Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа
Одним из главных видов государственного воздействия на экономику является ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения. Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в целом, а правовое регулирование ценообразования - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.
Введение
1. Роль государства в ценообразовании
2. Органы контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
3. Методы контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
4. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Роль государства в ценообразовании
2. Органы контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
3. Методы контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
4. Ответственность за
нарушение государственной дисц
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из главных
видов государственного
1. Роль государства в ценообразовании
Регулирование
цен осуществляется на двух
уровнях: государства и
Государственное
регулирование – это
На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное регулирование.
Свобода предприятий
в ценообразовании
Установление
государством фиксированных
- в виде
государственных
- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен;
- фиксирования монопольных цен.
Регулирование
государством цен посредством
установления условий
- фиксирования предельного уровня цен;
- выделения
максимума надбавок или
- внедрения
предельного значения
- установления максимального уровня разового повышения цен;
- государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.
Свободные
(договорные) цены. Государство ограничивает
степень самостоятельности
- запрет на
горизонтальное фиксирование
- запрещение
вертикального фиксирования
- запрещение
ценовой дискриминации (купля-
- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов);
- запрет на
недоброкачественную ценовую
В переходный
к рынку период, в обстановке
смешанной экономики рыночное
ценообразование призвано
2. Органы контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Так, цены на лекарственные средства, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулируются государством. Для этого проводится государственная регистрация цен производителей на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Также на них устанавливается размер предельной оптовой и розничной надбавки.
Разработку
и реализацию единой
В компетенцию
Комитета цен входит
- подготовка предложений по проведению единой государственной политики цен в Российской Федерации;
- систематический анализ
процессов ценообразования в
отраслях народного хозяйства
Российской Федерации и
- совершенствование порядка установления государственных регулируемых и свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
- государственное регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов;
- систематический контроль за соблюдением государственной дисциплины цен предприятиями, организациями и другими юридическими лицами на территории Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
- оказание методической помощи органам ценообразования республик в составе Российской Федерации, краев и областей;
- изучение и обобщение
опыта ценообразования в
При комитете
работает коллегия в составе
11 человек. При Министерстве
Кроме того,
на предприятиях торговли и
общественного питания
Государственный
контроль за ценами проводится
по единому годовому плану,
который объединяет усилия в
этой области органов
3. Методы контроля за
Государственное регулирование в сфере деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии) осуществляется посредством Постановления Правительства от 24 октября 2005 г. N 637; Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. N 1158; Указа Президента от 17 октября 1996 г. N 1451; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 869; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 863; Постановления Правительства от 12 февраля 1996 г. N 140; письма МНС от 3 ноября 1999 г. N ВГ-15-02/1035.
В соответствии с Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Государственный контроль за соблюдением дисциплины цен ведется в виде систематических проверок практики разработки проектов цен, их утверждения и применения. Основными формами проверок являются: комплексные, массовые, тематические и выборочные.
Комплексные проверки, чаще всего, являются сплошными. При комплексной проверке контролируется не только практика применения действующих цен и тарифов, но и одновременно проверяется и практика разработки проектов цен. Комплексные проверки, проводимые местным органами ценообразования, состоят в проверке всех предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового и коммунального хозяйства, а также всех предприятий и организаций производственной сферы, которые расположены на территории данного района или города.
Комплексные контроль позволяет более глубоко и правильно представить состояние государственной дисциплины цен в данном городе, районе.
Массовые проверки отличаются
особой широтой охвата
Важнейшим
требованием к организации
4. Ответственность за
нарушение государственной
Объективная сторона
данного правонарушения