Библиотека и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных авторов. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения — университеты — и частные лица. Она становится необходимой, что является очень важным признаком духовной жизни, умственной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I. Библиотека как социальный институт культуры…………………..5
1.1. Библиотека как феномен культуры……………………………….5
1.2. Основные функции библиотек…………………………………….7
Глава II. Роль библиотеки в культурной жизни сельского населения……..12
2.1. Центральная библиотека МЦБС Бабушкинского района: история создания………………………………………………………………….12
2.2. Библиотека и местное сообщество: грани социального партнерства………………………………………………………………14
2.3. Перспективы развития библиотеки на селе……………………….15
2.4. Организация деятельности МУ Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Бабушкинского муниципального района и взаимодействие с подведомственными учреждениями……………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая на тему Библиотека и культура. Библиотековедение Word.docx

— 93.04 Кб (Скачать файл)

Знание народных местных  традиции и обычаев помогает в  проведении различных конкурсов и праздничных мероприятий, воспитывает уважение к истории своего края. Книга – идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого, незаменимый помощник в деле духовного объединения и сплочения семьи.

Без библиотеки просто не обойтись: кому-то надо подготовиться к уроку, кому-то написать курсовую, а кому-то просто взять и почитать ее на досуге. Но почти никто из нас, наверное, не задумывался о людях, работающих здесь. Библиотекарь – это специальность относящаяся к социальным профессиям. Каждый день необходимо выстраивать диалог с большим количеством людей в разном социальном статусе и уровнем интеллекта, настроения, потребностей, интересов, образования и т.д. Библиотекарю необходимо  выдерживать профессиональный уровень и эстетический вид. Так же приходится претерпевать высокую физическую нагрузку: фактически весь день на ногах – расстановка фонда, выполнение заявок. Перед библиотекарями стоит задача организации массовой работы, требующей специфических знаний, умений, творческого подхода. Библиотекарь - это призвание.

Стоит серьёзная проблема недостаточности комплектования, большое количество устаревшей по содержанию и по форме ветхой литературы,  в библиотеках района нет множительной техники и компьютерного оборудования. Но я вижу, что у библиотекарей осталось неизменным: любовь к книге, к своим читателям, для которых  библиотека порой единственное место, где можно взять нужную литературу, найти необходимый материал для работы, обсудить прочтенный материал и просто с пользой провести время.

      Мир книг  прекрасен, и все, что имеют  наши библиотеки, мы бережно храним, а чем богаты, тем щедро делимся с истинными друзьями-читателями. Библиотека была и будет священным храмом знаний. Как бы библиотекарям ни было тяжело, они стараются создать комфортную обстановку и такие условия, чтобы читатели приходили сюда снова и снова.

 

 

2.4. Организация деятельности МУ Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Бабушкинского муниципального района и взаимодействие с подведомственными учреждениями.

Как сказал один мудрец: «Чтение, как  Суэцкий канал, соединяет разные культуры, миры и народы, людей разных национальностей и профессий  в единое литературное  пространство». Действительно, это тот мост, по которому движется эмоциональная, интеллектуальная, нравственная энергия от одного человека к другому.

Я хочу поделиться опытом сотрудничества начальника МУ Управления по культуре, спорту и молодежной политике администрации  Бабушкинского муниципального района Вологодской области Поляшовой  Светланы Владимировны. Она возглавляет МУ Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области с 2005 года.

«Для меня, как для руководителя сферы «Культура» является очень важным фактор культурно - здорового человека. Я полагаю, культурный человек – это человек, обладающий тремя основными качествами, способный созидать, создавать, преумножать.

1. Процесс созидания может быть у человека, имеющего высокие внутринравственные ориентиры и идеалы. Человек, имеющий определенный эстетический вкус, видение. Эти качества необходимо воспитать в семье и в процессе школьного обучения. Зачастую человека приводят в тупик простые вопросы, например:

- назовите идеал служения  обществу,

или

- идеал хороших отношений.

Изученные мною биоадекватные методики «Целостное мышление»  позволяют в короткие сроки выстроить нравственный каркас.

    1. Процесс создания непросто проходит даже у людей высоко образованных. Мы с начальной школы забыли о том, что можно и нужно творить, создавать.

Я отметила, что если все рабочие процессы строятся в творческом русле. Когда алгоритм действий на позитивной волне, конечный продукт получается более качественным.

    1. Взаимосвязь направлений деятельности (библиотечное, досуговое, традиционная народная культура, музейная деятельность, дополнительное образование) в сфере позволяют расширить спектр деятельности, появляются новые возможности у людей не танцующие – танцуют, люди не умеющие писать стихи сочиняют их, совершенно не поющие люди – поют, люди не мыслящие ничего в политике, способны грамотно разбираться в ней т.е., в полной мере способны творить, а значит преумножать.

Соответственно, ели работник разберется со своими культурными идеалами и овладеет методиками творческой работы, научится мыслить целостно, то процесс его культурного оздоровления наступает гораздо быстрее.

Известно, что специалисты творческие не могут сорганизовать свою деятельность, а люди логического типа мышления, хорошие организаторы, но возникает проблема в творческом плане, они знают алгоритм действий, но не видит образ проекта. Поэтому освоенные совместная деятельность всех направлений сферы, и непосредственная работа над собой приведут к балансу и гармонии, как с самим собой, так и с социумом.

За период деятельности выстроила  партнерские отношения с коллегами  – руководителями подразделений. При  решении рабочих вопросов, в первую очередь я узнаю их точку зрения, а затем, если это необходимо, вношу  корректировки, но, опять же, в процессе обсуждения. Таким образом, сбалансировав  наши отношения, мы приходим к гармоничному решению вопросов.

Предыдущим руководителем  использовался авторитарный метод, что привело к полной зависимости  от мнения руководителя и в абсолютной не самостоятельности, следовательно, произошло снижение ответственности  руководителей подразделений. Получение  информации решения вопроса только из одного источника дает низкий КПД.

Социальная деятельность, как теория и практика организация  деятельности человека, имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном  сценарии индивидуума.. Христианская парадигма  знания предложила свои подходы к  социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям.

 Идеальная картинка, в  моём представлении, социальной  деятельности – это работа  с социумом и во благо его.  Действительность нам рисует  следующую картинку: выстроенная  иерархическая система власти  сегодня

информирует нас о следующем

 

 

 

Диаграмма современности

 

Глава государства (района)

Министры (заместители глав)

Начальники департаментов (руководители подразделений)

Руководители на местах

Социум (народ)


Схема 1

Вывод: Народ для власти (народ – используемый материал, власть – во благо себя самой)

Желаемая диаграмма

Социум (народ)

Руководители на местах

Начальники департаментов (руководители подразделений)

Руководители на местах

Глава государства (района)


Схема 2

 Вывод: Диаграмма наглядно подчеркивает значимость и количественный аспект. Избранная власть своими действиями должна качественно улучшать жизнь социума. Обращаю ваше внимание на схему 1. Она говорит о том, что сегодня происходит заполнение не нужной информацией (ненужные запросы от вышестоящих структур, которые не коим образом не способствую стимулированию работы, а отнимают массу полезного времени, так необходимого для создания новых проектов)

Человек, пришедший к пульту управления должен мыслить по законам Мироздания и человеческого общества. Применяется принцип не подчинения, а принцип партнерства в решении глобальных задач.

Приведу пример упражнения «Футбольный мяч»

 

                                


  структурное подразделение                                           


                                                                    


       начальник  управления                                          


социум


             


Схема 3

                 

Схема 4

Руководитель своим негативным тоном раскачивает маятник негатива, исполнитель, получает отрицательную  энергетику. Схема 4 наглядно показывает выпадение одного из звеньев (структурного подразделения), т.о. разрывается связь в общей композиции  взаимодействий. В разбалансированном состоянии система снижает КПД и на выходе неполноценный продукт.

Таким образом, только в сгармонизированном обществе имеет место баланс. Задача руководителя сферы снять негатив в отношениях внутри коллективов, не раздувая конфликт. Отношения с руководителями подразделений необходимо выстраивать в доверительном, но всё же, партнёрском русле. В организации и проведении мероприятий объединять коллективы разных учреждений, для установки коммуникативных связей и сплоченности коллективов. Работа на позитивной волне улучшает качество работы, но при этом необходимо соблюдать требовательность.

В организации рабочего процесса я всегда придерживаюсь правила: «Я не грозный назидатель, я требовательный партнёр»».

Как показывает практика, данный опыт работы дал определённые результаты. Библиотечная система района, да и вся сфера в целом, считалась более десятка лет отстающей. Благодаря гармонично выстроенным отношениям между подразделениями, органами власти и учреждениями областного уровня, самостоятельность руководителей подразделений привели к организации крупных мероприятий областного уровня и межрегионального. Руководители учреждений совместно со своими коллективами организуют семинарские занятия районного и межрайонного уровня самостоятельно. Работа учреждений в данный момент носит инициативный характер. Коллективы в поиске новых форм работы и новых партнёрств.

 

В «Заключении» формулируются  выводы:

В современном информационном, индустриальном обществе библиотека по-прежнему остается не имеющем аналогов учреждением, услугами которого люди пользуются, не смотря на возможности современных достижений науки и техники. Такой феномен  можно объяснить специфическими особенностями данного культурного  учреждения, в частности атмосферой, царящей в библиотеки и настраивающей  на обучение и работу, подборкой  информации достаточно высокого качества по содержанию и обширного по объему, наличие профессионально обученных  людей, к помощи которых могут  прибегнуть пользователи библиотекой. Тем не менее, исходя их статистических данных [22], число библиотек сокращается, подобная статистика наблюдается и  к посещаемости библиотек населением.

Современная публичная библиотека — это культурно-информационный центр, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Собственная, внутренняя организация библиотеки в совокупности с правилами, нормами и порядками, обеспечивающими ее деятельность, регулируют ее взаимоотношения с социальными и культурными институтами; способствует выполнению ее культуросберегающих и культуроформирующих функций. Библиотека — это место циркуляции информации, в которой библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве.

 

 

Список литературы

  1. Мркова Т. Б. Библиотека в истории культуры. СПб.:  Наука, 2008. — 327с.
  2. Маркова Т. Б. Библиотека как феномен культуры: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук: Специальность 09.00.13 (философия культуры и философская антропология) // Anthropology.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ ru/texts//markovat/abstract.
  3. Маркова Т.Б. Библиотека как феномен культуры: автореф. дис. …канд. филос. наук: 09. 00. 13 / Т.Б. Маркова; Санктпетерб. гос. ун-т. - СПб., 1999. - 22 с.
  4. Российское  библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования /Рос. гос. б-ка; Сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой; Науч. Ред. Л. М. Инькова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом,2003.-432 с.-(Специальный издательский проект для библиотек).
  5. Столяров Ю.Н. Что такое библиотека? (О её сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. - 1999. - № 7/12. - С. 20-33.
  6. О библиотечном деле: федер. закон РФ от 29. 12. 1994 № 78 - ФЗ // Справочые документы, консультации, юридич. советы на каждый день / 1-е изд. - М., 1996. - С. 42-52.
  7. Культурно-досуговая деятельность библиотеки. Серия "Библиотекарь и время. XXI век". Выпуск 44. Автор(ы): Домаренко Е.В. Серия: Библиотекарь и время. XXI век.
  8. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом. – М.: Либерия, 1999.Фонотов Г.П. Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды.- М.: Либерия, 2002.Андреева И.А. На пороге радикальных перемен.- // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52.
  9. Берестова Т.Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров / Т.Ф. Берестова // Библиотековедение. - 2005. - № 1. - С. 53-56.

 

 

 


Информация о работе Библиотека и культура