Проведенный
анализ показал, что все федеральные
органы исполнительной власти
заинтересованы в участии в
работах по национальной стандартизации,
в т.ч. в создании межведомственного
координирующего органа по стандартизации,
а также новых технических
комитетов по стандартизации. Необходимо
отметить, что общий фонд отраслевой
документации (отраслевые стандарты,
руководящие документы, технические
условия и т.д.), составляет порядка
120000 документов. К настоящему времени
поступили предложения от министерств
и ведомств по переводу более
5300 документов в ранг национальных
стандартов.
При
этом общий фонд государственных
стандартов в настоящее время
составляет около 24 тысяч стандартов.
В
целях обеспечения эффективной
государственной политики в области
стандартизации необходимо создание
единой национальной системы
стандартизации Российской Федерации,
обеспечивающей при разработке
и применении национальных стандартов
баланс интересов государства, субъектов
хозяйствования, общественных организаций
и потребителей.
При
формировании новой национальной системы
стандартизации, отвечающей требованиям
времени и принципам нового законодательства
в области технического регулирования,
установленным в Соглашении ВТО по техническим
барьерам в торговле и Кодексе добросовестной
практики применительно к подготовке,
утверждению и применению стандартов,
необходимо определить национальную политику
в области стандартизации, приоритеты
государства в стандартизации, место и
роль стандартов в области технического
регулирования, создать эффективную структуру
системы стандартизации, обеспечивающую
не только преемственность работ по стандартизации,
но и участие заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти в системе.
В
качестве приоритетов в области
стандартизации для государства
можно назвать следующие: координация
и обеспечение целостности системы
национальной стандартизации; совершенствование
организационной структуры и
планирования стандартизации на
всех уровнях, и, прежде всего,
на федеральном уровне, обеспечение
разработки базовых общетехнических
стандартов; облегчение создания
доказательной базы технических
регламентов; обеспечение безопасности
потребителей и работников, экология;
инновации (критические технологии);
борьба с фальсифицированной
продукцией и т.д.
Для
осуществления координации работ
по национальной стандартизации,
определения приоритетов государства
в данных работах, исключения
дублирования, обеспечения участия
министерств и ведомств в работах
по национальной стандартизации,
повышения применяемости и востребованности
национальных стандартов представляется
целесообразным в рамках формирования
единой системы национальной
стандартизации создать межведомственный
совет по стандартизации. В рамках
проводимого Госстандартом России
опроса 18 федеральных органов исполнительной
власти поддержали данное предложение.
При
разработке национальных стандартов
необходимо использовать международный
и европейский опыт. Стандарты
принимаются на основе консенсуса
всех заинтересованных сторон
по результатам согласительных
совещаний компетентных представителей
министерств и ведомств, предприятий-изготовителей,
саморегулируемых организаций, научных
организаций. Вся эта работа
проводится в рамках технических
комитетов по стандартизации. Это
единственный апробированный на
практике организационный инструмент
разработки и принятия стандартов.
В российской системе стандартизации
в настоящее время функционирует
340 технических комитетов по стандартизации,
которые также обеспечивают участие
России в международной стандартизации
и в межгосударственной стандартизации
со странами СНГ.
Как
уже было отмечено выше, в целях
максимальной формализации процедур
государственного контроля (надзора)
важна унификация разработки
правил проведения испытаний
и измерений. Причем этот вопрос
относится непосредственно к
переходному периоду в стандартизации.
В соответствии с пунктом 11
статьи 7 закона предусмотрена разработка
и утверждение Правительством
Российской Федерации правил
и методов исследований (испытаний)
и измерений, а также правил
отбора образцов для проведения
исследований (испытаний) в течение
шести месяцев со дня официального
опубликования технического регламента.
Вместе с тем, 24% фонда национальных стандартов
(около 6000 стандартов) разработаны на методы
испытаний и контроля. Все эти стандарты
разработаны в соответствующих технических
комитетах по стандартизации, прошли необходимую
метрологическую экспертизу, апробированы
на практике и в большей части гармонизированы
с международными стандартами. Они обеспечивают
необходимую точность, объективность
и воспроизводимость испытаний.
Национальная
система стандартизации будет эффективна
при условии реформирования технического
регулирования по другим направлениям,
а именно: обеспечение в технических регламентах
разумного баланса между уровнем защиты
потребителей и издержками общества, связанными
с выполнением обязательных требований;
создание единой системы аккредитации
в области подтверждения соответствия,
осуществления государственного контроля
(надзора) за продукцией исключительно
на стадии обращения продукции и т.д.5
Заключение
Федеральный
закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
вступивший в силу 1 июля 2003 года, создал
основу для проведения реформы технического
регулирования. Закон кардинально меняет
действовавшую ранее систему принятия
и применения обязательных технических
требований к продукции и процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации. Реформа технического регулирования
затрагивает механизмы формирования системы
оценки соответствия, процедур контроля
и надзора, аккредитации и стандартизации.
Необходимость реформирования государственной
стандартизации обусловлена произошедшими
изменениями форм собственности большинства
предприятий, появлением свободных рынков
товаров и услуг и рыночного регулирования
в производственной сфере, существенному
ускорению в процессах обновления и создания
новой продукции, необходимостью участия
предприятий в международном разделении
труда. Кроме этого, сами государственные
стандарты и иные нормативно-технические
документы (СНиПы, СанПиНы, и др.) не формируют
единую систему технических требований,
поскольку в ряде случаев, основаны на
разной методологии определения требований,
содержат противоречия между документами
разного характера, провоцируют несоблюдение
содержащихся в них требований. В целом
государственные стандарты ориентируются
на определенный средний уровень качества
продукции, т.е. сдерживают возможность
применения не стандартных методов и не
стандартной продукции более высокого
качества.
Под техническим
регулированием понимается правовое регулирование
отношений в области установления,
применения и исполнения обязательных
требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации.
При техническом регулировании
на добровольной основе устанавливаются
и применяются требования к продукции,
к упомянутым процессам, к выполнению
работ или оказанию услуг, а также
осуществляется правовое регулирование
отношений в области оценки их соответствия.
Технический регламент-документ, который
устанавливает обязательные для применения
и исполнения требования к объектам технического
регулирования. Технический регламент
устанавливается федеральным законом
или указом Президента РФ, или постановлением
Правительства РФ, а также международным
договором Российской Федерации, ратифицированным
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Список использованной
литературы
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О техническом регулировании» // Парламентская газета», № 1-2, 05.01.2003.
- Андреева, Л.В. Коммерческое право России / Л.В.Андреева. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 320 c.
- Базылев, Н. И., Базылева, М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие / Н.И. Базылев. – Мн.: Мисанта, 2007. – 253 с.
- Вознесенская, Н.Н. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / Н.Н.Вознесенская.
- М.: Волтерс Клувер,
2007. -
560 с.
- Гончаров, П.В. Сертификация и лицензирование / П.В. Гончаров // Ваш налоговый консультант. – 2009. - № 8. – С.18-24.
- Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник / И.В.Ершова. - М.: ИД «Юриспруденция»,
2008. -
560 с.
- Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 432 с.
- Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. / И.М. Лифиц. - М., 2008. – 213 с.
- Макеева, И.А., Дунченко, Н.И. Технология разработки стандартов нормативной документации: Курс Лекций / И.А. Макеева. - М.: МГУПБ, 2009. - 180 с.
- Трунина, Е.В. Коммерческое право / Е.В.Трунина. - М.: Юрист, 2007. - 405 c.
1 Федеральный
закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О
техническом регулировании» // Парламентская
газета», № 1-2, 05.01.2003.
2 Федеральный
закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О
техническом регулировании» // Парламентская
газета», № 1-2, 05.01.2003.
3 Федеральный
закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О
техническом регулировании» // Парламентская
газета», № 1-2, 05.01.2003.
4
Ершова И.В. Предпринимательское право.
- М.: ИД «Юриспруденция», 2008. С. 244-245.
5 Лифиц И.М. Стандартизация,
метрология и сертификация: Учебник, -
2-е изд. перераб. и доп. М., 2008. С. 123-125.