Введение
Автомобильный транспорт является
наиболее массовым и удобным видом транспорта,
особенно эффективным и удобным при перевозке
грузов и пассажиров на относительно небольшие
расстояния. Обладающий большой маневренностью,
хорошей проходимостью и приспособленностью
для работы в различных климатических
и географических условиях. Экономически
– эффективная работа автомобильного
транспорта обеспечивается рациональным
использованием многомиллионного парка
подвижного состава – грузовых и легковых
автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.
Интенсивный рост автомобильного
парка требует при обслуживании и ремонте
подвижного состава увеличение количества
рабочих, обновления оборудования, повышение
квалификации ремонтно-обслуживающего
персонала.
Своевременное и качественное
выполнение технического обслуживания
в установленном объеме обеспечивает
высокую техническую готовность подвижного
состава, снижает потребность в ремонте
и обеспечивает его работоспособность
в течении установленных сроков эксплуатации.
Для выполнения поставленных задач необходимо
широко использовать средства диагностики,
совершенствовать и обновлять оборудование,
инструменты, максимально механизировать
зоны ТО и ТР.
По причине повышения количества
легковых автомобилей в Казани за последние
годы, возросла и роль станций технического
обслуживания автомобилей.
Одной из важнейших задач, стоящих
перед работниками СТО является повышение
качества технического обслуживания и
ремонта легковых автомобилей. Решение
этой проблемы носит комплексный характер
и осуществляется путём совершенствования
системы обеспечения СТО запасными частями,
повышения уровня технической оснащенности
станций, улучшения организации и технологии
обслуживания, ремонта автомобилей на
предприятиях автосервиса. Немаловажное
место здесь занимает совершенствование
технического контроля. Известно, что
без контрольно- измерительной аппаратуры
невозможно достаточно точно и эффективно
оценить техническое состояние автомобиля.
Развития сервисного обслуживания
автомобилей характеризуется относительно
быстрым ростом оснащенности СТО, созданием
специализированных постов и участков.
А это ставит перед специалистами ряд
важных практических задач, связанных
с грамотной эксплуатацией и рациональным
использованием оборудования при обслуживании
и ремонте автомобилей.
1 Анализ хозяйственной
деятельности действующего предприятия
1.1. Характеристика автосервиса
ОАО «Брянск-Лада»
Станция технического обслуживания автомобилей
ОАО «Брянск-Лада» находится по адресу:
г. Брянск, ул.Культуры, д. 1а.
ОАО «Брянск-Лада» - официальный дистрибьютор
ОАО «АВТОВАЗ» и входит в холдинг ОАО «Лада-Сервис».
Все помещения и участки СТО располагаются
в двух корпусах: производственном корпусе
и корпусе кузовного ремонта и окраски.
Предприятие имеет собственную производственную
базу и осуществляет техническое обслуживание
(ТО) и ремонт подвижного состава, а также
обеспечение его эксплуатационными материалами.
Размещение зданий и сооружений на территории
предприятия представлена на рис.1.1.
Рис.1.1.
Схема генерального плана
Перечень основных производственных
сооружений представлен в табл.1.1.
Таблица 1.1.
Перечень
основных производственных сооружений
№
поз. |
Наименование |
1 |
Корпус производственный и административно-бытовой |
2 |
Корпус кузовного ремонта и окраски |
3 |
Стоянка открытого типа |
4 |
Стоянка личного автотранспорта |
5 |
Склад подлежащих к списанию автомобилей
и агрегатов |
6 |
Зона отдыха |
СТО предназначена для выполнения:
- предпродажной подготовки автомобилей;
- мойки, технического обслуживания
и ремонта автомобилей в гарантийный
и послегарантийный период;
- кузовных и окрасочных работ;
- установки дополнительного оборудования;
- антикоррозионной обработки кузовов.
В состав производственного корпуса
входят следующие производственные участки:
- уборочно-моечных работ;
- предпродажной подготовки, технического
обслуживания и ремонта автомобиля;
- приемки и диагностики;
- шиномонтажный;
- агрегатный;
- дополнительной комплектации.
В состав корпуса кузовного ремонта и
окраски входят следующие производственные
участки:
- окраски;
- ремонта кузовов;
- антикоррозионной обработки кузовов.
В корпусах размещены также автосалон,
склад запчастей, инженерные и административно-бытовые
помещения.
Автосалон предназначен для продажи:
- автомобилей и оформления документов
на них;
- запчастей и аксессуаров к
автомобилям.
Предпродажная подготовка автомобилей
- это комплекс работ по выявлению и устранению
недостатков и повреждений, возникших
в процессе транспортировки и хранения
автомобилей, и проведение работ, связанных
с подготовкой автомобилей к эксплуатации
до момента их продажи, выполняемых на
предприятиях, имеющих сертификат соответствия
на данные работы и аттестованный персонал.
Предпродажная подготовка является обязательным
условием гарантии изготовителя в соответствии
с требованиями стандарта по предпродажной
подготовке легковых автомобилей ОСТ
37.001.082-82 и перечнем обязательных работ,
приведенных в сервисной книжке легковых
автомобилей. О факте выполнения этих
работ в сервисной книжке должна быть
сделана отметка.
Техническое обслуживание автомобилей
- это комплекс работ (операций), направленных
на предупреждение отказов и неисправностей,
обеспечение полной работоспособности
автотранспортного средства (агрегата,
узла, системы) в пределах эксплуатационных
характеристик, установленных изготовителем.
Гарантийное обслуживание автомобилей
- это комплекс мероприятий, направленных
на создание необходимых условий для нормальной
эксплуатации автомобилей в гарантийный
период, а также на предупреждение и устранение
неисправностей и выдачу владельцам необходимой
информации об автомобиле и условиях гарантии.
Гарантийное обслуживание включает в
себя техническое обслуживание в гарантийный
период эксплуатации и гарантийный ремонт.
Гарантийный ремонт автомобилей - это
комплекс работ (операций), связанных с
выполнением гарантийных обязательств
изготовителя, направленных на устранение
неисправностей, и предназначен для восстановления
работоспособности автомобиля в пределах
эксплуатационных характеристик.
В перечень услуг, выполняемых СТО, входят
работы:
- уборочно-моечные;
- предпродажная подготовка автомобилей;
- продажа автомобилей;
- периодическое техническое обслуживание;
- заправочные, смазочные;
- крепежные работы;
- аккумуляторные работы;
- регулировочные работы;
- электротехнические работы;
- работы по системе питания;
- гарантийный ремонт;
- шиномонтажные, ремонт камер;
- агрегатные;
- кузовные;
- окрасочные;
- антикоррозионная защита кузовов;
- установка дополнительного оборудования.
1.2. Принципы и методы управления
Управление предприятием – сложный процесс.
Оно должно обеспечить единство действий
и целенаправленность работы коллективов
всех подразделений предприятия, взаимоувязанную
и координированную деятельность работающих
на предприятии. Следовательно, управление
можно определить как процесс целенаправленного
воздействия на производство в целях обеспечения
эффективного его осуществления.
Предприятие представляет собой не случайное
организационное объединение отдельных,
внутренне не связанных между собой частей,
а является системой. Любая система имеет
управляемую и управляющую системы. Первая
состоит из ряда взаимосвязанных производственных
комплексов: основных и вспомогательных
цехов, различного рода служб. Вторая –
управляющая система – на предприятии
представляет собой совокупность органов
управления. Обе системы связаны посредством
информации, поступающей от объектов управления,
а также от внешних источников информации
в управляющую систему, и принимаемых
на основе этой информации решений, которые
в виде команд поступают в управляемую
систему для исполнения.
Пропорциональное соотношение отдельных
частей системы – главное требование
ее функционирования. Однако каждая система
не является раз и навсегда стабильной.
Она развивается, меняется, совершенствуется.
При этом воздействие на предприятие возможно
не только со стороны системы, частью которой
оно является, но и со стороны других систем
(вышестоящие органы управления данного
министерства, другие министерства и т.д.).
При этом внешние и внутренние воздействия
переплетаются между собой, взаимно обусловливают
друг друга.
Процесс производства и специфические
особенности его обусловливают необходимость
установления соответствующих форм и
функций управления, в которых проявляется
многогранность управления. Схематически
управление производством можно представить
в виде ряда основных этапов, охватывающих,
сбор необходимой исходной информации,
передачу ее руководителям соответствующих
подразделений, обработку и анализ ее,
выработку решений и, наконец, анализ результатов
выполненных работ, и сбор новой исходной
информации.
Управление многогранно. К основным его
функциям относятся: планирование, организация,
координация и контроль. Главным направлением
воздействия процесса управления на процесс
производства является планирование,
обеспечение необходимого соответствия
между всеми участками и участниками производства.
Указанные функции характерны для любой
из управляющих систем, но в каждой из
них преобладают особые черты, обусловленные
содержанием процесса управления в данной
системе. При этом большое значение имеет
выбор систем, побуждающих участников
процесса управления и процесса производства
творчески решать задачи, действовать
с максимальной эффективностью.
В соответствии со схемой управления,
общее руководство предприятием осуществляет
директор. Ему непосредственно подчинены
подразделения основного производства
и основные отделы. Структура управления
ОАО «Брянск-Лада» изображена на рис.1.2.
Рис.1.2. Организационно-производственная
структура технической
службы ОАО «Брянск-Лада»
Директор организует работу и несет ответственность
за предприятие. Он действует от имени
предприятия, представляет сто во всех
учреждениях и организациях, распоряжается
в соответствии с законом имуществом и
средствами предприятия, заключает договора
и имеет право открывать в банках расчетные
и другие счета предприятия. В пределах
своей компетенции, директор издает приказы
по предприятию, имеющие юридическую силу
для его работников, применяет меры поощрения
и налагает взыскания на работников предприятия.
На руководителя предприятия возложены
ответственные обязанности: научная организация
труда на предприятии; руководство работой
по внедрению новой техники и технологии,
совершенствованию транспортного процесса
и выполнению предприятием обязательств
перед банками. Вопросы подбора и подготовки
кадров, охраны труда и техники безопасности,
жилищного и социально-культурного строительства
требуют также пристального и постоянного
внимания со стороны руководителя предприятия.