Дерево судебной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:38, доклад

Описание работы

Состояние судебной системы нашей страны стало предметом острой дискуссии, в том числе и по многим резонансным делам последнего времени. Признавая позитивные сдвиги в отправлении правосудия, многие юристы и простые граждане по-прежнему сомневаются в том, что наш суд стал независимым и компетентным.
Свидетельство тому - значительное число обращений в Европейский суд по правам человека, где решения, как правило, выносятся не в пользу нашего государства. А это чревато для страны не только финансовыми, но и репутационными потерями.

Файлы: 1 файл

суд.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Внедрение примирительных процедур (восстановительной  юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, должно способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом вполне можно допустить и широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

Важнейшей остается и проблема борьбы с коррупцией в судейской сфере, что вполне возможно, когда, например, в целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела будет в полном объеме реализован принцип "запрета на участие в рассмотрении дел адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи".

Повышению эффективности судебной системы будет способствовать и  повышение активной роли суда, усиление влияния на правоприменение. Так, судебная практика свидетельствует о том, что около 70 процентов исков налогоплательщиков к налоговым органам удовлетворяются в пользу первых, что свидетельствует об отсутствии учета принимаемых судебных решений для корректировки деятельности указанных органов исполнительной власти.

Все так же остается проблемной для судебной системы необходимость реформировать (рационализировать) судопроизводство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим направлениям:

- перераспределение нагрузки между  судебными звеньями с учетом  вступления в активную фазу  процесса создания апелляционных судов для исключения возможности обжалования решений по гражданским делам суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования;

- установление категорий дел,  по которым кассационное и  надзорное обжалование не допускается, в частности по категориям дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства;

В целях обеспечения прозрачности судебной системы и предупреждения ее коррупционности необходим жесткий  и строгий контроль за ежегодным  декларированием судьями, а также их супругами доходов, имущества, обязательств имущественного характера (с учетом положений главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации). Кроме того, требуется определить разрешенные формы и условия инвестирования средств судьями.

В условиях финансового кризиса опять же остается не разрешенным до конца полное информационное обеспечение деятельности судебной системы:

- создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной  системы Конституционного Суда  Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

- реализация проекта электронного  обеспечения правосудия в системе  арбитражных судов;

- введение широкомасштабной информационной  системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

- создание активной на условиях  современных требований науки  и техники информационно-коммуникационной  системы Верховного Суда Российской  Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

- формирование необходимой телекоммуникационной  инфраструктуры для обеспечения  эффективного взаимодействия арбитражных  судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Так, затраты на информатизацию Конституционного Суда Российской Федерации в 2007 - 2011 гг. предполагали использовать 224 млн. рублей, Верховного Суда Российской Федерации - 200 млн. рублей, арбитражных судов - 3649,3 млн. рублей, судов общей юрисдикции - 2200 млн. рублей. Общие затраты составят 6273,3 млн. рублей.

Следовательно, в условиях 2012 - 2016 гг. указанные затраты будут еще  больше с учетом финансового кризиса и инфляции.

Действительно, учитывая масштабы системы  судов общей юрисдикции, охватывающей более 80 тыс. рабочих мест, важнейшей  задачей будет являться формирование полноценных структурных подразделений  судов общей юрисдикции, а также  инфраструктуры по обеспечению эксплуатации и поддержки этой системы.

В новых условиях в соответствии с федеральной программой функционирования судебной системы России в 2012 - 2016 гг. в целях повышения доверия  к правосудию, в том числе путем  повышения эффективности и качества рассмотрения дел, необходимо создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных).

В этой связи необходимо соответствующие  изменения внести в законодательство Российской Федерации.

Федеральная программа эффективной деятельности судебной системы в 2012 - 2016 гг. возможна лишь тогда, когда при принятии программных документов будет организовано исследование общественного мнения в целях подготовки предложений по улучшению функционирования судебной системы России. Только проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, а также проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским судом по правам человека позволят учесть многие проблемы судебной системы страны и в будущем эффективно их разрешать через призму обращений и выработки предложений по их устранению.

Возобновление судебной реформы необходимо потому, что нынешнее положение судебной и правоохранительной деятельности нетерпимо: правоприменители не признают на деле естественного происхождения и приоритетного значения прав человека; уровень правовой культуры населения, а также судей и находящихся на государственной службе юристов.

- реальные технологии и ценности судебной и правоохранительной деятельности существенно отличаются от нормативно признанных; эти карательные по своим природе и назначению технологии (начиная с сохранения прописки, незаконных проверок документов у граждан и вплоть до похищения людей и бессудных казней в Чеченской Республике) порождают нарушение прав человека в огромных масштабах;

- государственная защита интересов лиц, оказавшихся в пределах функционирования силовых структур и судов, не эффективна; квалифицированная юридическая помощь основной массе населения недоступна;

- народ отстранен от участия в осуществлении правосудия по подавляющему большинству уголовных и гражданских дел, по всем административным делам;

- судейская корпорация отгородилась от претензий общества частоколом конфиденциальности; жалобы граждан на злоупотребления судей игнорируются квалификационными коллегиями судей и председателями судов; одновременно из судебной системы изгоняются квалифицированные и подлинно независимые судьи;

В рамках рыночной системы хозяйствования сохраняется чуждая ей социалистическая практика произвольного распределения благ между сотрудниками судов и правоохранительных органов;

в основах конституционного строя Российской Федерации на практике отсутствует полноценное разделение властей, причем правосудие все больше превращается в рядовую управленческую деятельность - «расправу».




Информация о работе Дерево судебной системы