Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа
Целью курсовой работы: анализ значимости принципов, критериев и методов оценки документов для формирования Архивного Фонда РФ.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Сделать теоретический анализ Архивного фонда РФ.
Изучить принципы, критерии и методы оценки документов при формировании Архивного фонда РФ.
Теоретической основой работы послужили исследования или концепции таких ученых как: Жукова М.П. «Формирование Архивного фонда РФ экспертиза ценности документов комплектование архивов (основные проблемы)»; Банасюкевич В.Д. « Формирование Архивного фонда Российской Федерации».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. АРХИВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………5
1.1. Общие понятия об Архивном фонде РФ и архивах………………………..5
1.2. Состав и структура Архивного фонда РФ…………………………………..7
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИВНОГО ФОНДА РФ………….......................................................................12
1.1. Принципы формирования Архивного фонда РФ………………………...12
1.2. Критерии, методы оценки документов Архивного фонда РФ…………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……………24
К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:
1) хранящиеся в государственных
архивах субъекта Российской
Федерации, музеях и
2) государственных органов
и организаций субъекта
К муниципальной собственности относятся архивные документы:
1) органов местного
2) хранящиеся в муниципальных
архивах, музеях и библиотеках
(за исключением архивных
К частной собственности относятся архивные документы:
1) организаций, действующих
на территории Российской
2) документы созданные гражданами или законно приобретенные ими. Эти документы могут отражать производственную, общественную, творческую деятельность лица. Научный интерес представляют документы крупных партийных и государственных деятелей, ученых, организаторов производства, писателей, художников, новаторов и т.д. Архивные учреждения ведут также собирание документов журналистов, краеведов и других лиц, чьи документы могут помочь изучению истории родного края. Большой интерес представляют также дневники, воспоминания и переписка участников Великой Отечественной войны и тех, кто восстанавливал города и села.
Архивные документы, находящиеся
в государственной или
В случае приватизации государственных
или муниципальных предприятий
образовавшиеся в процессе их деятельности
архивные документы, в том числе
документы по личному составу, остаются
соответственно в федеральной собственности,
собственности субъекта Российской
Федерации и муниципальной
Документы архивного фонда
Российской Федерации, находящиеся
в частной собственности, могут
отчуждаться или переходить от одного
лица к другому в порядке
Ведение архивного дела возлагается
на центральный орган
Федеральное архивное агентство
является федеральным органом
В систему Федерального архивного агентства России входят:
- государственные органы
управления архивным делом
- архивные учреждения: федеральные
государственные архивы и
- научно-исследовательские
учреждения и другие
Из выше сказанного следует что, состав и структура документов Архивного фонда РФ предполагает их научную группировку с целью правильного распределения по государственным архивам, определяет состав документов относящихся к федеральной, муниципальной, частной собственности и собственности субъекта Российской Федерации.
ГЛАВА 2. Общие критерии формирования Архивного фонда РФ.
Формирование Архивного фонда осуществляется за счет процесса экспертизы ценности документов.
В процессе экспертизы ценности документов решаются такие задачи, как отбор на постоянное хранение ценных документов и охрана архивов от потока документов, имеющих временный, оперативный или справочный характер.
Экспертиза ценности документов проходит в три этапа.
Первый этап экспертизы проводится на стадии текущей работы с документами:
Второй этап экспертизы осуществляется на стадии подготовки дел для передачи в ведомственный архив после завершения работы с ними (проводится персоналом структурных подразделений и контролируется экспертной комиссией учреждения, организации, предприятия).
Третий этап экспертизы проводится на стадии подготовки дел для передачи на государственное хранение (проводится работниками ведомственного архива, членами экспертной комиссии учреждения и работниками государственного архива).
До недавнего времени,
на всех этапах экспертизы ценности документов
исполнители руководствовались
марксистско-ленинской
Принцип коммунистической партийности требовал умения оценивать содержание документов, освещение фактов и событий, изложенных в документе, с точки зрения трудящихся классов, умения видеть идеологическую направленность документа. Этот принцип был характерен для Советского периода.
Принцип историзма требовал подходить к изучению документов с учетом конкретной исторической обстановки, т. е. с учетом особенностей времени и места создания документа. Этот принцип является важнейшей стороной диалектического и исторического материализма, так как предполагает рассматривать явления в их развитии и дает ключ к раскрытию закономерностей развития тех или иных явлений, отношений, отраслей, учреждений, документов и т. п.
Конкретно-исторический анализ
документа и документных
Принцип всесторонности и комплексности изучения документов также является диалектическим. Документы должны изучаться и оцениваться в комплексе, где одни документы дополняют другие (планы, отчеты, переписка, докладные записки). Для правильной оценки значения документов ни один из них не может рассматриваться изолированно от других, так как результат изучения не будет полноценным.
Всесторонность и
Теория экспертизы ценности документов всегда строилась в целом на научной базе. Принцип - это основа, основные исходные положения любой теории, находящие свою конкретизацию в критериях (или признаках) и методах. В настоящее время применительно к экспертизе ценности документов они ориентируются на социально-политическую нейтральность при оценке социальных ценностей, то есть явлений действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества.
Таким образом, можно сделать вывод что, принципы коммунистической партийности, историзма, всесторонности и комплексности позволяют нам:
видеть идеологическую направленность документа, прогнозировать развитие документов, изучать и оценивать документы в комплексе. А так же принципы экспертизы ценности документов взаимосвязаны и образуют целостную систему, т.е. методологическую основу экспертизы.
Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется по результатам экспертизы ценности путем комплексного применения критериев происхождения, содержания, внешних особенностей документов. Критерии экспертизы ценности — это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов.
Экспертиза ценности документов — это отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев.
Возможность и длительность использования документов предопределяется значением заключенной в них информации. Назначение экспертизы состоит в том, чтобы определить, какие документы с наибольшей полнотой могут обеспечить государство, общество, науку, отдельных граждан необходимой информацией.
В обобщенном виде задачи экспертизы ценности документов состоят в следующем:
• отбор документов, имеющих политическое, хозяйственное, научное, культурное значение, для последующей передачи их на постоянное хранение в государственные архивы Российской Федерации;
• отбор на временное хранение документов, не представляющих научно-исторической ценности, но сохраняющих практическое значение;
• выделение к уничтожению документов, не имеющих научной ценности и утративших практическое значение;
• установление или изменение сроков хранения документов.
Документы оцениваются на основании принципов историзма, системности, целостности. Критериями оценки документов являются их происхождение, содержание и внешние особенности.
Критериями оценки происхождения
являются: роль и место организации
в системе государственного управления,
значимость выполняемых функций, время
и место образования
К первой группе относятся организации, документы которых имеют большую научную, историческую и экономическую ценность. Это центральные и местные органы власти и управления, их отраслевые структурные подразделения, органы суда и прокуратуры, научные и промышленные объединения, крупные заводы и фабрики и др.
Вторую группу составляют организации местного значения. Это большое количество организаций, однородных по функциям и целевому назначению. Документы этой группы имеют практическое и определенное научное значение, но принимаются в государственные архивы, как правило, выборочно, так как деятельность таких учреждений отражается в документах вышестоящих организаций. Важные документы организаций этой группы, которые не поступают в вышестоящие организации, должны быть выявлены и присоединены к документам вышестоящей организации.
Третью группу составляют
преимущественно организации
Критерии оценки содержания — значимость события, отраженного в документах, значение содержащейся в документах информации, ее повторение в других документах, целевое назначение, вид и разновидность документа. К критериям содержания относятся: