Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:38, доклад
Состояние судебной системы нашей страны стало предметом острой дискуссии, в том числе и по многим резонансным делам последнего времени. Признавая позитивные сдвиги в отправлении правосудия, многие юристы и простые граждане по-прежнему сомневаются в том, что наш суд стал независимым и компетентным.
Свидетельство тому - значительное число обращений в Европейский суд по правам человека, где решения, как правило, выносятся не в пользу нашего государства. А это чревато для страны не только финансовыми, но и репутационными потерями.
Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, должно способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом вполне можно допустить и широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.
Важнейшей остается и проблема борьбы с коррупцией в судейской сфере, что вполне возможно, когда, например, в целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела будет в полном объеме реализован принцип "запрета на участие в рассмотрении дел адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи".
Повышению эффективности судебной
системы будет способствовать и
повышение активной роли суда, усиление
влияния на правоприменение. Так, судебная
практика свидетельствует о том,
что около 70 процентов исков налогоплательщ
Все так же остается проблемной для судебной системы необходимость реформировать (рационализировать) судопроизводство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим направлениям:
- перераспределение нагрузки
- установление категорий дел,
по которым кассационное и
надзорное обжалование не допус
В целях обеспечения прозрачности
судебной системы и предупреждения
ее коррупционности необходим
В условиях финансового кризиса опять же остается не разрешенным до конца полное информационное обеспечение деятельности судебной системы:
- создание электронного архива,
формирование информационно-
- реализация проекта
- введение широкомасштабной
- создание активной на условиях
современных требований науки
и техники информационно-
- формирование необходимой
Так, затраты на информатизацию Конституционного Суда Российской Федерации в 2007 - 2011 гг. предполагали использовать 224 млн. рублей, Верховного Суда Российской Федерации - 200 млн. рублей, арбитражных судов - 3649,3 млн. рублей, судов общей юрисдикции - 2200 млн. рублей. Общие затраты составят 6273,3 млн. рублей.
Следовательно, в условиях 2012 - 2016 гг. указанные затраты будут еще больше с учетом финансового кризиса и инфляции.
Действительно, учитывая масштабы системы
судов общей юрисдикции, охватывающей
более 80 тыс. рабочих мест, важнейшей
задачей будет являться формирование
полноценных структурных
В новых условиях в соответствии
с федеральной программой функционирования
судебной системы России в 2012 - 2016 гг.
в целях повышения доверия
к правосудию, в том числе путем
повышения эффективности и каче
В этой связи необходимо соответствующие изменения внести в законодательство Российской Федерации.
Федеральная программа эффективной деятельности судебной системы в 2012 - 2016 гг. возможна лишь тогда, когда при принятии программных документов будет организовано исследование общественного мнения в целях подготовки предложений по улучшению функционирования судебной системы России. Только проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, а также проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским судом по правам человека позволят учесть многие проблемы судебной системы страны и в будущем эффективно их разрешать через призму обращений и выработки предложений по их устранению.
Возобновление судебной реформы необходимо потому, что нынешнее положение судебной и правоохранительной деятельности нетерпимо: правоприменители не признают на деле естественного происхождения и приоритетного значения прав человека; уровень правовой культуры населения, а также судей и находящихся на государственной службе юристов.
- реальные технологии и ценности судебной и правоохранительной деятельности существенно отличаются от нормативно признанных; эти карательные по своим природе и назначению технологии (начиная с сохранения прописки, незаконных проверок документов у граждан и вплоть до похищения людей и бессудных казней в Чеченской Республике) порождают нарушение прав человека в огромных масштабах;
- государственная защита интересов лиц, оказавшихся в пределах функционирования силовых структур и судов, не эффективна; квалифицированная юридическая помощь основной массе населения недоступна;
- народ отстранен от участия в осуществлении правосудия по подавляющему большинству уголовных и гражданских дел, по всем административным делам;
- судейская корпорация отгородилась от претензий общества частоколом конфиденциальности; жалобы граждан на злоупотребления судей игнорируются квалификационными коллегиями судей и председателями судов; одновременно из судебной системы изгоняются квалифицированные и подлинно независимые судьи;
В рамках рыночной системы хозяйствования сохраняется чуждая ей социалистическая практика произвольного распределения благ между сотрудниками судов и правоохранительных органов;
в основах конституционного
строя Российской Федерации на практике
отсутствует полноценное