Библиотека и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных авторов. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения — университеты — и частные лица. Она становится необходимой, что является очень важным признаком духовной жизни, умственной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I. Библиотека как социальный институт культуры…………………..5
1.1. Библиотека как феномен культуры……………………………….5
1.2. Основные функции библиотек…………………………………….7
Глава II. Роль библиотеки в культурной жизни сельского населения……..12
2.1. Центральная библиотека МЦБС Бабушкинского района: история создания………………………………………………………………….12
2.2. Библиотека и местное сообщество: грани социального партнерства………………………………………………………………14
2.3. Перспективы развития библиотеки на селе……………………….15
2.4. Организация деятельности МУ Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Бабушкинского муниципального района и взаимодействие с подведомственными учреждениями……………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая на тему Библиотека и культура. Библиотековедение Word.docx

— 93.04 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа




 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ  БИЗНЕСА 

И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)

 

Кафедра Библиотечное дело

 

по дисциплине Библиотековедение

            Тема:     Библиотека и культура



 

  Выполнил:  студент группы Синицына Д. П.

                                                               ________________________________________                                                                                                                                       

                                                                             (Ф.И.О., подпись студента)

                                    «___» _____________________ 200_г.

                                                              Руководитель: ____________________

                                                                              (должность, ученая степень)

                 __________________________

                                                                                                              (ФИО, подпись  руководителя)

                                                  «___» _____________________ 200_г.

Курсовая работа защищена с оценкой ___________________________

 

Ярославль 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава I. Библиотека как социальный институт культуры…………………..5

1.1. Библиотека как феномен культуры……………………………….5

1.2. Основные функции библиотек…………………………………….7

Глава II. Роль библиотеки в культурной жизни сельского населения……..12

2.1. Центральная библиотека  МЦБС Бабушкинского района: история  создания………………………………………………………………….12

2.2. Библиотека и местное  сообщество: грани социального партнерства………………………………………………………………14

2.3. Перспективы развития  библиотеки на селе……………………….15

2.4. Организация деятельности МУ Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Бабушкинского муниципального района и взаимодействие с подведомственными учреждениями……………17

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………22

 

Введение

Актуальность  темы. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных авторов. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения — университеты — и частные лица. Она становится необходимой, что является очень важным признаком духовной жизни, умственной культуры. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов, останавливаются многие деятели библиотековедения. Сегодня библиотека – как правило, центр – центр чтения, правовой, информационный, досуговый. Но, основная роль библиотеки – центр культуры. Особенно это заметно и значимо в маленьких сельских поселениях, где библиотека является единственным источником культуры.

Изученность вопроса. Библиотека долгое время изучалась в системе библиотечных наук. Историки собрали богатейший и интереснейший материал. Однако чаще всего библиотековедов интересуют конкретные вопросы, вроде каталогизации и классификации книг. Труды исследователей библиотеки можно разделить на группы: история отдельно взятых библиотек; история библиотек в конкретный период развития общества; история книги, включая и библиотеку. Трудов, раскрывающих специфические черты библиотеки как института культуры, не так много, как хотелось бы. Так, необходимо отметить работу известного библиографа Е.Ю. Гениевой «Библиотека как центр межкультурной коммуникации», где рассматривается современная библиотека как один из важнейших институтов общества, который не только собирает и хранит документы, но и принимает активное участие в социализации читателей, способствует формированию основ толерантного мышления. Роль библиотек в развитии сферы культуры рассматривает в одноименном издании библиограф ГПНТБ С.П. Меньшикова. Обращается к культурно-досуговой деятельности современной библиотеки Е.В. Домаренко в книге «Культурно-досуговая деятельность библиотеки». Т.Б. Маркова в книге «Библиотека в истории культуры» прослеживает влияние развития культуры в целом на развитие библиотек. Помимо отдельных изданий, данной теме посвящены ряд статей в периодической профессиональной печати.

Цель работы – определить место библиотеки как социального института (учреждения культуры). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проследить влияние и связь исторического развития культуры в целом и развитие библиотек;

2) выявить основные функции библиотеки  на современном этапе развития;

3) рассмотреть библиотеку как  наиболее доступное учреждение  культуры.

Предмет исследования: социальные культурные институты.

Объект исследование: библиотека.

Работа состоит из двух глав. В  первой главе «Библиотека как  социальный институт культуры» рассматривается  библиотека как один из необходимых  социально-культурных институтов в  современном обществе и значимость библиотеки как феномена культуры. Во второй главе «Роль библиотеки в культурной жизни сельского населения» рассматривается место библиотеки в культурной жизни села на примере Центральной библиотеки МЦБС Бабушкинского района Вологодской области, анализируются проблемы и определяются перспективы дальнейшего развития учреждения.

При написании работы использован метод анализа и обобщение информации.

Для работы использовались монографии, учебники, статьи из периодических  изданий. Всего 30 источников.

Глава I. Библиотека как социальный институт культуры.

    1. Библиотека как феномен культуры.

Культура — социальное достояние, воплощающее общность норм, обычаев, нравов. Переходя от одной эпохи  к другой, можно проследить, как  на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования, воспитания. Формы культуры разнообразны — политика, экономика, образование, медицина, религия. В социологии существенно социальное значение культуры. Культура — надындивидуальная реальность, постигаемая человеком в процессе социализации личности. В социологии выделяют такие виды культуры, как общечеловеческая и национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культура. Общечеловеческая культура представлена наилучшими образцами литературы, науки, производства. Культуры не изолированы, и, взаимодействуя, они воздействуют друг на друга. Возрастание взаимодействий ведет к соединению различных культур. Каждая нация избирает в сфере культуры то, что соответствует ее развитию и наиболее отвечает ее духовным потребностям. Поэтому на фоне соединения различных культур намечается самосознание национальных культур. Национальная культура — пластическое целое, изменяющееся эволюционным путем. Массовая и элитарная культуры качественно различаются и принадлежат разным группам населения. Разделение общества на разные социальные группы порождает необходимость образования культуры, характеризующей систему ценностей и норм данной социальной группы, или субкультуру. Вся совокупность видов культуры проходит процесс институализации и образует социальный институт. Социально- культурные институты — устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. Они включают в свой состав систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки), творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, театральных деятелей), организации и учреждения, распространяющие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения. Содержанием культуры выступает развитие человека в качестве субъекта социальной деятельности. Особенностью культуры как социализации личности выступает требование в личностном осмыслении своего отношения к социальным нормам, ценностям, правилам.

В любой культуре происходят события, характерные на определенных стадиях  развития для всех стран. К этим явлениям можно отнести расцвет и упадок культуры, появление городов, возникновение  письменности, книги, библиотек, школ, университетов, организация производства и торговли. Новые институциональные  формы, которые зависят от характера  данного общества, степени его  развития и организации, обладают общими чертами (предназначение (цели и задачи), пространственные координаты, временная  преемственность и последовательность возникновения этих форм) [10, c. 67-73] Библиотека как культурный феномен существовала на протяжении многих веков, изменяясь  и преобразуясь внутренне и внешне. Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее  организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением  или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации (федеральный закон о библиотечном деле от 29.12.1994, гл. 1, ст.1, №78-ФЗ). Ее главной  функцией было и есть сохранение, систематизация и распространение знаний. Что  обусловило появление библиотеки как  социального и культурного института? Конечно, ее история связана с  возникновением письменности и книги. Но само их появление еще не означало создание специальных социокультурных  учреждений для хранения знаний [2, c. 3]. Появление круга грамотных  и образованных людей, становление  книги как объекта торговли, части  производства и вследствие этого  доступность книги всем слоям  общества привели к необходимости  упорядочивания знания и систематизации книг, появления особых мест хранения и распространения этого знания, использования книг и библиотек  в образовательных целях.

Библиотека как культурный и информационный центр в наибольшей степени выполняет свою культуросозидающую миссию через обеспечение читателей литературой, необходимой для учебных, образовательных целей [5, c. 4]. В отношении всего книжного потока она в большей степени оказывается простым книгохранилищем, чем в предыдущие десятилетия.

Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское  внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как  специфический элемент жизни  культурного человека.  
Можно по-разному определять современную библиотеку, но общим можно считать определение библиотеки как социального института, организующего общественное использование публикаций. 
Так, Т. Б. Маркова считает, что сущность библиотеки как культурного феномена следует рассматривать не как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует всё возрастающее количество своих культурных запросов. 
Основную проблему библиотек  
Т. Б. Маркова видит в том, каким образом общество в лице государства подчиняет себе знание и заставляет его служить собственным целям, в том, как библиотека в качестве особого социального института осуществляет власть над знанием. Библиотека сохраняет знание всех и каждого в отдельности и тоже проводит отбор, устанавливая при этом общие границы распределения и циркуляции знания, возможности удовлетворения потребностей людей в информации. 
         Подводя итог, следует сказать, что библиотека является и формой представления знания, и местом, где это знание становится доступным читателям, где происходит его распределение и потребление. Таким образом, можно охарактеризовать библиотеку как культурное и информационное пространство, в котором знание приобретает свою целостность, новое осмысление и представляется обществу через книгу.

    1.   Основные функции библиотек

 

     Библиотека на селе является информационным, образовательным и культурно-досуговым центром, выполняющим также краеведческую и социальную функции. В связи с многофункциональностью библиотеки деятельность ее многоаспектна, разнообразна. Основные функции библиотеки:  
         Выдающийся русский библиотековед Л.Б. Хавкина в своей деятельности уделяла большое внимание определению и реализации социальных функций библиотек. Социальная функция – в оказании социальной помощи нуждающимся в ней жителям села. 
        В настоящее время, в период осуществления экономических, политических и социальных реформ в нашей стране, библиотеки как социально-культурный институт играют важную роль в духовной жизни общества, в повышении политического, образовательного и культурного уровня людей, развитии их активности в производительности и общественной деятельности. Вот почему определение социальных функций библиотек в современных условиях приобретает особую актуальность.  
        Как известно, социальная роль библиотек проявляется в конкретных исторических условиях. Функции библиотек постоянно развиваются, их содержание меняется в зависимости от политических, экономических и социальных преобразований в стране, от задач, которые стоят перед обществом. Достаточно посмотреть, как в последние годы меняется определение понятия “библиотека”, чтобы увидеть изменение их функции и роли в жизни общества. Если в “Положении о библиотечном деле в СССР”, утвержденном в 1984 г., библиотеки определяются как “идеологические, культурно-просветительные и научно-информационные учреждения”, то сегодня, несколько лет спустя, после того как в стране произошли крупные политические, экономические и социальные реформы,   демократизация общества, в Федеральном Законе “О библиотечном деле” дано новое определение библиотеки: “библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение...” Из данного определения мы видим, что в условиях многопартийности, демократизации библиотеки утратили функцию идеологического учреждения. В то же время, думается, в определении понятия библиотеки недооценена научная сторона их деятельности.  
Каковы же социальные функции библиотек в современных условиях?  
        Одной из основных функций библиотек является содействие осуществлению конституционных прав граждан Российской Федерации на библиотечное обслуживание, свободный доступ к информации приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, что способствует углублению их знаний в области политики, экономики, социальных проблем. Наиболее полное развитие эта функция получила после того, как были раскрыты находящиеся ранее в спецхранах фонды библиотек. Дальнейшему развитию данной функции способствовало внедрение в деятельность библиотек маркетинга как системы управления библиотекой, позволяющей постоянно изучать запросы и интересы реальных и потенциальных пользователей библиотек и в соответствии с этим корректировать комплектование, разнообразить формы и методы их обслуживания, виды предоставляемых услуг.  
        Важной функцией библиотек является функция сохранения и пополнения фондов, особенно изданий и коллекций, относящихся к памятникам истории и культуры и служащих частью культурного достояния народов России. Особенно актуальна эта работа сейчас, когда в стране продолжает расти преступность, увеличивается число хищений ценных изданий и рукописей из фондов библиотек.  
Получает дальнейшее развитие информационная функция.      Информационная функция – в сборе, обработке и распространении  информации для всех категорий населения. Для основной массы населения библиотека является одним из важнейших источников информации. В то же время многие пользователи не удовлетворены составом библиотечных фондов, не могут получить необходимую им информацию. В настоящее время идет информатизация общества, осуществляется информатизация библиотечного дела. Уже сегодня   функционируют локальные библиотечные компьютерные сети. Внедряется информационная система “Книга в наличии и печати”. Все это позволяет значительно улучшить информационное обслуживание пользователей, обеспечить им доступ не только к отечественным, но и зарубежным источникам информации, что является сейчас одним из важных критериев оценки деятельности библиотек. Все это требует от библиотекарей творческого отношения к своей работе, новаторства, поднятия престижа библиотеки среди населения и различных организаций, пользующихся ее услугами.  
       Совершенствуется образовательная функция библиотек.      Образовательная функция – в содействии обучению школьников, дошкольников, студентов-заочников, учащихся в академиях и курсах переподготовки; в проведении библиотечных уроков или уроков библиотечно-библиографической грамотности.  
          В условиях формирования нового российского общества, осуществляемых в стране реформ, значительно возрастает потребность людей в экономических, политических и социальных знаниях, знании рынка товаров и услуг, основ маркетинга и менеджмента. Библиотеки призваны помочь гражданам получить необходимые знания, расширить их читательские интересы, показать взаимосвязь между теми или иными явлениями, содействовать развитию самостоятельного мышления, творчества с тем, чтобы они могли сознательно с пользой для дела участвовать в развитии производства, предпринимательства, фермерства, в решении социальных вопросов. В условиях демократии, многопартийности общества библиотеки должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.  
        Заслуживает уточнения и дальнейшего развития воспитательная функция библиотек. В последнее время в печати и практической деятельности ее упоминают все реже и реже. Объясняют это тем, что библиотеки в советское время проводили работу по коммунистическому воспитанию, а поскольку сейчас мы идем к рыночным отношениям, ведем капитализацию страны, то, ни о каком воспитании не может быть и речи. Это ошибочное мнение. Воспитательная деятельность библиотек имела место во все времена,  она остается актуальной и сейчас.  
Сегодня речь идет об изменении содержания воспитательной работы библиотек. Библиотекари призваны оказывать влияние на читателей, прививать им любовь к книге, воспитывать культуру чтения, такие общечеловеческие качества, как честность, добросовестность, правдивость, порядочность, высокую нравственность, духовность. В этом состоит профессиональный долг библиотекаря.  
        Коммуникативная функция. Библиотеки являются местом межличностного общения и прямых личных контактов. Сейчас, когда в библиотечных учреждениях получают все большее развитие клубы по интересам, любительские объединения, дискуссионные клубы и другие формы деятельности, способствующие общению людей, обмену информацией, коммуникативная функция получает все большее развитие.  
        Развивая и совершенствуя социальные функции библиотек как социально-культурного института, библиотечные работники тем самым коренным образом изменяют место и роль библиотек в экономической, политической и социальной жизни общества.

Информация о работе Библиотека и культура