Формирование государственного управления
в Древнерусском государстве явилось
основой развития архивоведения. Складывались
обычаи составления документов. Учёные
считают, что люди которые составляли
дошедшие до нас канцелярские документы,
умели устанавливать и формы архивоведения.
Основными источниками в этот период
являются летописные своды общерусского
характера, которые с XIV в. Велись в Москве
и выражали великокняжескую концепцию
формирования единого государства, а также
местные летописи отдельных земель, точнее,
как правило, их фрагменты, позволяющие
увидеть этот процесс с позиций регионализма.
Наряду с летописями большое значение
приобретают судебные грамоты, княжеские
грамоты, акты и делопроизводственные
документы.
На основании изученного и выше изложенного материала
в данной курсовой работе можно сделать
следующие выводы:
В XVIII веке произошли существенные
изменения в архивном деле:
Архивы отделились от канцелярии,
возникли новые архивы при высших, центральных
и местных учреждениях. Произошла частичная
концентрация материалов, имеющих особое
значение для развития государства (по
истории, внешней политике, экономике
и т.д.) Предпринимались попытки провести
концентрацию.